(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59243-2020/ISO/TS 25108-2018 "Контроль...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59243-2020/ISO/TS 25108-2018 "Контроль неразрушающий. Образовательные организации, осуществляющие подготовку персонала неразрушающего контроля" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2020 г. N 1271-ст)

Non-destructive testing. NDT personnel training organizations

Дата введения - 1 марта 2021 г.
Введен впервые

Предисловие

1 Подготовлен Негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Научно-учебный центр "Контроль и диагностика" ("НУЦ "Контроль и диагностика") на основе собственного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 371 "Неразрушающий контроль", подкомитетом ПК 7 "Квалификация персонала"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2020 г. N 1271-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 25108:2018 "Контроль неразрушающий. Образовательные организации, осуществляющие подготовку персонала неразрушающего контроля" (ISO/TS 25108:2018 "Non-destructive testing - NDT personnel training organizations", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые

Введение

Настоящий стандарт идентичен международному документу (ISO/TS 25108:2018), который подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 135 "Неразрушающий контроль", подкомитетом SC 7 "Квалификация персонала".

1 Область применения

В настоящем стандарте, разработанном с целью гармонизации и развития общих стандартов подготовки персонала неразрушающего контроля (НК) для нужд промышленности, содержатся требования и рекомендации для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке в области НК (далее - образовательная организация).
Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования для эффективно структурированной системы подготовки персонала НК, что должно обеспечить допуск персонала к квалификационным экзаменам, результатом чего станет возможность сертификации персонала третьей стороной в соответствии с общепризнанными стандартами.
Примечание - В документе ISO/TS 25107 содержатся требования и рекомендации, касающиеся учебных программ по НК, предназначенных для проведения подготовки.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
ISO/TS 18173, Non-destructive testing - General terms and definitions (Неразрушающий контроль. Общие термины и определения)
ISO 9712, Non-destructive testing - Qualification and certification of NDT personnel (Неразрушающий контроль. Квалификация и сертификация персонала НК)
ISO/TS 25107, Non-destructive testing - NDT training syllabuses (Неразрушающий контроль. Учебные программы по НК)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте используются термины и определения, приводимые в стандартах ISO/TS 18173 и ИСО 9712, а также в следующих источниках:
Терминологические базы данных, которые ведут ИСО и МЭК, для использования в работе по стандартизации, расположенные по следующим адресам:
- онлайн библиотека стандартов ИСО - http://www.iso.org/obp;
- электропедия МЭК - http://www.electropedia.org/
3.1 учебно-методический комплект курса (course note): Учебно-методические материалы, используемые в ходе классных занятий и предназначенные для достижения целей подготовки.
Примечание 1 - Разрабатываются и предоставляются образовательной организацией в бумажной или электронной форме (например, учебное издание или презентация по тематике курса, задания, лабораторные работы, контрольные работы и т.п.).
3.2 учебно-тематический план курса (course outline): Документ, который согласовывается организацией и обучающимися и предусматривает контроль со стороны высокопоставленных руководителей за направленностью подготовки.
3.3 образовательная программа (curriculum): Детальный план обучения, разрабатываемый образовательной организацией и подробно излагающий направленность образовательной деятельности, которым устанавливаются цели, теоретическое и практическое содержание, результаты обучения и приобретаемые практические компетенции, методология обучения, подготовки и приобретения знаний, процедуры оценки учебных мероприятий, преподаваемой теории и формируемых практических компетенций в ходе конкретного курса подготовки.
3.4 дистанционное образование (distance education): Любая форма обучения, при которой обучающиеся приобретают знания самостоятельно, находясь на удалении от места расположения образовательной организации, а преподаватель только дает консультации обучающемуся(щимся).
3.5 электронное обучение (e-learning): Метод обучения при помощи информационно-коммуникационных технологий.
3.6 преподаватель (instructor): Лицо, проводящее обучение и подготовку.
3.7 сотрудники, обслуживающие учебный процесс (training staff): Персонал, выполняющий работу, от которой зависит качество подготовки в области НК.
Примечание 1 - К таким сотрудникам относится персонал, не являющийся преподавателями (3.6), а именно: работники секретариата, ассистенты преподавателя, лаборанты, инспекторы.

4 Общие положения

Расширению возможностей образовательной организации и выполнению поставленных задач в значительной мере способствуют систематичность учебного процесса и его планирование.
В целях определения и реализации учебных мероприятий, способствующих устранению разрыва между требуемыми и реально существующими компетенциями, образовательным организациям необходимо тщательно проработать такие вопросы, как:
a) выявление потребностей в подготовке;
b) разработка и планирование учебных мероприятий;
c) организация учебного процесса;
d) оценка результатов подготовки.
Для получения четкого представления о целях и результатах подготовки, позволяющих определить, чего сможет добиться обучающийся в ходе процесса подготовки, и быть уверенным в том, что обучающийся приобретает базовые знания, необходимые ему для последующего получения требуемых знаний, должна разрабатываться образовательная программа.
Она может включать начальную подготовку в области математики, материаловедения и технологических процессов, а также техники безопасности.
В целях обеспечения условий для эффективного донесения знаний, при определении целей подготовки необходимо исходить из ожидаемых компетенций, содержание которых перерабатывается под требования учебного процесса. При этом рекомендуется учитывать следующее:
a) необходимость подготовки;
b) уровень обучающихся;
c) методика подготовки;
d) общее содержание учебного курса;