Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 20 августа 2012 г. N 796 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":

1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим вывод об обоснованности включения выявленного объекта культурного наследия "Типография Акционерного общества "Огонек", 1930-1931 гг., арх. Эль Лисицкий" по адресу: г. Москва, 1-й Самотечный пер., д. 17, стр. 1, 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника) с наименованием "Типография акционерного общества "Огонек", 1930-1933 гг., архитектор Л.М. Лисицкий, 1933-1934 гг., архитектор М.О. Барщ", а также с предложениями эксперта по предмету охраны, территории памятника и режиму использования земель в границах его территории (прилагается к распоряжению).

2. Подготовить и внести на утверждение в установленном порядке в Правительство Москвы проект решения о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

3. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.

Руководитель
А.В. Кибовский

Акт
государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия
"Типография Акционерного общества "Огонек", 1930-1931 гг., арх. Эль Лисицкий"
Адрес: г. Москва, 1-й Самотечный 1-й пер., д. 17, стр. 1, 2

"25 мая 2012 г." "г. Москва"

Дата начала экспертизы:
18 мая 2012 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы:
25 мая 2012 г.

Сведения об эксперте

Фамилия, имя, отчество Баталов Андрей Леонидович
Образование высшее
Специальность архитектор
Ученая степень (звание) доктор искусствоведения, профессор
Стаж работы 33 года
Место работы и должность заместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Реквизиты аттестации Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135

Сведения о заказчике экспертизы

ООО "АНСЕР ПРО" 119192, г. Москва, д. 19, кор. 1, кв. 29,

ОКАТО 45268584000

Цель экспертизы

Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.

Объект экспертизы

Выявленный объект культурного наследия "Типография Акционерного общества "Огонек", 1930-1931 гг., арх. Эль Лисицкий" по адресу: г. Москва, 1-й Самотечный пер. д. 17, стр. 1, 2.

Перечень материалов и документов, представленных заказчиком

1. Историко-культурный опорный план г. Москвы - 1 с. в 2 экз.

2. Адресная схема БТИ - 1 с. в 2 экз.

3. Материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, в том числе копии архивных и библиографических материалов.

Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы

Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.

Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований

Рассматриваемый объект "Типография Акционерного общества "Огонек", 1930-1931 гг., арх. Эль Лисицкий" расположен на исторической территории Москвы в Сущевской части, в северной части квартала, ограниченного Делегатской улицей (бывшим Божедомским переулком), 2-м Щемиловским переулком, Краснопролетарской улицей и 1-м Самотечным переулком.

На московской карте 1902 года впервые показан Воскресенский проезд (будущий 1-й Самотечный переулок), а остальные переулки только намечены. Текстовое упоминание в ежегодной "Адресно-справочной книге "Вся Москва" впервые появилось в 1908 году: "1-ый Самотечный переулок, он же Воскресенский проезд, расположен от Божедомского переулка до Щемиловского тупика" (ЦИАМ, библиотека). На мелких распланированных участках стала появляться редко каменная, а в основном, деревянная жилая застройка, позже по красным линиям переулков появились доходные и жилые дома различной этажности.

В конце 1920-х годов Акционерному издательскому обществу "Огонек", в состав которого входило более 40 журналов и газет, была выделена под строительство новой типографии территория на углу 1-го Самотечного и 2-го Щемиловского переулков. По южной границе выделенный участок соседствовал с парком бывшей усадьбы Стрешневых-Остерманов-Толстых (в настоящее время - Детский парк N 2), западная граница шла по красной линии 2-ого Щемиловского переулка, северная - по красной линии 1-го Самотечного переулка, а восточная граничила с соседним владением по адресу 1-й Самотечный, 15. Договор между Районным отделом недвижимыми имуществами Краснопресненского Совета (РОНИ) и А/О "Огонек" был подписан 17 июня 1930 года. По этому договору предполагалось до 1 июня 1933 года произвести постепенный снос старых строений, т.к. территория была застроена деревянными одно-двухэтажными жилыми домами и сараями. Только один кирпичный трехэтажный жилой дом 1902 г. во владении 2-й Щемиловский пер. N 6 решено было оставить (он сохранился до настоящего времени) и построить "вновь строение кубатурой 30000 куб. м для Типографии и Издательства" (ЦАНТДМ, ф. 2, оп. 1, д. 11239, л. 15).

