Утративший силу
Для прямой длиной 10 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 5 м и имеют порядковые номера i - 1 и i + 1 соответственно.
Для прямой длиной 20 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 10 м и имеют порядковые номера i - 2 и i + 2 соответственно.
Для прямой длиной 40 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 20 м и имеют порядковые номера i - 4 и i + 4 соответственно.
- значение поправки, учитывающей радиус вертикальной кривой. Данное значение вводится при обработке измерений, проведенных на участках кривых в продольном профиле дороги.
Значения поправок приведены в ГОСТ 30412. Для значения радиуса кривых, не отраженных в ГОСТ 30412, значение поправки можно вычислить по формуле
Из общего числа отклонений 90% должны быть в пределах, указанных в таблице 12, а 10% не должны превышать этих значений более чем в 1,5 раза.
таблице 12, а методика измерений - в приложении Б.
16.7 Требования к показателям ровности по методу амплитуд для участков длиной 300-400 м и международному показателю ровности IRI для участков длиной 100 м для оснований и покрытий из асфальтобетона, цементобетона и из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими, приведены в Категория автомобильной дороги | Допустимые значения амплитуды, мм | IRI, м/км | ||
Длина прямой линии, м | ||||
10 | 20 | 40 | Не более | |
I, II, III | 5 | 8 | 16 | 2,2 |
IV, V | 6 | 10 | 20 | 2,6 |
ГОСТ 30413) характеризуется коэффициентом сцепления, определяемым специальными динамометрическими приборами типа ПКРС или другими приборами, показания которых приведены к показаниям прибора ПКРС. Измерение сцепления на асфальтобетонном покрытии следует проводить не ранее чем через две недели после окончания строительства покрытия.
16.8 Сцепление шины автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия (см. 16.9 Шероховатость дорожных покрытий следует измерять методом "песчаного пятна" (прибор КП-139), На каждой полосе движения следует проводить пять измерений на 1000 м по одной полосе наката.
16.11 Оценку качества строительно-монтажных работ при их приемке следует устанавливать в соответствии с
Приложение А (обязательное) Оценка качества строительно-монтажных работ при строительстве автомобильных дорог
отдельных видов работ (подготовка основания земляного полотна, возведение насыпей и разработка выемок, устройство водоотвода, присыпных обочин, слоев оснований и покрытий дорожных одежд);
устройства конструктивных элементов автомобильных дорог (земляное полотно, основания и покрытия дорожных одежд);
строительно-монтажных работ по законченным строительством автомобильным дорогам или их отдельным участкам.
Параметры, используемые при оценке качества строительно-монтажных работ, и условия их оценки приведены в таблице А.1.
Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр | Значения нормативных требований |
1 Земляное полотно | |
1.1 Подготовка основания земляного полотна: | |
1.1.1 Толщина снимаемого плодородного слоя грунта | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до , остальные - до |
1.1.2 Снижение плотности естественного основания | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 4%, остальные должны быть не ниже проектных значений |
1.2 Возведение насыпей и разработка выемок: | |
1.2.1 Снижение плотности слоя земляного полотна* | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 4%, а остальные должны быть не ниже проектных значений |
1.2.2 Высотные отметки продольного профиля | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до мм; остальные - до мм |
1.2.3 Расстояния между осью и бровкой земляного полотна | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до см, остальные - до см |
1.2.4 Поперечные уклоны | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 0,010 до 0,015, остальные - до |
1.2.5 Уменьшение крутизны откосов | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 20%, остальные - до 10% |
1.3 Устройство водоотвода: | |
1.3.1 Увеличение поперечных размеров кюветов, нагорных и других канав (по дну). | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 10 см, остальные - до 5 см |
1.3.2 Глубина кюветов, нагорных и других канав (при условии обеспечения стока) | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до см, остальные - до см |
1.3.3 Поперечные размеры дренажей | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до см, остальные - до см |
1.3.4 Продольные уклоны дренажей | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до , остальные - до |
1.3.5 Ширина насыпных берм | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до см, остальные - до см |
1.4 Устройство присыпных обочин | |
1.4.1 Снижение плотности грунта в обочинах | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до 4%, остальные должны быть не ниже проектных значений |
1.4.2 Толщина укрепления | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 22 до плюс 30 мм, остальные - до мм |
