(Действующий) Строительные нормы и правила СНиП III-44-77 Часть III "Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
согласованные с эксплуатирующими организациями проектные решения инженерных мероприятий по обеспечению сохранности наземных и подземных зданий и сооружений, пересечению автомобильных и железных дорог;
схема расстановки механизмов, применяемых для обслуживающих процессов и создания необходимого температурно-влажностного режима в законченных строительством отдельных сооружениях на период монтажа оборудования в них и до сдачи в эксплуатацию, графики работы механизмов по участкам с указанием сроков эксплуатации их и режимов работы, а также ведомость подсчета объемов работ по участкам;
пояснительная записка с обоснованием принятых способов и скоростей проходки подземных выработок, применения специальных способов работ, а также перечень сооружений, которые по условиям монтажа постоянного технологического оборудования требуют создания необходимого температурно-влажностного режима, с указанием основных параметров этого режима.
При присоединении вновь строящихся линий метрополитена к действующим в проекте организации строительства должны быть предусмотрены порядок и способы производства соответствующих работ, согласованные с эксплуатирующей организацией.
1.5. Для вновь начинаемого строительства метрополитена в городах при создании производственной базы: по изготовлению нестандартизированного оборудования и специального оборудования для производства тоннельных работ, по ремонту горнопроходческого оборудования и транспортных средств, производству железобетонных элементов обделки, товарного бетона, раствора, гидроизоляционных материалов, по комплектации оборудования постоянных устройств метрополитена, а также при создании складских помещений - должна быть уточнена возможность максимального использования имеющихся в районе строительства предприятий стройиндустрии.
1.6. При сооружении железнодорожных, автодорожных и гидротехнических тоннелей бетонорастворные узлы, опалубочные, арматурные мастерские и другие объекты производственной базы создаются, как правило, на строительной площадке. Необходимость организации указанных объектов на строительной площадке метрополитенов должна обосновываться в проекте организации строительства.
1.7. Временные сооружения на строительных площадках должны располагаться с учетом максимально возможного сохранения действующих строений, зеленых насаждений, обеспечения нормальных условий производства строительных работ и жизни населения в районах, прилегающих к строительным площадкам, сохранения работы городского хозяйства, соблюдения противопожарных и санитарных требований.
1.8. Обеспечение сжатым воздухом подземных участков работ должно осуществляться от стационарных компрессорных станций, а участков открытых работ - от передвижных компрессорных установок. Производительность, число и размещение компрессорных станций устанавливаются проектом организации строительства.
1.9. Электроснабжение строительства должно осуществляться от подстанций районной энергосистемы по самостоятельным воздушным или кабельным линиям с напряжением 6-10 кВ. Допускается электроснабжение шахтных площадок от городской сети с напряжением 6-10 кВ (если энергия в сеть подается от двух независимых источников) или от передвижных энергоустановок.
Электроснабжение должно обеспечивать питание электроэнергией от двух независимых источников тока следующих групп электроприемников: шахтного подъема, вентиляторов главного проветривания, водоотлива, компрессорной станции низкого давления (кессонной), водопонижающих установок и освещения подземных выработок. Подключение этих электроприемников должно быть равномерно распределено по секциям распределительного щита, подключенным к независимым источникам питания.
1.10. Подземные выработки во время строительства тоннелей должны обеспечиваться телефонной связью и средствами оповещения.
1.11. Сооружение тоннелей должно осуществляться по циклограммам, обеспечивающим заданную скорость проходки из условий выполнения цикла горнопроходческих работ за время, кратное принятой на строительстве сменности.
1.12. В процессе проходки тоннелей надлежит вести систематическое визуальное наблюдение за соответствием фактических геологических и гидрогеологических условий, характеризующих устойчивость забоя, проектным данным в части изменения мощности и характера напластований грунтов, их крепости по буримости, трещиноватости, видов грунтов и притока грунтовых вод в забой.
Результаты наблюдений следует заносить в журнал производства горных работ по форме, приведенной в прил.9. Об отклонениях фактических геологических и гидрогеологических данных от проектных ставится в известность заказчик.
1.13. При устройстве отвалов в районах распространения вечномерзлых грунтов, определении их местоположения и размеров следует учитывать влияние отсыпки отвалов на изменение режима вечномерзлых грунтов и на окружающую природную среду.
1.14. С учетом сезонного промерзания и оттаивания прилегающего к выработке слоя горного массива, оттаивания или сохранения вечной мерзлоты в горном массиве в процессе строительства тоннеля в проектах организации строительства и проектах производства работ следует предусматривать мероприятия по обеспечению:
надежной временной крепи;
поддержания приконтурного слоя грунтов в мерзлом состоянии до включения в работу тоннельной обделки в случаях сохранения вечной мерзлоты при производстве работ согласно требованиям п.4.44 настоящей главы;
необходимых условий твердения бетонной смеси, укладываемой в конструкции;
нормальных условий работы временных внутритоннельных дренажных и водоотводных устройств;
предотвращения образования наледей в тоннеле при его строительстве.