1 марта 1930 года Правление А/О "Огонек" обратилось к знаменитому архитектору и художнику-дизайнеру Л.М. Лисицкому (Эль Лисицкому) с предложением разработать архитектурный проект на типографский корпус издательства, "согласно приложенному генеральному плану и нашей производственной программе" (РГАЛИ, ф. 2361 оп. 1, д. 61, л. 2). Известно, что руководитель А/О "Огонек" (с 1931 г. - "Журнально-газетное объединение"), знаменитый журналист Михаил Кольцов, был дружен с Эль Лисицким, одним из признанных лидеров мирового художественного авангарда.

В сохранившемся варианте генплана, здания типографии занимают владение N 17 по 1-му Самотечному переулку. Это проектное предложение представляло собой объемно-пространственную композицию, состоявшую из трех прямоугольных объемов, соединенных в характерную динамическую форму, хорошо знакомую по аксонометрии знаменитых горизонтальных небоскребов, а до этого встречавшуюся в графических работах Лисицкого. В итоге эта аксонометрия, несколько раз видоизмененная самим художником, была реализована только в типографском корпусе "Огонька". До сих пор она сохраняется на карте Москвы как своеобразный "автограф Лисицкого" (см. "Фрагмент Историко-культурного опорного плана", Мосгорнаследие, 2012 г.).

Разработанный Эль Лисицким комплекс "Огонька" (первый вариант) располагался в глубине участка и выходил на красную линию 1-го Самотечного переулка торцевым фасадом административного корпуса (ЦАНТДМ, ф. 2, оп. 1, д. 8358. л. 54). В мае 1930 года Лисицкий представил второй вариант проекта типографии, который занимал всю отведенную для "Огонька" территорию (вл. 17-19) и состоял из двух производственных корпусов, гаража и трансформаторной будки. Проект был рассчитан на две очереди строительства. Первая очередь предполагала возведение производственного корпуса типографии. В отличие от предыдущего варианта, здание было повернуто на 90 градусов и выходило своими главным фасадом на 1-й Самотечный переулок. Трансформаторная подстанция, для которой приспосабливалось трехэтажное каменное строение, тоже входила в первую очередь строительства. Во вторую очередь должен был быть построен Г-образный корпус, занимавший угол 1-ого Самотечного и 2-ого Щемиловского переулков во владении N 19, а также цех в глубине участка, примыкающий к зданию типографии первой очереди (ЦАТНДМ, ф. 2 оп. 1, ед. хр. 8358, л. 52). Таким образом, Эль Лисицкий выполнил два проектных варианта застройки участка Акционерного издательского общества "Огонек".

Главный фасад второго утвержденного проекта представлял собой вытянутый вдоль 1-го Самотечного переулка трехэтажный производственно-административный корпус с ленточными окнами, выполненными Лисицким по новому методу (опоры каркаса шли чуть в глубине корпуса, а на образовавшиеся консоли балок навешивались стеновые панели и окна) и фланкированный по краям глухими лестничными блоками. Слева к нему примыкало двухэтажное здание заводоуправления имеющего полукруглый фасад и эксплуатируемую плоскую кровлю с навесом. В глубине участка, вдоль границы парка бывшей усадьбы Стрешневых-Остерманов-Толстых, к Г-образному корпусу примыкал цех, где предполагалось разместить ротационные печатные машины. Конструктивное решение этого объема давало возможность создать большепролетное пространство с максимальной освещенностью: поперек здания шли четыре бетонных арочных рамы, к ним "подвешивались" наклонные боковые стены цеха со сплошным остеклением, световой фонарь на крыше и легкие перекрытия. Конструктивные расчеты этих рам были выполнены Лисицким в составе технического проекта. Здание проектировалось одноэтажным и освещалось дополнительным фонарем на крыше. Среди архивных документов, хранящихся в ЦАНТДМ, кроме чертежей, подписанных Эль Лисицким, мы находим расчеты вариантов конструкций железобетонных рам с подвесными перекрытиями зала ротационных офсетов (ЦАТНДМ ф. 2, оп. 1, ед. хр. 8358, лл. 44, 44 об.).

Однако, к моменту начала строительства утвержденная очередность второго проекта вновь была изменена. В первую очередь строительства решено было включить часть Г-образного корпуса, находившегося по генплану в глубине участка, цех ротационных машин и цех второй очереди, примыкавший к основному корпусу. Производственно-административный корпус с заводоуправлением предстояло строить во вторую очередь. В итоге проект производственно-административного корпуса типографии был вновь сокращен: корпус передвинут к внутренней границе участка, цех ротационных машин укорочен со стороны бокового фасада и конструктивно переработан, одноэтажный цех второй очереди укорочен на одну треть. Оба одноэтажных корпуса были перекрыты ломаной полукруглой кровлей. От железобетонных рам Лисицкий отказался, но цеха по-прежнему освещались огромными боковыми во весь фасад окнами. В торце производственно-адмистративного корпуса располагалась лестница.

