Действующий
При проведении работ инженер-геолог должен установить начальные параметры на приборе. В зависимости от модели применяемого георадара, в качестве исходной информации следует вводить шаг между реализациями или шаг датчика пути; число точек отсчета, приходящихся на каждую последовательную совокупность выборок, зарегистрированных георадаром за определенный период времени, соответствующий прохождению электромагнитного импульса вглубь среды и его возвращения от отражающих границ или реализацию; развертку по глубине; количество усредняемых реализаций (количество накапливаемых отсчетов); величину сдвига реализации и коэффициент усиления, а также диэлектрическую проницаемость среды, согласно приведенной таблице:
Материал | Диэлектрическая проницаемость | Проводимость, симменс/м |
Дорожная конструкция Горная порода Глина Суглинок Песок Торф влажный Морена Ил Металл Лед Вода | 5…10 4…10 4…16 2,5…19 3…25 50…78 9…25 9…23 1…2 3…4 80…81 1 | 0,0002…0,00002 0,01…0,00001 0,05…0,0002 0,021…0,00011 0,007…0,00002 0,002…0,001 0,01…0,0001 0,001…0,0001 1000000 0,001 0,002…0,001 0 |
Шаг между реализациями назначается в зависимости от поставленной задачи, быстродействия аппаратуры, длины записываемого профиля, типа и скорости движения, а также требуемой глубины измерений. Количество усредняемых реализаций (накапливаемых отсчетов) зависит от требуемой детальности изучения, а также шага между реализациями.
В зависимости от выбранного режима работы и учитывая особенности ПО георадара, инженером-геологом осуществляется запись информации в файл.
При сканировании, на экране компьютера, по ходу перемещения георадара, отображается радарограмма, на которой фиксируются линии синфазности в виде черно-белых или цветных полос, а также возникающие при записи шумы и помехи. На радарограмме, как правило, указывается расстояние проходимое георадаром, глубина зондирования (в нс), время прохождения сигнала и специальные метки.
С помощью специальных меток инженером-геологом может осуществляется «привязка» радарограммы к ситуации (километровые знаки, пересечения, остановки, автозаправочные станции, водопропускные трубы и т.д.). Метками следует отмечать помехи (автомобили, ЛЭП и др.), если они оказывают влияние на показания георадара.
При георадарном сканировании железобетонных конструкций существует три группы задач, решаемых инженером-геологом:
- измерительные работы – связанные с получением количественной оценки того или иного исследуемого параметра;
- научно-исследовательские работы – связанные с построением моделей, определением критериев и граничных условий для решения задач по первым двум видам работ.
Метод георадиолокации применяется только совместно с другими методами обследования конструкций по следующим причинам: наличие двух и более различных по электрофизическим свойствам материалов в обследуемой конструкции; существенное влияние исследуемой конструкции на скорость распространения электромагнитной волны в толще конструкции и на качество исходной радарограммы.
- провести визуально-измерительный контроль объекта исследования и георадарное сканирование всей площади участка с определенным (в зависимости от задач) шагом и отбором образцов в узлах пересечения профилей;
При поисковых работах по обнаружению различных объектов и аномальных зон с использованием георадара инженер-геолог определяет цель выполнения работ:
- оценка зоны контакта фундаментной плиты и подстилающих ее грунтов, обнаружение пустот под фундаментной плитой. Результат при обнаружении – в зоне контакта при наличии воздушной полости произойдет значительное увеличение амплитуды отраженного сигнала, так как материалы бетон и воздух являются сильно контрастными по электрофизическими свойствами.
- локализация увлажненных зон строительных конструкций и, как следствие, низкое качество гидроизоляции бетона;
Для отбора проб инженер-геолог использует бурильную установку/агрегат (при глубине скважин более 6 м) мотобур (при глубине скважин до 6 м) или ручной бур геолога (при глубине скважин 1,5 - 2 м).
Контрольные бурения производятся обязательно. По отобранным образцам определяется глубина залегания определенных пластов. Они выполняются с целью определения диэлектрической проницаемости материалов и грунта каждого слоя, что позволяет выполнить градуировку шкалы глубин на записанных радарограммах, тем самым уменьшить погрешность измерений при интерпретации полученных радарограмм.
Контрольное бурение может выполняться инженером-геологом до сканирования, в процессе сканирования и после сканирования. Если сведения о конструкциях неизвестны, то контрольное бурение можно выполнить до сканирования. Для этого инженер-геолог записывает радарограмму на коротком участке, выделяет на ней однородный участок, отмечает его на местности и выполняет контрольное бурение. По результатам бурения вносит коррективы в установку начальных параметров георадара.
При проведении контрольного бурения в процессе сканирования или после сканирования буровые скважины выполняются инженером-геологом преимущественно в тех местах, которые вызывают затруднения при интерпретации.
Частота контрольного бурения определяется грунтово-гидрогеологическими условиями и может быть установлена в зависимости от требований Заказчика, указанных в техническом задании, но не должна быть реже, частоты, предусмотренной СП 11-105-97, для каждой категории сложности инженерно-геологических условий.
Категория сложности инженерно-геологических условий | Количество точек наблюдений на 1 км2 инженерно-геологическойсъемки (в числителе), в том числе горных выработок (в знаменателе) | ||||
Масштаб инженерно-геологической съемки | |||||
1:200000 | 1:100000 | 1:50000 | 1:25000 | 1:10000 | |
I | 0,5 / 0,15 | 1 / 0,35 | 2,3 / 0,9 | 6 / 2,4 | 25 / 9 |
II | 0,6 / 0,18 | 1,5 / 0,5 | 3 / 1,4 | 9 / 3 | 30 / 11 |
III | 1,1 / 0,35 | 2,2 / 0,7 | 5,3 / 2 | 12 / 4 | 40 / 16 |
При выполнении работ на дорогах, для обеспечения минимальной погрешности определения глубины заложения и толщины слоев (до 2%), необходимо сделать не менее 2-5 контрольных скважин на 1 км дороги (в зависимости от грунтово-гидрогеологических условий и степени однородности обследуемого участка). При погрешности до 5 % достаточно 1-2 скважины на 1 км, при погрешности до 10 % не менее 1-2 скважин на 3…5 км.
Камеральная обработка материалов инженерно-геологических изысканий проводится инженером-геологом, после переноса данных с прибора на ПК. В зависимости от объема работ, продолжительность камеральной обработки составляет от 2 (двух) рабочих дней.
- удаление нежелательного сигнала (шума) из данных и улучшение, таким образом, интерпретации данных;
- устранение геометрических ошибок и представление более точной пространственной и глубинной интерпретации;