1.4.3 Поперечные уклоны обочин | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 0,010 до 0,015, остальные - до |
2 Основания и покрытия дорожных одежд | |
2.1 Высотные отметки по оси*(1) | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до мм, остальные - до мм |
2.2 Ширина слоя:** | |
2.2.1 Основания и покрытия асфальтобетонные, цементобетонные | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений от минус 7,5 см до 10 см, остальные до см |
2.2.2 Все остальные типы оснований и покрытий | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до см, остальные - от минус 5 см до плюс 10 см |
2.3 Толщина слоя: | |
2.3.1 Основания и покрытия асфальтобетонные и цементобетонные | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до , остальные до |
2.3.2 Все остальные типы оснований и покрытий | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 15 мм до 20 мм, остальные до мм |
2.4 Поперечные уклоны | Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до , остальные - до |
2.5 Ровность (просвет под рейкой длиной 3 м):*** | |
2.5.1 Основания и покрытия асфальтобетонные, монолитные цементобетонные и из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими | Не более 5% результатов определений могут иметь значения просветов до 6 мм, остальные - до 3 мм |
2.5.2 Все остальные виды покрытий и оснований | Не более 5% результатов определений могут иметь значения просветов до 15 мм, остальные - до 7 мм |
2.6 Превышение граней смежных плит (в швах) монолитных цементобетонных: | |
покрытий | Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 4 мм, остальные до 2 мм |
оснований | Не более 20% результатов определений могут иметь значения до 5 мм, остальные до 3 мм |
2.7 Прямолинейность продольных и поперечных швов покрытия и основания | Не более 5% , результатов определений могут иметь отклонения от прямой линии до 10 мм, остальные - до 5 мм |
2.8 Превышение граней смежных плит сборных цементобетонных покрытий | Не более 20% результатов определений могут иметь значения до 5 мм, остальные до 3 мм |
2.9 Ширина пазов деформационных швов всех видов покрытий | Отклонения от проектных значений до , но не более 35 мм |
* При отсыпке земляного полотна из скальных (крупнообломочных) грунтов этот показатель для оценки качества не используется. ** При оценке качества устройства сборных цементобетонных покрытий этот показатель не определяется. *** При оценке качества устройства дополнительных слоев основания (морозозащитных, изолирующих, дренирующих и др.) этот показатель не определяется. *(1) Предельно допускаемые отклонения высотных отметок по оси покрытия допускаются только при условии обеспечения продольной ровности. |
Дорожными профилометрами (ДП) называются измерительные приборы (системы, установки), которые могут измерять и регистрировать микропрофиль автомобильной дороги в полосе длин волн неровностей 0,5-60 м и диапазоне амплитуд неровностей мм.
Результатом измерения ДП является микропрофиль участка автомобильной дороги заданной длины, записанный с шагом измерения не более 0,05 м. Микропрофиль регистрируется на компьютерных носителях информации для дальнейшей обработки и расчета оценочных показателей. Программное обеспечение, используемое для этих целей, должно быть аттестовано в составе измерительных систем или отдельно в зависимости от используемых измерительных схем.
Измерение ДП проводится непрерывно на всей длине участка по полосам наката на расстоянии 0,5-1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения путем перемещения ДП по заданному участку со скоростью, указанной в документации ДП.
Записанные на компьютерных носителях результаты измерения подлежат математической обработке с помощью специальной программы, аттестованной для этих целей, включающей в себя полосовой фильтр Баттерворта 4-го порядка с полосой пропускания 0,5-60 м. Для исключения сдвига фазы фильтрацию необходимо выполнить в прямом и обратном направлениях полученной записи.
В результате математической обработки отфильтрованного микропрофиля определяют оценочные значения ровности по различным показателям: международному индексу ровности IRI, просветам под трехметровой рейкой, отклонениям (амплитудам) высотных отметок точек профиля.
Результаты обработки могут быть представлены в форме, дающей наглядное представление о полученных значениях (таблица, график и др.).
Для получения оценочных показателей IRI и просветов под рейкой обработку результатов измерения следует проводить для отрезков участка длиной 100 м, а для метода амплитуд высотных отметок точек профиля для отрезков длиной 300-400 м.
ДП должен быть сертифицирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и внесен в реестр средств измерений. Поверка ДП, проведение измерений и получение их результатов должны проводиться в соответствии с методиками, утвержденными при сертификации ДП.