(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- наличие соглашения, допускающего такое применение национального стандарта, или с разрешения правомочного на это органа.
3.1.7 При разработке межгосударственного стандарта необходимо обеспечить увязку его положений с положениями принятых ранее межгосударственных стандартов. Если эти положения устарели и противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с разделом 5 или их отмену в соответствии с разделом 6.
3.1.8 Проект межгосударственного стандарта и иных документов, используемых в процессе его разработки, оформляют в электронно-цифровой форме, пригодной для обмена документами в соответствии с порядком, установленным МГС [1].
3.1.9 Разработку межгосударственного стандарта (на всех этапах разработки от планирования до издания) осуществляют с использованием информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС).
3.2 Организация разработки межгосударственного стандарта
3.2.1 Планирование разработки межгосударственного стандарта осуществляют в соответствии с порядком, установленным МГС [2].
3.2.2 Организацию работ по разработке проекта межгосударственного стандарта в государстве - участнике Соглашения осуществляют национальный орган по стандартизации (далее - национальный орган) этого государства и секретариат МТК (а при его отсутствии - секретариат национального технического комитета по стандартизации), который имеет соответствующую по тематике область деятельности и за которым закреплен соответствующий объект стандартизации.
Примечания
1 Здесь и далее, где упоминается МТК или национальный технический комитет по стандартизации (далее - национальный ТК) соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК или подкомитет национального ТК и их органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК или в положении о национальном ТК).
2 Конкретные правила организации разработки проектов межгосударственных стандартов (начиная с подачи соответствующих предложений) в государствах - участниках Соглашения могут быть установлены национальными органами этих государств.
Если в отношении данного объекта и аспекта стандартизации не создан МТК, то здесь и далее, где упоминается секретариат МТК, его функции выполняет национальный орган государства-разработчика или уполномоченный им секретариат национального ТК или иная организация, а там, где упоминаются полномочные представители государств - членов МТК, их функции выполняют национальные органы государств, заинтересованных в применении разрабатываемого стандарта, или уполномоченные ими секретариаты национальных ТК или иные организации.
3.2.3 Разработчиком проекта межгосударственного стандарта (далее - разработчик) должна быть организация, которая специализируется поданному виду продукции (услуг, технологий или иному объекту стандартизации) и имеет в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал. Выбор разработчика осуществляет заказчик разработки*(4).
Примечание - Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта межгосударственного стандарта определяется техническим заданием на эту разработку и/или соответствующим договором. В частности в них может быть оговорена необходимость представления проекта межгосударственного стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки.
3.2.4 В обоснованных случаях для разработки межгосударственного стандарта может быть создана рабочая группа из квалифицированных специалистов разных организаций, которые имеют опыт раз работки нормативных и/или технических документов в данной области. При этом в рабочую группу могут быть включены по предложению национальных органов их полномочные представители в МТК, представители аналогичных национальных ТК или иные специалисты, компетентные в этой области.
3.3 Правила разработки первой редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрения
3.3.1 Разработчик межгосударственного стандарта разрабатывает первую редакцию проекта стандарта и готовит пояснительную записку к нему.
3.3.2 При разработке проекта межгосударственного стандарта учитывают установленные в ГОСТ 1.5 (раздел 7) общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, а при использовании в качестве основы международных и региональных стандартов или международных документов, не являющихся международными стандартами, руководствуются ГОСТ 1.3.
3.3.3 При разработке проекта межгосударственного стандарта используют или учитывают:
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- действующие международные, европейские и межгосударственные стандарты, а также международные документы, не являющиеся международными стандартами;
- правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН);
- национальные стандарты государств - участников Соглашения;
- национальные стандарты экономически развитых стран;
- прочую информацию о современных достижениях науки, техники и технологии;
- предложения членов МТК, национальных органов государств - участников Соглашения и иных органов их государственного управления, национальных ТК, а также различных юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке межгосударственного стандарта.
3.3.3.1 При отсутствии у разработчика национальных стандартов и технических регламентов других государств - участников Соглашения эти документы могут быть запрошены через национальный орган своего государства - у национальных органов этих государств.
