Действующий
РД 31.28.10-97 "Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии" (утв. распоряжением Министерства транспорта РФ от 17 декабря 1997 г. N МФ-34/2306)
Настоящий руководящий документ (РД) устанавливает основные положения и технические требования по защите от коррозии и обрастания судовых конструкций применительно к назначению судна и району его плавания, системы электрохимической и комплексной защиты и системы окрашивания судовых конструкций, порядок приемки и контроля работ по защите от коррозии и обрастания и требования безопасности при проведении этих работ.
В РД включены системы защиты, применение которых на судах морского транспорта показало достаточную надежность и эффективность.
ГОСТ 9.056-75 | ЕСЗКС. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме. |
ГОСТ 10885-85 | Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия. |
ГОСТ 26251-84 | Протекторы для защиты от коррозии. Технические условия. |
ГОСТ 26501-85 | Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите. |
ISO 8501 | Визуальная оценка чистоты поверхности. |
ISO 8502 | Испытания для оценки чистоты поверхности. |
ISO 8503 | Характеристики шероховатости поверхности, стальной основы, очищенной методом струйной очистки. |
ISO 8504 | Методы подготовки поверхности. |
OCT 5.3089-76 | Защита электрохимическая от коррозии валовинтового комплекса морских судов. Контактно-щеточные устройства. Технические условия. |
OCT 5.9522-86 | ЕСЗКС. Протекторная защита корпусов судов. Типовой технологический процесс монтажа. |
OCT 5.9741-85 | ЕСЗКС. Системы катодной защиты корпусов судов от коррозии. |
OCT 5.9761-79 | ЕСЗКС. Защита комплексная судов от коррозии. Общие технические требования. |
OCT 5.9898-83 | ЕСЗКС. Узлы анодные систем катодной защиты корпусов судов от коррозии и изделий типа "Каскад". Технические условия. |
OCT 5.9951-84 | Электроды сравнения пористые хлорсеребряные для систем электрохимической защиты. Технические условия. |
РД 5.5104-79 | Трубопроводы судовые. Методика безотказности и долговечности элементов и допустимые скорости потока морской воды. |
РД 5.5315-76 | Защита протекторная судовых трубопроводов, аппаратов и оборудования. Правила и нормы проектирования. |
РД 5.9149-83 | ЕСЗКС. Защита катодная корпусов судов. Правила и нормы проектирования. |
РД 5.9570-74 | Защита электрохимическая от коррозии валовинтового комплекса морских судов. Контактно-щеточные устройства. Типовой технологический процесс монтажа. |
РД 31.28.06-89 | Суда морские. Требования к конструктивной защите от коррозии надстроек, рубок и обстройки судовых помещений. |
РД 31.81.10-91 | Правила техники безопасности на судах морского флота. |
РД 31.83.04-89 | Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота. |
3.4. Особенности условий эксплуатации судовых конструкций, технические, санитарно-гигиенические и экологические требования к системам противокоррозионной защиты приведены в
Район судна | Наименование конструкции | Тип и назначение судна или конструкции | Условия эксплуатации | Методы защиты | Орган сертификации | |
Среда | Факторы воздействия | |||||
Подводная часть корпуса | Форштевень, ахтерштевень, киль, скуловые кили, кронштейны гребных валов, наружная обшивка | Суда неограниченного района плавания | Поток морской и пресной воды | Механические повреждения, обрастание* | Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (протекторной или катодной) | Российский Морской Регистр судоходства |
Суда ледового плавания | Механические повреждения, обрастание | Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (катодной) | ||||
Ледоколы | Истирающее действие льда | Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (катодной в ледовом исполнении) | ||||
Пояс переменных ватерлиний | Форштевень, ахтерштевень, наружная обшивка | Суда неограниченного района плавания | Переменное погружение, поток морской и пресной воды, морская атмосфера | Солнечное излучение, механические повреждения | Система лакокрасочных покрытий | Российский Морской Регистр судоходства |
Суда ледового плавания | Солнечное излучение, механические повреждения, истирающее действие льда | Система лакокрасочных покрытий | ||||
Ледоколы | Солнечное излучение, механические повреждения, истирающее действие льда | Изготовление обшивки ледового пояса из плакированных нержавеющей сталью листов, обязательная катодная защита в подводной части корпуса | ||||
Конструкции, расположенные на подводной части корпуса | Гребной винт | Все суда | Поток морской или пресной воды | Кавитация | Электрохимическая защита подводной части корпуса (протекторная или катодная) с применением контактно-щеточного устройства | |
Гребной и дейдвудный вал | Все суда | Морская вода | Знакопеременные нагрузки | Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой | ||
