Действующий
3.1 устройство контроля присутствия (activity monitor): Тип системы контроля присутствия оператора, посредством которой система автоматического управления получает обратную связь с рабочим местом оператора, указывающую на присутствие оператора на рабочем месте.
3.2 система автоматического управления (auto-guidance system): Группа компонентов, используемых совместно с основной системой рулевого управления, которые помогают оператору в управлении трактором или машиной, но при этом всегда сохраняется приоритетность действий оператора.
3.3 комплексная электронная система управления (complex electronic control system): Электронные системы управления, подчиненные иерархии управления, в которой управляемая функция может быть отменена электронной системой или функцией электронного управления более высокого уровня.
3.4.1 активное состояние (active state): Система включена и подает команды на рулевое управление трактора или машины.
3.4.2 пассивное состояние (enabled state): Система включена и готова к подаче команд на рулевое управление трактора или машины по факту поступления соответствующей команды или сигнала.
3.4.3 отключенное состояние (disabled state): Система выключена и не готова к подаче команд на рулевое управление.
3.5 сигнал (signal): Информация или данные в виде электрических напряжений или токов, цифровых сообщений посредством прямого соединения или посредством сети передачи данных, предоставляемые в систему управления.
Пример - Спутниковые сигналы, предоставляемые приемником через соединение RS232 или сеть в соответствии с
[1] - [14].
3.6 визуальный индикатор (visual indicator): Сигнал, обнаруживаемый при помощи зрения.
Пример - Лампа, светодиод, сообщение или символ на устройстве отображения информации.
4 Требования и (или) меры безопасности
4.1 Управление и устройства отображения информации
4.1.1 Расположение, маркировка и метод приведения в действие органов управления должны соответствовать требованиям ГОСТ ISO 15077.
4.1.2 Устройства отображения информации, при наличии, должны быть сконструированы и расположены так, чтобы была обеспечена их видимость оператором одновременно с видимостью рабочей зоны и не перекрывался доступ к основным органам управления трактором или машиной. Устройства отображения информации могут иметь несколько рабочих положений для обеспечения видимости в разных условиях работ, например при работе в поле и при движении по дорогам общего пользования.
4.1.3 Если визуальный индикатор является частью информации на устройстве отображения информации, использующем более одного выбираемого оператором экрана или страницы, индикатор не обязательно должен присутствовать на каждом экране или странице, но должен присутствовать как минимум на одном обозначенном экране или странице. Обозначение экрана или страницы должно быть описано в руководстве по эксплуатации.
4.2 Система контроля присутствия оператора на рабочем месте
Должна быть предусмотрена система контроля присутствия оператора на рабочем месте. Это требование может быть выполнено при помощи различных механических, электрических и электронных средств, используемых для определения отсутствия оператора на рабочем месте посредством устройства контроля присутствия или других технических решений, способных определить присутствие оператора на рабочем месте.
4.3 Требования к состояниям системы
4.3.1 При запуске двигателя система автоматического управления должна быть в отключенном состоянии.
4.3.2 Должны быть предусмотрены технические средства, такие как клавиши, кнопки или иные устройства для перехода системы:
a) из отключенного в пассивное состояние,
b) из пассивного в активное состояние, и
c) из активного в отключенное состояние.
4.3.3 Должен быть предусмотрен визуальный индикатор, отображающий состояние системы (отключенное, пассивное, активное).
4.3.4 Должен быть предусмотрен звуковой сигнал, звучащий при входе или выходе системы из активного состояния.
4.3.5 Системе должна требоваться команда от оператора для перехода из отключенного или пассивного состояния в активное.
4.3.6 Система не должна воздействовать на рулевое управление стоящего на месте трактора или машины.
4.3.7 Система должна автоматически переходить из активного состояния в пассивное либо отключенное при любом из нижеперечисленных условий:
a) Оператор повернул рулевое колесо, что может быть определено по скорости или диапазону вращения или возрастанию давления или расхода жидкости:
1) в случае измерения скорости вращения система автоматического управления должна изменять состояние при повороте рулевого колеса с угловой скоростью 50 °/с или более;
2) в случае измерения диапазона вращения система автоматического управления должна изменять состояние в случае поворота рулевого колеса на 30° или более;
3) для машин без рулевого колеса система автоматического управления должна выходить из активного состояния в случае воздействия оператора на органы управления направления движения машины;
4) для машин с рулевым колесом усилие, необходимое для выхода системы автоматического управления из активного состояния, не должно превышать 250 Н (метод измерения - по ГОСТ 33679).
b) Для систем, использующих только спутниковые сигналы, в любом случае получения недостаточной информации от спутников для определения местоположения машины с заданным уровнем точности.
c) Для систем, использующих не только спутниковые сигналы, в случае потери всех (например, сигналов от спутника и от датчиков на поле) сигналов.
d) В течение не более 10 с с момента определения отсутствия оператора или отсутствия его активности на рабочем месте.
5 Информация для оператора
5.1 Руководство по эксплуатации
5.1.1 Требования по эксплуатации систем автоматического управления, устанавливаемых изготовителем и являющихся неотъемлемой частью трактора или самоходной машины, должны содержаться в руководстве (инструкции) по эксплуатации трактора или машины.
Руководство по эксплуатации на системы, разработанные и изготовленные в качестве дополнительного оборудования для оснащения уже изготовленных тракторов и машин, должно быть приложено к каждой системе.
5.1.2 Должно быть особо отмечено о необходимости перевода системы автоматического управления в отключенное состояние при движении трактора или машины по дорогам общего пользования.
5.2 Знаки безопасности и инструкции
5.2.1 Знаки безопасности, соответствующие требованиям
ГОСТ 12.4.026, должны быть нанесены соответствующим образом для предупреждения оператора и других людей об угрозах травмирования при нормальных условиях эксплуатации и техническом обслуживании.
5.2.2 Знаки безопасности могут быть нанесены на оборудование или могут отображаться на электронных устройствах отображения информации, в конкретный момент или в течение всего периода работы.
5.2.3 Указания, относящиеся к работе оборудования и техническому обслуживанию, должны отличаться от знаков безопасности.
Приложение ДА
(справочное)
Сведения
о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте