(Действующий) Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
осуществление мероприятий по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг;
мониторинг системы образования и обеспечение открытости информации о деятельности образовательных организаций.
В результате реализации Программы ожидается внедрение целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на федеральном и региональном уровнях.
В рамках реализации мероприятий Программы будет обеспечен доступ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования. За счет перевода услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) в электронный вид (электронная очередь), к 2018 году повысится доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В Программу включены федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011 - 2015 годы и Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы. Включение действующей Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы предусматривает переход с 2016 года к программно-целевому методу в рамках Программы, интегрирующей мероприятия и финансовые средства, направленные на функционирование и развитие системы образования. В развитие мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, требующих продолжения после 2015 года, соответствующие задачи включаются в подпрограммы Программы.
При решении задач Программы не предполагается заключение и исполнение долгосрочных государственных контрактов.
Программой предусмотрены мероприятия по реализации направлений приоритетного национального проекта "Образование" на 2014 - 2016 годы.

2. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы (в том числе обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов, характеризующих достижение ожидаемых результатов), если сфера реализации Программы полностью либо частично отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в Программе в части реализации осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих полномочий:
обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях;
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях;
финансовое обеспечение получения дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам;
организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях;
организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации, реализация государственной молодежной политики.
Поскольку сфера образования является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, достижение значений ряда показателей Программы, а также подпрограмм 1 - 3 Программы связано с деятельностью субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Достижение указанных ниже показателей Программы и подпрограмм зависит от объемов ее финансового обеспечения и из федерального бюджета, из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации:
охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет);
доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования);
удельный вес численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций;
удельный вес численности детей дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими новому образовательному стандарту дошкольного образования;
отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (из всех источников) к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации;
отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации;
отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации;
отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации;
отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена;
удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций;
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций;
количество новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации;
охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);
удельный вес численности выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности;
охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения указанной возрастной группы);
удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет.
В целях осуществления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, а также для координации и мониторинга модернизации региональных систем образования Программой по ряду показателей предусмотрены значения по городским поселениям и сельской местности.
Отдельной задачей модернизации системы образования является разработка и реализация решений, обеспечивающих координацию взаимодействия федеральной и региональной составляющих государственной политики в сфере образования. Соответствующие решения лежат в плоскости оптимизационных мероприятий, при которых высвобождающимся педагогам сети профессионального образования могут предоставляться рабочие места в организациях общего образования (с учетом необходимой переподготовки и повышения квалификации и иных мероприятий). Аналогичные подходы могут применяться к рациональному использованию имущественного комплекса системы образования. Другим направлением координации федеральной и региональной составляющих государственной политики в сфере образования является "увязка" государственного задания за счет средств федерального бюджета на подготовку специалистов в системе профессионального образования с реальными потребностями регионов в соответствующих специалистах. Такие подходы сегодня развиваются через инструменты формирования и распределения контрольных цифр приема граждан на соответствующие программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Региональные "дорожные карты" изменений в сфере образования являются инструментом координации деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения соответствующих индикаторов и показателей Программы.
В "дорожных картах" субъектов Российской Федерации установлены до 2018 года целевые значения показателя соотношения по количеству потребителей образовательной услуги на единицу основного персонала. Также показатели используются в качестве интегральных показателей Программы в части обеспечения роста производительности труда педагогических работников с учетом повышения эффективности деятельности сети образовательных организаций:
численность детей в дошкольных образовательных организациях, приходящихся на одного педагогического работника;
численность обучающихся в расчете на одного педагогического работника общего образования;
численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в расчете на одного работника, замещающего должности преподавателей и (или) мастеров производственного обучения;
численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава.
В соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации реализация полномочий субъектов Российской Федерации осуществляется ими самостоятельно за счет соответствующих бюджетов. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целевых значений соответствующих показателей (индикаторов) предусматривается в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.
В качестве механизма, обеспечивающего реализацию целей государственной политики в сфере образования, выступают также целевые субсидии на реализацию соответствующих программ и проектов в субъектах Российской Федерации. Выделение субсидий осуществляется в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации о поддержке комплексных проектов, направленных на достижение одного или нескольких целевых показателей, характеризующих качественные изменения в сфере дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального образования.
Определение объема федерального софинансирования проектов по развитию образования в субъектах Российской Федерации осуществляется с учетом бюджетной обеспеченности и сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Приоритезация и поэтапная концентрация финансовых, организационных средств на ключевых направлениях изменений в сфере образования позволит привлечь в региональные бюджеты дополнительные федеральные средства для реализации собственных полномочий и достижения заявленных в "дорожных картах" показателей.
Основные объемы федеральных средств в рамках основных мероприятий подпрограммы 2 Программы направляются в субъекты Российской Федерации для реализации мероприятий по сокращению очередности на получение услуг дошкольного образования. Предусмотренные в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" в рамках Программы финансовые средства направляются на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест в системе дошкольного образования.
Масштабные проекты в сфере дошкольного образования обусловлены демографической ситуацией и направлены на работу с возросшим контингентом детей дошкольного возраста. При этом тенденции изменения численности детей на период до 2020 года, острая нехватка мест в организациях общего образования, сменный режим обучения в отдельных регионах требуют принятия комплекса мер по развитию и укреплению материально-технической базы сети школ. По оценке Министерства образования и науки Российской Федерации, на основании демографического прогноза Росстата к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. Это означает, что субъекты Российской Федерации в среднесрочной перспективе должны предусмотреть значительные финансовые средства на решение вопроса доступности в школах условий обучения, соответствующих требованиям федеральных государственных стандартов общего образования, а также использовать соответствующие здания организациями как дошкольного, так и начального общего образования.
В рамках Программы предполагается выделение средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации на решение приоритетных для развития отрасли задач. Субсидии из федерального бюджета на обеспечение мер, направленных на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, в перспективе могут выделяться субъектам Российской Федерации на конкурсной основе в соответствии с принципом "деньги в обмен на обязательства".
В качестве механизмов контроля за исполнением субъектами Российской Федерации относящихся к их полномочиям обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, предусмотренных Программой, используется мониторинг реализации региональных отраслевых "дорожных карт" с учетом достижения ключевых показателей повышения эффективности, обеспечения структурных преобразований, установленных в плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2620-р.
Отчеты о выполнении условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию приоритетных проектов и программ в субъектах Российской Федерации также планируется использовать как инструмент контроля за достижением новых значений показателей, отражающих финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных Программой.