2. Геодезическо-маркшейдерские работы

2.1. Геодезическая разбивочная основа должна создаваться на поверхности вдоль трассы строящегося тоннеля в составе и объеме, указанных в пп.2.2-2.8 настоящей главы. При этом выносятся и закрепляются на местности основные оси стволов, порталов, штолен и наземных сооружений.
В процессе производства геодезическо-маркшейдерских разбивочных работ по выносу проекта тоннеля в натуру должны производиться ориентирование подземных выработок и передача в них с поверхности координат и отметок от геодезической разбивочной основы, а также должна создаваться подземная маркшейдерская основа согласно требованиям пп.2.11-2.15 настоящей главы.
2.2. Тоннельная триангуляция, выполненная в составе геодезической разбивочной основы, должна отвечать требованиям, установленным в табл.1.
При строительстве комплекса из двух и более тоннелей разряд тоннельной триангуляции следует определять, исходя из длины наибольшего по протяженности тоннеля.
Все угловые и линейные измерения при построении тоннельной триангуляции должны выполняться дважды с интервалом во времени не менее месяца.
Пункты тоннельной триангуляции следует располагать не реже, чем через 3 км вдоль трассы тоннеля и не далее 2 км от нее.
2.3. В случаях когда вместо тоннельной триангуляции в составе геодезической разбивочной основы прокладывается тоннельная полигонометрия, ее точность должна соответствовать требованиям, установленным в табл.2.
2.4. На поверхности вдоль трассы тоннеля в cocтаве геодезической разбивочной основы должна прокладываться основная полигонометрия в виде системы замкнутых полигонов или одиночных ходов, расположенных между пунктами тоннельной триангуляции и тоннельной полигонометрии.
Основную полигонометрию допускается использовать в качестве самостоятельной геодезической разбивочной основы для строительства тоннелей, длина которых не превышает 1 км.
Основная полигонометрия должна удовлетворять следующим требованиям:
длины сторон следует принимать от 100 до 300 м;
относительная невязка в периметре хода не должна превышать: 1:35 000 - для тоннелей длиной более 0,5 км и 1:20000 - для тоннелей длиной менее 0,5 км;
величина средней квадратической погрешности измеренного угла не должна превышать ";
при измерении линий коэффициент случайного влияния не должен превышать 0,0003, а коэффициент систематического влияния - 0,00001.
Измерения углов и линий следует проводить дважды с интервалом по времени не менее суток.
Таблица 1
┌───────┬─────┬─────┬──────┬─────┬────────┬────────┬────┬────────┬──────┐
│Общая │Раз- │Длина│Сред- │До- │Относи- │Средняя │До- │Относи- │Сред- │
│длина │ряд │сто- │няя │пус- │тельная │относи- │пус-│тельная │няя │
│тонне- │три- │рон │квад- │тимая│погреш- │тельная │ти- │погреш- │пог- │
│ля, │ангу-│три- │рати- │не- │ность │погреш- │мое │ность │реш- │
│L, км │ляции│ангу-│ческая│вязка│измере- │ность │уве-│опреде- │ность │
│ │ │ля- │пог- │треу-│ния дли-│выходной│ли- │ления │изме- │
│ │ │ции, │реш- │голь-│ны бази-│стороны │че- │длины │рения │
│ │ │км │ность │ника │са │ │ние │наиболее│дирек-│
│ │ │ │изме- │ │ │ │ба- │слабой │цион- │
│ │ │ │ренно-│ │ │ │зис-│стороны │ного │
│ │ │ │го уг-│ │ │ │ной │сети │угла │
│ │ │ │ла, │ │ │ │сети│ │более │
│ │ │ │подс- │ │ │ │ром-│ │слабой│
│ │ │ │читан-│ │ │ │би- │ │сторо-│
│ │ │ │ная по│ │ │ │чес-│ │ны се-│
│ │ │ │невяз-│ │ │ │кого│ │ти │
│ │ │ │кам в│ │ │ │вида│ │ │
│ │ │ │треу- │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │голь- │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │никах │ │ │ │ │ │ │
├───────┼─────┼─────┼──────┼─────┼────────┼────────┼────┼────────┼──────┤
│Более 8│I-Т │4-10 │+-0,7"│ +-3"│1:800000│1:400000│ 2,5│1:200000│+-1,5"│
│ От 5 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ до 8 │II-Т │2-7 │+-1" │ +-4"│1:500000│1:300000│ 2,5│1:150000│+-2" │
│ От 2 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ до 5 │III-Т│1,5-5│+-1,5"│ +-6"│1:400000│1:200000│ 3 │1:120000│+-3" │
│ От 1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ до 2 │IV-Т │1-3 │+-2" │ +-8"│1:300000│1:150000│ 3 │1:70000 │+-4" │
│ │
│ Примечание. В таблице длина L учитывает случай сооружения тоннеля│
│из двух крайних его точек. При наличии промежуточных стволов или штолен│
│необходимо определять величину L_экв по формуле: L_экв = кв.корень (L х│
│l), где L - общая длина тоннеля; l - среднее расстояние между смежными│
│точками открытия фронта тоннельных работ. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌───────┬─────┬─────┬──────┬─────┬────────┬────────┬────┬────────┬──────┐
2.5. Вместо основной полигонометрии на открытой пересеченной местности надлежит строить аналитические сети в виде цепей или сетей треугольников, опирающихся на пункты тоннельной триангуляции. Допускается также вставка одиночных пунктов аналитической сети для передачи координат через порталы, стволы, боковые штольни.
