(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 126-90"Крепление выработок...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5.6. Варьируя межанкерное расстояние а, длину анкера и толщину покрытия из набрызгбетона , добиваются устойчивости выработки при минимальных затратах труда и материалов на их возведение. Задача оптимизации комбинированной конструкции в этом случае сводится к определению такого сочетания параметров крепи а, и , при котором будет обеспечено устойчивое состояние выработок и вместе с тем минимизируются функции себестоимости и трудозатрат на возведение крепи (целевая функция).
Методика решения этой задачи и выбора оптимальных значений параметров анкер-набрызгбетонной крепи в большом диапазоне горно-геологических условий приведена в приложении 19.
5.7. При расчете конструкции арочно-набрызгбетошюй # крепи следует учитывать, что набрызгбетон может быть использован: в качестве затяжки между арками; как забутовка, обеспечивающая гарантированный контакт по периметру выработки; как элемент обделки, для которой арки являются армирующим элементом. В зависимости от функций, в расчетной схеме должны приниматься соответствующие условия контакта конструкции с контуром выработки. Принципы оптимизации параметров арочно-набрызгбетонной крепи приведены и приложении 20, расчет арочной крепи как самостоятельной конструкции приведен в приложении 21.
5.8. При проектировании арочно-анкерной крепи длину анкеров ориентировочно можно выбирать по п. 4.34 таким образом, чтобы она превосходила глубину зоны возможного обрушения.
Упругие опоры, моделирующие контакт с породой, следует совмещать с местами установки анкеров, причем жесткость опоры в направлении внутрь выработки - по формуле:
где - модуль упругости материала анкера, МПа; - площадь сечения анкерного стержня, ; - свободная (до замка) длина анкера, м.

6. Контроль и оценка состояния крепи

6.1. При сооружении тоннеля с использованием набрызг-бетонной крепи в грунтах, заметно проявляющих горное давление, для обеспечения безопасности работ необходимо помимо обоснованного назначения параметров крепи также проведение специальных наблюдений с последующей оценкой состояния крепи.
6.2. Оценивать состояние системы крепления следует, прежде всего, по скорости прироста деформаций контура выработки, а также по абсолютной величине деформации (конвергенции). На основе этих оценок принимают решение о необходимости возведения постоянной обделки или усиления временной крепи.
Дополнительно целесообразно измерять усилия в элементах крепи, сопоставляя их с предельными для повышения значимости обоснования решения.
6.3. Конвергенцию выработки следует определять по осадкам свода выработки нивелированием и измерением сближения стен. Точность измерения должна составлять не менее 0,5 см. В крепких слабодеформируемых грунтах точность измерений должна быть повышена, например с помощью рулетки ЦНИИС (точность 0,2 мм) и прецизионного нивелирования.
6.4. Частоту проведения измерений следует выбирать в зависимости от скорости изменения параметра. Чтобы надежно зафиксировать начальные изменения параметров, следует вначале проводить частые измерения (от 1 раза в смену до 1 раза в сутки). При стабилизации параметров допускается уменьшать частоту измерений (до 1 раза в один - три месяца).
6.5. Сначала измерения проводят в сечениях, удаленных друг от друга на расстояние 10 - 30 м. На участках значительных геологических изменений, а также участках изменений расположенного над тоннелем массива, участках сбросов и разрушенных слоев измерения проводят на более близком расстоянии (5 - 10 м). При выявлении участков значительных деформаций оборудуют дополнительные измерительные сечения.
6.6. Оценку состояния системы крепления рекомендуется проводить путем сопоставления:
эталонной и реальной кривых конвергенции;
предельного значения конвергенции и реальной конвергенции.
Дополнительно для повышения достоверности выводов можно сопоставить реальные усилия в конструкции крепи с предельными расчетными усилиями для данных конструкций.
6.7. Эталонную кривую конвергенцию с учетом полученных опытным путем характеристик грунта (уточненных реологических параметров грунта, определяемых с помощью замеров конвергенции стен экспериментальной выработки радиусом ) определяют по выражению:
364 × 130 пикс.     Открыть в новом окне
,
Расположение на графике реальной кривой конвергенции над эталонной свидетельствует о развитии зон неупругих деформаций в фунте, окружающем выработку, и является предупреждающим сигналом к необходимости принятия решения об усилении крепи. Таким выработкам следует уделять повышенное внимание.
Предельное значение конвергенции, обеспечивающее прочность элементов крепи, определяют по формуле:
247 × 158 пикс.     Открыть в новом окне
6.8. Усиление крепи (корректировка ее конструктивных параметров) необходимо при условии, если в какой-либо момент времени
Параметры крепи предварительно уточняют с использованием эталонной кривой конвергенции при условии
Рекомендации по устранению возможных дефектов в обделке из набрызгбетона приведены в приложении 22.
6.9. Дополнительно рекомендуется измерять напряжения в анкерах. При помощи глубинных реперов измеряется абсолютная разность смещения точек грунта у концов анкера . Усиление крепи необходимо, если реальное усилие в анкере больше расчетного предельного усилия в анкере или несущей способности анкера, т.е. если не выполняется условие

