(Действующий) РД 31.28.10-97 "Комплексные методы защиты судовых конструкций от...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

РД 31.28.10-97 "Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии" (утв. распоряжением Министерства транспорта РФ от 17 декабря 1997 г. N МФ-34/2306)

Дата введения 1 июля 1998 г.

1. Область применения

Настоящий руководящий документ (РД) устанавливает основные положения и технические требования по защите от коррозии и обрастания судовых конструкций применительно к назначению судна и району его плавания, системы электрохимической и комплексной защиты и системы окрашивания судовых конструкций, порядок приемки и контроля работ по защите от коррозии и обрастания и требования безопасности при проведении этих работ.
В РД включены системы защиты, применение которых на судах морского транспорта показало достаточную надежность и эффективность.

2. Нормативные ссылки

В настоящем РД использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:
ГОСТ 9.056-75ЕСЗКС. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме.
ГОСТ 10885-85Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия.
ГОСТ 26251-84Протекторы для защиты от коррозии. Технические условия.
ГОСТ 26501-85Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите.
ISO 8501Визуальная оценка чистоты поверхности.
ISO 8502Испытания для оценки чистоты поверхности.
ISO 8503Характеристики шероховатости поверхности, стальной основы, очищенной методом струйной очистки.
ISO 8504Методы подготовки поверхности.
OCT 5.3089-76Защита электрохимическая от коррозии валовинтового комплекса морских судов. Контактно-щеточные устройства. Технические условия.
OCT 5.9522-86ЕСЗКС. Протекторная защита корпусов судов. Типовой технологический процесс монтажа.
OCT 5.9741-85ЕСЗКС. Системы катодной защиты корпусов судов от коррозии.
OCT 5.9761-79ЕСЗКС. Защита комплексная судов от коррозии. Общие технические требования.
OCT 5.9898-83ЕСЗКС. Узлы анодные систем катодной защиты корпусов судов от коррозии и изделий типа "Каскад". Технические условия.
OCT 5.9951-84Электроды сравнения пористые хлорсеребряные для систем электрохимической защиты. Технические условия.
РД 5.5104-79Трубопроводы судовые. Методика безотказности и долговечности элементов и допустимые скорости потока морской воды.
РД 5.5315-76Защита протекторная судовых трубопроводов, аппаратов и оборудования. Правила и нормы проектирования.
РД 5.9149-83ЕСЗКС. Защита катодная корпусов судов. Правила и нормы проектирования.
РД 5.9570-74Защита электрохимическая от коррозии валовинтового комплекса морских судов. Контактно-щеточные устройства. Типовой технологический процесс монтажа.
РД 31.28.06-89Суда морские. Требования к конструктивной защите от коррозии надстроек, рубок и обстройки судовых помещений.
РД 31.81.10-91Правила техники безопасности на судах морского флота.
РД 31.83.04-89Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота.

3. Общие положения

3.1. Использование комплексных методов защиты от коррозии обеспечивает снижение общей скорости коррозии и предотвращает местные коррозионные, коррозионно-эрозионные и коррозионно-механические виды разрушений.
3.2. Комплексная защита судовых металлических конструкций предусматривает возможность рационального использования различных методов защиты для достижения требуемого снижения или предотвращения коррозии.
3.3. Надежность и долговечность судовых конструкций зависят от решения задач по:
- выбору материалов и технологии их обработки;
- оценки совместимости различных материалов;
- расчету оптимальных толщин элементов конструкций;
- выбору систем противокоррозионной защиты в соответствии с условиями эксплуатации конструкций.
3.4. Особенности условий эксплуатации судовых конструкций, технические, санитарно-гигиенические и экологические требования к системам противокоррозионной защиты приведены в Таблице 1.
Таблица 1