3.3.3.2 При использовании в проекте межгосударственного стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства государства-разработчика. При этом необходимую информацию приводят в пояснительной записке к проекту и/или в предисловии стандарта.
Примечание - МГС не несет ответственность за патентную чистоту содержания разрабатываемого межгосударственного стандарта или за объективность указанной разработчиком информации о патентных правах патентообладателя (лицензиара). Соответствующее предупреждение приводят в предисловии межгосударственного стандарта при подготовке его к принятию. Патентообладатель (лицензиар) может заявить о своих правах на изобретение в процессе рассмотрения проекта межгосударственного стандарта или после введения принятого межгосударственного стандарта в действие. В последнем случае в предисловие межгосударственного стандарта вносят поправку для указания информации о наличии в межгосударственном стандарте объектов патентного права и патентообладателе (лицензиаре).
3.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта межгосударственного стандарта - по ГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4, подразделы 6.1 и 6.2).
3.3.5 При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного (регионального) стандарта или международного документа, не являющегося международным стандартом, соблюдают правила изложения и оформления, установленные ГОСТ 1.3.
3.3.6 В пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта приводят:
- основание для разработки данного стандарта с указанием номера темы по программе работ по межгосударственной стандартизации;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, если это необходимо для конкретизации соответствующих сведений, приведенных в разделе 1 разрабатываемого стандарта;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование разработки межгосударственного стандарта, в том числе обоснование целесообразности его разработки на межгосударственном уровне;
- сведения о взаимосвязи проекта межгосударственного стандарта с другими межгосударственными стандартами, правилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и/или сведения о применении при разработке проекта межгосударственного стандарта международного (регионального или национального) стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом);
- предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые противоречат разрабатываемому стандарту;
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке межгосударственного стандарта;
- сведения о разработчике с указанием его сайта в сети Интернет, почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты.
При необходимости, обусловленной особенностями объекта и/или аспекта стандартизации, в пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта также приводят сведения о патентной чистоте его проекта или предусмотренную законодательством государства-разработчика информацию об использовании при разработке данного стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права.
3.3.7 Разработчик направляет первую редакцию проекта межгосударственного стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат соответствующего по тематике МТК и национальный орган своего государства. При этом проект межгосударственного стандарта и пояснительную записку представляют в электронном виде в форматах (*.DOC) или (*.PDF).
3.3.8 Национальный орган государства-разработчика размещает проект межгосударственного стандарта и пояснительную записку к нему в АИС МГС для рассмотрения. При этом срок рассмотрения первой редакции проекта межгосударственного стандарта составляет три месяца. Данный срок может быть сокращен до двух месяцев, если это обусловлено объективной причиной, которую указывают в пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта.
3.3.9 Полномочные представители государств - членов МТК (или национальные органы государств, не являющихся членами данного МТК) организуют рассмотрение проекта межгосударственного стандарта (в том числе его публичное обсуждение) в своих государствах, собирают и анализируют отзывы заинтересованных органов государственного управления, организаций и иных юридических и физических лиц.
3.3.10 Замечания и предложения, приводимые в отзыве на первую редакцию проекта межгосударственного стандарта, рекомендуется излагать в следующей последовательности:
- по проекту в целом;
- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам, приложениям - в порядке изложения проекта данного стандарта.
Все предложения по проекту межгосударственного стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить конкретный характер.
3.3.11 На основании отзывов заинтересованных органов государственного управления, организаций и иных лиц полномочный представитель государства в МТК готовит обобщенный отзыв от этого государства на проект межгосударственного стандарта. Если государство не является членом данного МТК, то обобщенный отзыв этого государства готовит лицо, которое назначено национальным органом этого государства.
3.3.12 Полномочный представитель государства в МТК или национальный орган размещает отзыв на проект межгосударственного стандарта от имени своего государства в АИС МГС, используя шаблон, установленный в АИС МГС.
3.4 Правила разработки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрения
3.4.1 После истечения срока рассмотрения первой редакции проекта межгосударственного стандарта секретариат МТК обобщает отзывы, размещенные в АИС МГС, и в десятидневный срок направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции данного проекта, прилагая в случае необходимости свои рекомендации о целесообразности реализации предложений и учета замечаний, содержащихся в этих отзывах.