7. Техника безопасности

7.1. Работы по креплению выработок должны выполняться в соответствии с требованиями следующих документов:
1. СНиП III-4-80*. Техника безопасности в строительстве. (М., Стройиздат, 1989).
2. Правила техники безопасности и производственной санитарии при строительстве метрополитенов и тоннелей (М., Орггрансстрой, 1975).
3. Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР (М., Транспорт, 1985).
4. Правила технической эксплуатации метрополитенов Союза ССР. (М., Транспорт, 1985).
5. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза СССР (М., Транспорт, 1985).
6. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах (М., Транспорт, 1978).
7. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Союза ССР (М., Транспорт, 1985).
8. Инструкция по сигнализации на метрополитенах (М., Транспорт, 1978).
7.2. Рабочие и инженерно-технический персонал, выполняющие работы по установке анкеров и нанесению набрызгбетона, должны быть ознакомлены с принципами работы этих видов крепи, их конструктивными особенностями и паспортом под расписку.
7.3. Паспорт крепления должен быть вывешен вблизи забоя или на фанере или металле.
7.4. Работы, связанные с обслуживанием стандартных машин, механизмов и приспособлений, должны выполняться в соответствии с требованиями типовых инструкций и указаний по технике безопасности для данного оборудования.
При обслуживании нестандартного оборудования, механизмов и приспособлений местного изготовления следует руководствоваться требованиями инструкций по их эксплуатации, утвержденными главным инженером строительной организации.
7.5. Напорные емкости (бак для воды, ресивер и т.п.) должны быть снабжены паспортами, инструкцией по обслуживанию и зарегистрированы в Госгортехнадзоре.
Установки и трубопроводы, работающие под давлением, не реже 1 раза в три месяца должны подвергаться гидравлическим испытаниям на давление, превышающее рабочее в 1,5 раза.
7.6. Запрещается пользоваться установками и аппаратами, работающими под давлением, при отсутствии или неисправности манометров и предохранительных клапанов. Исправность манометров необходимо проверять ежедневно перед началом смены.
7.7. Устранение неисправностей, чистка и смазка оборудования или отдельных его узлов, подтягивание соединений в трубопроводах должны проводиться после снятия давления воздуха и отключения сети электропитания.
7.8. При закреплении поверхности выработок на высоте более 2 м работы должны проводиться со специальных подмостей или технологической тележки.
7.9. Конструкция технологических платформ, тележек, площадок и другого оборудования для производства работ по установке анкеров и нанесению набрызгбетона должны соответствовать "Правилам по технике безопасности и производственной санитарии при строительстве тоннелей и метрополитенов" (М, Оргтрансстрой, 1975).