Основные требования к комплексным методам защиты от коррозии судовых конструкций

Район судна
Наименование конструкции
Тип и назначение судна или конструкции
Условия эксплуатации
Методы защиты
Орган сертификации
Среда
Факторы воздействия
Подводная часть корпусаФорштевень, ахтерштевень, киль, скуловые кили, кронштейны гребных валов, наружная обшивкаСуда неограниченного района плаванияПоток морской и пресной водыМеханические повреждения, обрастание*Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (протекторной или катодной)Российский Морской Регистр судоходства
Суда ледового плаванияМеханические повреждения, обрастаниеСистема лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (катодной)
ЛедоколыИстирающее действие льдаСистема лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (катодной в ледовом исполнении)
Пояс переменных ватерлинийФорштевень, ахтерштевень, наружная обшивкаСуда неограниченного района плаванияПеременное погружение, поток морской и пресной воды, морская атмосфераСолнечное излучение, механические поврежденияСистема лакокрасочных покрытийРоссийский Морской Регистр судоходства
Суда ледового плаванияСолнечное излучение, механические повреждения, истирающее действие льдаСистема лакокрасочных покрытий
ЛедоколыСолнечное излучение, механические повреждения, истирающее действие льдаИзготовление обшивки ледового пояса из плакированных нержавеющей сталью листов, обязательная катодная защита в подводной части корпуса
Конструкции, расположенные на подводной части корпусаГребной винтВсе судаПоток морской или пресной водыКавитацияЭлектрохимическая защита подводной части корпуса (протекторная или катодная) с применением контактно-щеточного устройства
Гребной и дейдвудный валВсе судаМорская водаЗнакопеременные нагрузкиСистема лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой
Внутренняя поверхность дейдвудных трубВсе судаМорская водаКонтакт разнородных металловСистема лакокрасочных покрытий
Подруливающее устройство, перо руляВсе судаПоток морской водыЭлектрохимическая защита
Крыльевые устройстваВсе судаПоток морской водыКонтакт разнородных металловСистема лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой
Наружная поверхность обтекателейВсе судаПоток морской водыСистема лакокрасочных покрытий
Кингстонные, ледовые ящикиВсе судаМорская водаКонтакт разнородных металловСистема лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой
Надводная часть корпусаФорштевень, ахтерштевень, наружная обшивка, надстройки, рубки, комингсы люков, тамбуров, вентиляторов, фальшборт и штормовые портикиВсе судаМорская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадкиСолнечное излучениеСистема лакокрасочных покрытийРоссийский Морской Регистр судоходства
Настил верхней палубыВсе судаМорская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадкиСолнечное излучение, нагрев поверхностиСистема лакокрасочных покрытий с теплоотражающими свойствами
Настил верхней палубы в районе швартовых работВсе судаМорская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадкиСолнечное излучение. ИстираниеСистема лакокрасочных покрытий
Грузовые помещенияГрузовые трюма и твиндекиСуда, перевозящие генеральные и навалочные грузыВысокая влажностьИстираниеСистема лакокрасочных покрытийРоссийский Морской Регистр судоходства
Навалочники, перевозящие химически активные грузыВысокая влажность. Солевые растворы с кислой и щелочной реакциейИстираниеСистема лакокрасочных покрытийРоссийский Морской Регистр судоходства
Навалочники, перевозящие пищевые грузыВысокая влажностьСистема лакокрасочных покрытийРоссийский Морской Регистр судоходства.Органы санитарного надзора (контакт с пищевыми грузами)
