(Действующий) ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Документ [ /22/3/649/ ]: ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

Дата введения 01.05.2003
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ФГУП "Союздорнии", Корпорацией "Трансстрой" и Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России
ВНЕСЕН Госстроем России
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 17 октября 2002 г.
За принятие проголосовали
Наименование государства


Наименование органа государственного управления строительством


Азербайджанская Республика


Госстрой Азербайджанской Республики

Республика Армения


Министерство градостроительства Республики Армения


Республика Казахстан


Казстройкомитет Республики Казахстан

Кыргызская Республика


Государственная Комиссия по архитектуре и строительству при Правительстве Кыргызской Республики


Республика Молдова


Министерство экологии, строительства и развития территории Республики Молдова


Российская Федерация


Госстрой России

Республика Таджикистан


Комархстрой Республики Таджикистан

Республика Узбекистан


Госкомархитектстрой Республики Узбекистан


3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 В настоящем стандарте учтены основные положения международных стандартов ИСО [1, 2], европейского стандарта pr EN 13108-6 [3], финских норм на асфальт 2000 [4] и немецких технических указаний ZTV Asphalt-StB 02 [5]
5 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 мая 2003 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Госстроя России от 5 апреля 2003 г. N 33
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2004 год

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на горячие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон, применяемые для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей.
Требования, изложенные в разделах 4, 5, 6 и 7, являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

Перечень межгосударственных стандартов, ссылки на которые использованы в настоящем стандарте, приведен в приложении А.

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) - уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.
Стабилизирующая добавка - вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

4 Основные параметры и виды

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее -  смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее -  асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:

ЩМА-20 -

с наибольшим


размером


  зерен


до

20 мм;



ЩМА-15  -


"             "

"

"

"

15 мм;



ЩМА-10  -

"            "

"

"

"

10 мм.


5 Технические требования

5.1 Смеси должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке предприятием-изготовителем.
5.2 Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
В процентах по массе
Вид смесей и асфальто- бетонов

Размер зерен, мм, мельче




20


15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

ЩМА-10

-

-

100-90


40-30

29-19

26-16

22-13

20-11

17-10

15-10

ЩМА-15

-

100-90


60-40

35-25

28-18

25-15

22-12

20-10

16-9

14-9

ЩМА-20

100-90


70-50

42-25

30-20

25-15

24-13

21-11

19-9

15-8

13-8

Примечание -  При приемосдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с данными, выделенными жирным шрифтом.



5.3 Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 2.
5.5 Смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию в процессе транспортирования и загрузки - выгрузки. Устойчивость к расслаиванию определяют в соответствии с приложением В по показателю стекания вяжущего, который должен быть не более 0,20% по массе. При подборе состава смеси рекомендуется, чтобы показатель стекания вяжущего находился в пределах от 0,07% до 0,15% по массе.
5.6 Смеси должны быть однородными. Однородность смесей оценивают коэффициентом вариации показателей предела прочности при сжатии при температуре 50 °С, который должен быть не более 0,18.
5.7 Температура смесей в зависимости от применяемого битумного вяжущего при отгрузке потребителю и при укладке должна соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Таблица 3
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С

Температура, °С



при отгрузке

при укладке, не менее


От 40 до 60 включ.


От 160 до 175

150

Св. 60 до 90 включ.


От 155 до 170

145

Св. 90 до 130 включ.


От 150 до 165

140

Св. 130 до 200


От 140 до 160

135

5.8 Смеси и асфальтобетоны в зависимости от значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов () в применяемых материалах [6], используют при:
до 740 Бк/кг - для строительства дорог и аэродромов без ограничений;
до 1500 Бк/кг - для строительства дорог вне населенных пунктов и зон перспективной застройки.
5.9 Проектирование составов смесей и асфальтобетонов рекомендуется проводить в соответствии с приложением Б. Составы смесей для устройства верхних слоев покрытий взлетно-посадочных полос аэродромов должны быть согласованы в установленном порядке с институтом "Аэропроект".
5.10 Требования к материалам
5.10.1 Щебень из плотных горных пород и щебень из металлургических шлаков, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344. Для приготовления смесей и асфальтобетонов применяют щебень фракции от 5 мм до 10 мм, св. 10 мм до 15 мм, св. 15 мм до 20 мм, а также смеси фракций от 5 мм до 15 мм и от 5 мм до 20 мм. Марка по дробимости щебня из изверженных и метаморфических горных пород должна быть не менее 1200, из осадочных горных пород, гравия и металлургических шлаков - не менее 1000, марка щебня по истираемости должна быть И1. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F50.
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне должно быть не более 15% по массе.
Содержание дробленых зерен в применяемом щебне из гравия должно быть не менее 85% по массе.
5.10.2 Песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736; марка по прочности песка должна быть не ниже 1000; содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания, - не более 0,5%, при этом содержание зерен мельче 0,16 мм (в том числе пылевидных и глинистых частиц в этой фракции) не нормируется.
5.10.3 Минеральный порошок должен соответствовать требованиям ГОСТ 16557*. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять взамен минерального порошка пыль из системы пылеулавливания смесительной установки в таком количестве, чтобы содержание ее в зернах мельче 0,071 мм было не более 50% по массе. Содержание глинистых частиц в пыли улавливания, определяемых методом набухания, должно быть не более 5,0% по массе.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52129-2003.
5.10.4 В качестве стабилизирующей добавки применяют целлюлозное волокно или специальные гранулы на его основе, которые должны соответствовать требованиям технической документации предприятия-изготовителя.