Внутренняя поверхность дейдвудных труб | Все суда | Морская вода | Контакт разнородных металлов | Система лакокрасочных покрытий | ||
Подруливающее устройство, перо руля | Все суда | Поток морской воды | Электрохимическая защита | |||
Крыльевые устройства | Все суда | Поток морской воды | Контакт разнородных металлов | Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой | ||
Наружная поверхность обтекателей | Все суда | Поток морской воды | Система лакокрасочных покрытий | |||
Кингстонные, ледовые ящики | Все суда | Морская вода | Контакт разнородных металлов | Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой | ||
Надводная часть корпуса | Форштевень, ахтерштевень, наружная обшивка, надстройки, рубки, комингсы люков, тамбуров, вентиляторов, фальшборт и штормовые портики | Все суда | Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки | Солнечное излучение | Система лакокрасочных покрытий | Российский Морской Регистр судоходства |
Настил верхней палубы | Все суда | Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки | Солнечное излучение, нагрев поверхности | Система лакокрасочных покрытий с теплоотражающими свойствами | ||
Настил верхней палубы в районе швартовых работ | Все суда | Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки | Солнечное излучение. Истирание | Система лакокрасочных покрытий | ||
Грузовые помещения | Грузовые трюма и твиндеки | Суда, перевозящие генеральные и навалочные грузы | Высокая влажность | Истирание | Система лакокрасочных покрытий | Российский Морской Регистр судоходства |
Навалочники, перевозящие химически активные грузы | Высокая влажность. Солевые растворы с кислой и щелочной реакцией | Истирание | Система лакокрасочных покрытий | Российский Морской Регистр судоходства | ||
Навалочники, перевозящие пищевые грузы | Высокая влажность | Система лакокрасочных покрытий | Российский Морской Регистр судоходства.Органы санитарного надзора (контакт с пищевыми грузами) | |||
Балластные танки, ахтерпики, форпики, заполняемые коффердамы, отсеки креновые и дифферентные | Сухогрузы и танкеры | Морская вода, высокая влажность | Система лакокрасочных покрытий совместно с протекторной защитой** | Российский Морской Регистр судоходства | ||
Грузобалластные танки | Танкеры | Нефтепродукты. Морская вода. Моющие средства | Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (протекторной) | |||
Грузовые танки | Танкеры | Нефтепродукты, жидкие пищевые грузы. Моющие средства | Подтоварные воды | Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической (протекторной) защитой днища | Органы санитарного надзора (контакт с пищевыми грузами) | |
Цистерны пресной воды | Все суда | Пресная вода | Система лакокрасочных покрытий. Изготовление цистерн из листов плакированных слоем нержавеющей стали | Органы санитарного надзора (контакт с питьевой водой) | ||
Помещения внутри корпуса | Помещения главных и вспомогательных двигателей, сухие отсеки, коффердамы, шахты лагов и эхолотов | Все суда | Высокая влажность | Система лакокрасочных покрытий | Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность) | |
Конструкции ниже настила двойного дна, настил двойного дна, сточные колодцы машинных отделений и трюмов, панели во всех помещениях с повышенной влажностью. Помещения котлов и грузовых насосов | Танкеры | Высокая влажность | Система лакокрасочных покрытий | |||
Насосные | Танкеры | Высокая влажность | Система лакокрасочных покрытий | |||
Помещения жилые, служебные и санитарно-бытового назначения | Жилые и служебные | Все суда | Регламентированная влажность и перепады температур | Декоративные требования | Система лакокрасочных покрытий | Органы санитарного надзора.Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность) |
Румпельные | Все суда | Повышенная влажность | Декоративные требования | Система лакокрасочных покрытий | Органы санитарного надзора.Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность) | |
Аккумуляторные | Все суда | Пары кислот | Декоративные требования | Система лакокрасочных покрытий | Органы санитарного надзора.Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность) | |
Помещения внутри корпуса | Санитарно-бытовые | Все суда | Повышенная влажность, перепады температур | Декоративные требования | Система лакокрасочных покрытий | Органы санитарного надзора.Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность) |
- совместимость с другими средствами противокоррозионной защиты, применяемыми для судовой конструкции;
- технологичность (возможность выполнения окрасочных работ при низкой температуре и высокой влажности; сокращение длительности работ за счет высокой скорости высыхания и уменьшения количества слоев системы покрытия);
- ремонтопригодность (пониженные требования к подготовке поверхности под окраску, широкая гамма по совместимости лакокрасочных материалов, в том числе по старым покрытиям).