Балластные танки, ахтерпики, форпики, заполняемые коффердамы, отсеки креновые и дифферентныеСухогрузы и танкерыМорская вода, высокая влажностьСистема лакокрасочных покрытий совместно с протекторной защитой**Российский Морской Регистр судоходства
Грузобалластные танкиТанкерыНефтепродукты. Морская вода. Моющие средстваСистема лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (протекторной)
Грузовые танкиТанкерыНефтепродукты, жидкие пищевые грузы. Моющие средстваПодтоварные водыСистема лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической (протекторной) защитой днищаОрганы санитарного надзора (контакт с пищевыми грузами)
Цистерны пресной водыВсе судаПресная водаСистема лакокрасочных покрытий. Изготовление цистерн из листов плакированных слоем нержавеющей сталиОрганы санитарного надзора (контакт с питьевой водой)
Помещения внутри корпусаПомещения главных и вспомогательных двигателей, сухие отсеки, коффердамы, шахты лагов и эхолотовВсе судаВысокая влажностьСистема лакокрасочных покрытийРоссийский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность)
Конструкции ниже настила двойного дна, настил двойного дна, сточные колодцы машинных отделений и трюмов, панели во всех помещениях с повышенной влажностью. Помещения котлов и грузовых насосовТанкерыВысокая влажностьСистема лакокрасочных покрытий
НасосныеТанкерыВысокая влажностьСистема лакокрасочных покрытий
Помещения жилые, служебные и санитарно-бытового назначенияЖилые и служебныеВсе судаРегламентированная влажность и перепады температурДекоративные требованияСистема лакокрасочных покрытийОрганы санитарного надзора.Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность)
РумпельныеВсе судаПовышенная влажностьДекоративные требованияСистема лакокрасочных покрытийОрганы санитарного надзора.Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность)
АккумуляторныеВсе судаПары кислотДекоративные требованияСистема лакокрасочных покрытийОрганы санитарного надзора.Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность)
Помещения внутри корпусаСанитарно-бытовыеВсе судаПовышенная влажность, перепады температурДекоративные требованияСистема лакокрасочных покрытийОрганы санитарного надзора.Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность)
Примечания.
* Применение оловосодержащих противообрастающих эмалей запрещено по требованию национальных стандартов природоохранных органов ряда стран. Иностранные порты ограничивают заход судов, окрашенных этими эмалями. Требования отечественных природоохранных органов не содержат ограничений по использованию оловосодержащих противообрастающих эмалей.
** В требованиях зарубежных классификационных обществ и в Правилах постройки и классификации морских судов Российского Морского Регистра судоходства (до 1985 г.) разрешено использование цинковых и алюминиевых протекторов. Установка алюминиевых протекторов не допускается в случаях, когда их потенциальная энергия превышает 275 дж.
3.5. Все материалы, используемые в системах противокоррозионной защиты, должны иметь разрешение органов Госсанэпидемнадзора на их применение в судостроении и судоремонте. Разрешение выдается на основе экспертной оценки или токсикологических испытаний и свидетельствуют, что токсичность материала не превышает национальных допустимых норм.
3.6. Все материалы, используемые в системах противокоррозионной защиты, должны отвечать требованиям технических условий. Качество поступающих материалов должно быть подтверждено сертификатами и клеймами.
3.7. При выборе систем комплексной защиты должны быть предусмотрены условия по соблюдению требований безопасности, а также облегчающие труд при выполнении технологических процессов защиты от коррозии.