Длины сторон аналитической сети должны приниматься от 300 до 600 м, величины угловых невязок в треугольниках не должны быть более ".
2.6. Систему реперов, входящих в состав геодезической разбивочной основы, следует создавать путем нивелирования I и II классов; при этом расстояние между реперами, отметки которых определены нивелированием II класса, должно быть не более 2 км.
Таблица 2
┌───────────┬─────────┬─────────┬───────────────────┬───────────────────┐
│Длина │Разряд │Длины │Средняя квадрати-│Средняя относитель-│
│тоннеля, │тоннель- │сторон, │ческая погрешность│ная погрешность из-│
│км │ной поли-│км │измеренного угла│мерения стороны │
│ │гономет- │ │поворота │ │
│ │рии │ ├─────────┬─────────┼─────────┬─────────┤
│ │ │ │по оценке│оценка, │для кри-│для пря-│
│ │ │ │на стан-│по мно-│волиней- │молиней- │
│ │ │ │ции │гократным│ного тон-│ного тон-│
│ │ │ │ │измерени-│неля │неля │
│ │ │ │ │ям и не-│ │ │
│ │ │ │ │вязкам │ │ │
│ │ │ │ │фигур │ │ │
├───────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Более 8 │I-Т │ 3-10 │ +-0,4" │ +-0,7" │ 1:300000│ 1:150000│
│От 5 до 8 │II-Т │ 2-7 │ +-0,7" │ +-1" │ 1:200000│ 1:100000│
│От 2 до 5 │III-Т │ 1,5-5 │ +-1" │ +-1,5" │ 1:150000│ 1:70000 │
│От 1 до 2 │IV-Т │ 1-3 │ +-1,5" │ +-2" │ 1:100000│ 1:50000 │
├───────────┼─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┤
│Длина │ Допустимые относительные погрешности хода │
│тоннеля, │ │
│км │ │
│ │ │
│ │────────────────┬──────────────────────────────────────────┤
│ │для криволиней- │ для прямолинейного тоннеля │
│ │ного тоннеля ├─────────────────────┬────────────────────┤
│ │ │по поперечному │по продольному │
│ │ │сдвигу │сдвигу │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
├───────────┼────────────────┼─────────────────────┼────────────────────┤
│Более 8 │ 1:200000 │ 1:200000 │ 1:100000 │
│От 5 до 8 │ 1:150000 │ 1:150000 │ 1:70000 │
│От 2 до 5 │ 1:120000 │ 1:120000 │ 1:60000 │
│От 1 до 2 │ 1:70000 │ 1:70000 │ 1:40000 │
└───────────┴────────────────┴─────────────────────┴────────────────────┘
┌───────────┬─────────┬─────────┬───────────────────┬───────────────────┐
Последующее сгущение системы реперов следует осуществлять путем нивелирования III и IV классов, опирающегося на реперы высших классов, из расчета обеспечения каждого ствола, портала или штольни - не менее чем тремя реперами.
В ходах III класса предельные невязки не должны быть более , а в ходах IV класса - (где L - длина хода в км).
В ходах IV класса, насчитывающих свыше 16 станций на 1 км хода, допускается невязка в (где n - число станций в ходе).
2.7. Для обеспечения исходными данными ориентирования подземных выработок, а также для производства разбивочных работ на строительных площадках на поверхности в составе геодезической разбивочной основы прокладывается подходная полигонометрия в виде системы ходов или замкнутых полигонов со сторонами длиной от 30 до 70 м и общей длиной не более 300 м. Подходная полигонометрия должна опираться на пункты и стороны основной или тоннельной полигонометрии.