Действующий
установить, что расчеты с подрядчиком по статье затрат "оплата труда рабочих" будут производиться на основании сметной нормативной трудоемкости с использованием среднестатистических данных об оплате труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, за соответствующий период выполнения работ (квартал, месяц);
установить, что расчеты по статьям затрат "накладные расходы в строительстве" и "прибыль" заказчик будет производить с использованием нормативов по видам работ, установленных в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в Методических рекомендациях по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции (письмо Госстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12), Методических рекомендациях о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве (письмо Госстроя России от 18.10.93 N 12-248), Методических рекомендациях по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Госстроя России от 30.10.92 N БФ-906/12);
оговорить ряд условий осуществления расчетов по комплексной статье "Материалы" или отдельным видам материальных ресурсов (по ценам такого-то поставщика, по среднебиржевым ценам и т.п.).
в постоянных ценах (например, в уровне базисных сметных норм и цен, введенных с 01.01.91 или с 01.01.84, в уровне цен месяца, предшествующего сроку представления оферт);
"Твердая" цена базируется на расчете стоимости в реальных (смешанных) ценах, а "скользящая", "открытая" и "ограниченно открытая" цена - на расчете в постоянных (базисных) ценах и системе индексов цен.
Наличие таких смет несколько облегчит претендентам обоснование своего предложения по цене, так как повсеместно разрабатываемые и используемые индексы цен в качестве своей базы имеют эти уровни стоимости.
В то же время в тендерной документации необходимо подчеркнуть, что основой для разработки предложения претендента по цене являются чертежи, спецификации, ведомости объемов и календарный график выполнения работ и другие элементы технической части оферт, а не сметы в базисном уровне цен.
Если заказчик предоставляет в распоряжение подрядчика свои площади для размещения служб подрядчика, свои материалы, энергетические ресурсы, строительные машины и т.п., то это также должно быть оговорено в тендерной документации в качестве важного условия, подлежащего учету при подготовке подрядчиком предложения по цене.
Показатели по отдельным комплексам и видам работ предназначаются для использования тендерным комитетом для анализа и могут служить основанием для запроса на получение от оферента дополнительных разъяснений, если оферент, к примеру, не полностью учел какие-то объемы работы или не разобрался в проектной документации.
2.12. В состав тендерной документации рекомендуется включать специальную форму "Предложение претендента по цене предмета торгов". Представленные предложения по "твердой" цене следует оформлять согласно
прил. 3 дан пример такой формы для случая представления предложения по "скользящей" цене.
2.13. Условия, виды и методы осуществления платежей за выполненные работы рекомендуется устанавливать в зависимости от вида и уровня цены предмета торгов. Эти условия, а также порядок авансирования рекомендуется представлять в составе тендерной документации в виде специальной формы. В
Это необходимо, когда заказчик заинтересован в получении от претендентов радикальных предложений по ускорению строительства и другим вопросам. Наличие альтернативных предложений может стать важным источником повышения эффективности проведения подрядных торгов, хотя и несколько усложняет процедуру оценки оферт.
При определении величины первого задатка необходимо установить его на таком уровне, чтобы, с одной стороны, задаток в основном компенсировал ущерб заказчика в случае отказа оферента - победителя торгов от подписания контракта, а с другой, - чтобы не создалось препятствий для привлечения к участию в торгах достаточного числа конкурирующих претендентов (в международной практике величина этого залога составляет до 2% предполагаемой цены предмета торгов, а в Российской Федерации в 1994-1995 гг., как правило, назначалась сумма, не превышающая 1%).
При выборе одной или нескольких форм второго задатка и для включения их в раздел "Условия и порядок проведения торгов" тендерной документации организатор торгов должен проанализировать реальные финансовые возможности потенциальных претендентов и их предполагаемых поручителей.
В условиях высоких темпов инфляции величину второго задатка в рублях рекомендуется устанавливать в виде фиксированной суммы в текущих ценах на момент внесения этого задатка.
Если цену предмета торгов предложено установить в стабильной валюте, то можно определить величину второго задатка в процентах от цены предмета торгов, предложенной оферентом-победителем (в Российской Федерации в 1994-1995 гг. величина второго задатка устанавливалась на относительно невысоком уровне или не устанавливалась, функции второго задатка в этом случае выполняет банковская гарантия).
считать ее в принципе приемлемой, но с условием внесения частичных поправок для последующих переговоров;
считать ее абсолютно неприемлемой с направлением контрпредложений в виде стандартных условий сделок.
Так, если в качестве одного из весомых критериев оценки оферт выступает продолжительность строительства и претенденту предложено дать альтернативные предложения по этому показателю, если претендент располагает реальными средствами для ускорения строительства, то он может предложить более высокую цену, зная, что сокращение числа баллов по этому показателю будет компенсировано и перекрыто увеличением числа баллов по показателю "продолжительность строительства" (см. Методические рекомендации по оценке оферт и выбору победителя подрядных торгов).
Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ и формированию финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (письмо Госстроя России от 30 ноября 1993 г. N 7-14/187).
3.4. Экономической основой предложения цены предмета торгов является себестоимость производства продукции или услуг на предприятии претендента, при определении которой рекомендуется руководствоваться
Эту оценку рекомендуется изложить в форме расчетов (смет, калькуляций издержек производства) претендента. Указанные расчеты должны включать все реально возможные издержки при реализации предмета торгов и строго соответствовать проектной документации, установленным срокам и календарному графику строительства и другим показателям технической части тендерной документации.
При этом рекомендуется использовать систематизированную межрегиональную информацию о динамике цен на строительную продукцию различных типов, по видам работ, материалов, конструкций и оплате труда (например, публикуемую ежеквартально в информационно-аналитическом бюллетене "Индексы цен в строительстве" КО-Инвеста).