Приложении А. Качество поступающих материалов должно быть подтверждено сертификатами и клеймами. Перечень основных показателей качества лакокрасочных материалов, подлежащих входному контролю организациями, производящими окрасочные работы, приведен в Приложении Б.
4.3. Лакокрасочные материалы, применяемые при окрашивании, должны отвечать требованиям технических условий или другой технической документации. Перечень основных физико-химических и технологических свойств лакокрасочных материалов, который должна содержать техническая документация, приведен в
Однокомпонентные лакокрасочные материалы обычно поставляются готовыми к употреблению. В случае загустевания возможно разбавление соответствующими разбавителями в количестве от 10 до 20% для обычных красок и до 5% - для тиксотропных.
Двух- или трехкомпонентные материалы поставляются комплектно и перед применением смешиваются в соответствующих соотношениях. Соотношение компонентов, рабочая вязкость и срок годности приготовленных материалов должны быть оговорены в технических условиях на материал в соответствии с Приложением А.
п. 4.2) они должны допускать выполнение сварочных работ без удаления грунтовки, не снижая при этом прочностных свойств сварочного шва.
4.4. Для защиты стали в период хранения применяются межоперационные грунтовки. Кроме основных требований к лакокрасочным материалам (
Межоперационные грунтовки, имеющие сертификат Российского Морского Регистра судоходства с рекомендациями по нанесению на них покрывных лакокрасочных материалов, приведены в Приложении В.
Приложением Г. Если по производственной необходимости замена одного лакокрасочного материала другим все же производится, то она может быть согласована с разработчиком настоящего РД. На всех этапах технологического процесса соответствующие службы должны осуществлять контроль степени очистки и подготовки поверхности под покрытие, качества нанесения покрытия. В Приложении Д приведены причины появления дефектов лакокрасочных покрытий и рекомендации по их устранению.
4.5. Окрашивание проводится по установленным технологическим системам, не допуская их упрощения, изменения и замены одного материала другим, если такая замена не приведена в системах или примечаниях к ним в соответствии с
Вид и метод подготовки поверхности определяется выбранной системой окраски. При выборе системы окраски следует руководствоваться оснащенностью предприятия, ведущего работы соответствующим очистным оборудованием. Перечень основных типов оборудования для подготовки поверхности под окраску приведен в Приложении Е.
Полное удаление старого покрытия, включая грунтовки межоперационного хранения, производится на тех участках поверхности, где оно имеет механические или коррозионные повреждения или плохую адгезию. В зависимости от сохранности старого покрытия может применяться общая или частичная очистка поверхности. Если ранее нанесенное покрытие прочное, без коррозионных повреждений и процент его разрушения менее 20%, необходимо использовать частичную обработку (в местах отсутствия покрытия, перекрывая прилегающие участки на 15-20 см по периметру), более 20% - общую обработку. Хорошо сохранившимся покрытием следует считать покрытие, которое не разрушается струёй воды под давлением 200 атм или не удаляется металлической щеткой.
4.7. Для получения качественного покрытия каждый материал необходимо наносить рекомендованным для него способом. Перечень основных методов нанесения и возникающие при нанесении материалов дефекты и рекомендации по их устранению приведены в
Приложение Ж содержит типы и технические параметры пневматических краскораспылителей, аппаратов и установок безвоздушного распыления (БР).
Окрасочные работы следует производить при температуре и влажности в соответствии с технической документацией на применение лакокрасочных материалов. Запрещается производить окрасочные работы в туманную погоду, во время дождя, при скорости ветра более 10-12 м/с. Запрещается окрашивать поверхности, покрытые инеем и льдом и имеющие температуру ниже точки росы.
При окрашивании ранее эксплуатируемых судовых конструкций планируемый расход лакокрасочных материалов следует определять по Таблице 2.