4. Технические и технологические требования к системам окраски судовых конструкций

4.1. Система окраски судовых конструкций предусматривает последовательное выполнение следующих операций: выбор лакокрасочных материалов, подготовку поверхности металла к нанесению покрытий, подготовку лакокрасочных материалов, метод их нанесения и контроль качества исполнения работ.
4.2. Ко всем видам лакокрасочных покрытий предъявляются следующие требования:
- надежная и долговечная защита судовых конструкций от коррозии и обрастания;
- совместимость с другими средствами противокоррозионной защиты, применяемыми для судовой конструкции;
- технологичность (возможность выполнения окрасочных работ при низкой температуре и высокой влажности; сокращение длительности работ за счет высокой скорости высыхания и уменьшения количества слоев системы покрытия);
- возможность механизированного нанесения;
- ремонтопригодность (пониженные требования к подготовке поверхности под окраску, широкая гамма по совместимости лакокрасочных материалов, в том числе по старым покрытиям).
4.3. Лакокрасочные материалы, применяемые при окрашивании, должны отвечать требованиям технических условий или другой технической документации. Перечень основных физико-химических и технологических свойств лакокрасочных материалов, который должна содержать техническая документация, приведен в Приложении А. Качество поступающих материалов должно быть подтверждено сертификатами и клеймами. Перечень основных показателей качества лакокрасочных материалов, подлежащих входному контролю организациями, производящими окрасочные работы, приведен в Приложении Б.
Однокомпонентные лакокрасочные материалы обычно поставляются готовыми к употреблению. В случае загустевания возможно разбавление соответствующими разбавителями в количестве от 10 до 20% для обычных красок и до 5% - для тиксотропных.
Двух- или трехкомпонентные материалы поставляются комплектно и перед применением смешиваются в соответствующих соотношениях. Соотношение компонентов, рабочая вязкость и срок годности приготовленных материалов должны быть оговорены в технических условиях на материал в соответствии с Приложением А.
4.4. Для защиты стали в период хранения применяются межоперационные грунтовки. Кроме основных требований к лакокрасочным материалам (п. 4.2) они должны допускать выполнение сварочных работ без удаления грунтовки, не снижая при этом прочностных свойств сварочного шва.
Межоперационные грунтовки, имеющие сертификат Российского Морского Регистра судоходства с рекомендациями по нанесению на них покрывных лакокрасочных материалов, приведены в Приложении В.
4.5. Окрашивание проводится по установленным технологическим системам, не допуская их упрощения, изменения и замены одного материала другим, если такая замена не приведена в системах или примечаниях к ним в соответствии с Приложением Г. Если по производственной необходимости замена одного лакокрасочного материала другим все же производится, то она может быть согласована с разработчиком настоящего РД. На всех этапах технологического процесса соответствующие службы должны осуществлять контроль степени очистки и подготовки поверхности под покрытие, качества нанесения покрытия. В Приложении Д приведены причины появления дефектов лакокрасочных покрытий и рекомендации по их устранению.
4.6. Подготовка поверхности под окрашивание как в заводских условиях, так и на судне должна проводиться с соблюдением всех требований, так как качество очистки поверхности играет важную роль в защитных свойствах лакокрасочных покрытий и длительности их службы.
Вид и метод подготовки поверхности определяется выбранной системой окраски. При выборе системы окраски следует руководствоваться оснащенностью предприятия, ведущего работы соответствующим очистным оборудованием. Перечень основных типов оборудования для подготовки поверхности под окраску приведен в Приложении Е.
Полное удаление старого покрытия, включая грунтовки межоперационного хранения, производится на тех участках поверхности, где оно имеет механические или коррозионные повреждения или плохую адгезию. В зависимости от сохранности старого покрытия может применяться общая или частичная очистка поверхности. Если ранее нанесенное покрытие прочное, без коррозионных повреждений и процент его разрушения менее 20%, необходимо использовать частичную обработку (в местах отсутствия покрытия, перекрывая прилегающие участки на 15-20 см по периметру), более 20% - общую обработку. Хорошо сохранившимся покрытием следует считать покрытие, которое не разрушается струёй воды под давлением 200 атм или не удаляется металлической щеткой.
4.7. Для получения качественного покрытия каждый материал необходимо наносить рекомендованным для него способом. Перечень основных методов нанесения и возникающие при нанесении материалов дефекты и рекомендации по их устранению приведены в Приложении Д.
Приложение Ж содержит типы и технические параметры пневматических краскораспылителей, аппаратов и установок безвоздушного распыления (БР).
Окрасочные работы следует производить при температуре и влажности в соответствии с технической документацией на применение лакокрасочных материалов. Запрещается производить окрасочные работы в туманную погоду, во время дождя, при скорости ветра более 10-12 м/с. Запрещается окрашивать поверхности, покрытые инеем и льдом и имеющие температуру ниже точки росы.
При окрашивании ранее эксплуатируемых судовых конструкций планируемый расход лакокрасочных материалов следует определять по Таблице 2.
Таблица 2

Увеличение расхода лакокрасочных материалов в процентах в зависимости от шероховатости поверхности корпусов морских судов