В 1933 году (издательское акционерное общество "Огонек" в это время было переименовано в Журнально-газетное объединение - "Жургаз") принимается решение о надстройке уже существующего производственно-административного корпуса четвертым этажом и развитии входной группы с лестничным блоком с южной стороны. Разрешение было получено в строительном управлении Исполкома Моссовета (ЦАНТДМ, ф. 2, оп. 1, д. 8360, л. 8). Так как Эль Лисицкий с 1933 года отходит от ведения проекта, то эту работу поручают М.О. Барщу, автору многих замечательных зданий, в том числе, московского Планетария - шедевра архитектуры авангарда 1920-х годов. По разработанному им проекту, южный фасад основного здания типографии с одноэтажными крыльями цехов, выходящий в сторону детского парка (бывшая усадьба Стрешневых-Остерманов-Толстых), приобрел архитектурный акцент в виде вертикального лестничного блока с характерными для конструктивизма круглыми окнами и скругленным входом. В середине 1934 года работы по достройке здания типографии завершились.

Сведения об архитекторах

Лазарь Маркович Лисицкий родился 1890 году в селе Починок Смоленской губернии. С 1909 по 1914 гг. он учился на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте, впервые посетил Париж, путешествовал по Италии. В 1914 году Лисицкий вернулся в Россию и поступил в эвакуированный в Москву Рижский политехнический институт, чтобы получить русский диплом инженера-архитектора. С 1915 по 1916 гг. работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна. После революции, в 1918 г. вошел в состав художественной комиссии Моссовета, в 1921 г. преподавал во ВХУТУМАСе, где читал курс "Архитектура и монументальная живопись".

В 1919 г. М. Шагал пригласил Лисицкого в Витебск, преподавать в Народной художественной школе. Там, под влиянием К. Малевича, превратившего тихий город в "супрематическую столицу", Лисицкий стал членом общества Уновис ("Утвердители нового искусства"). С этого периода формообразующие принципы супрематизма не только адаптировались им в массовых жанрах (плакат "Клином красным бей белых", 1920; книжка "Супрематический сказ про два квадрата", 1922 г.), но и по-своему развивались в "проунах" ("проекты утверждения нового", 1919-1924 гг.). Являясь пространственными моделями утопической архитектуры, "проуны" позволяли перевести супрематическую геометрию из плоскости в объем, в масштаб реальной городской среды - они же послужили основой неосуществленных архитектурных замыслов Лисицкого, вошедших впоследствии в мировые энциклопедии и учебники архитектуры. В "Проекте небоскреба на площади у Никитских ворот" (1924-1925 гг.) крупные объемы параллелепипедов расположены на трех стойках-опорах, в "Проекте яхт-клуба для международного Красного стадиона на Ленинских горах" (1925 г.) художник создал структуру из простых геометрических объемов, ввел в композицию резкие диагонали и яркий локальный цвет. Другой формой разработки супрематических законов стали "фигурины" (сценографические эскизы) к неосуществленной постановке оперы "Победа над солнцем" (1920-1921 гг.), задуманной художником как "электромеханическое шоу". Машинерия, изобретательская практика вообще занимали Лисицкого (одно из лучших его механических изобретений - проект передвижной ораторской трибуны, 1924 г.).

В конце 1921 г. Эль Лисицкий был командирован за границу (в Берлин) для установления контактов с деятелями культуры и искусства стран Западной Европы. Работал и выставлялся в Ганновере, Дрездене, Роттердаме, Утрехте, Гааге, пропагандируя советский авангард в его стилевом и концептуальном единстве (супрематизм, конструктивизм, рационализм). Совместно с И.Г. Эренбургом он основал журнал "Вещь" (1922 г.), с М. Штамом и Г. Шмидтом - журнал "ABC" (1925 г.), с Г. Арпом издал книгу-монтаж "Кунстизм" (Цюрих, 1925 г.), установил связи с журналом Ле Корбюзье "Эспри нуво" ("Esprit nouveau"). Он стал членом голландского архитектурного объединения "Стиль", участвовал в конкурсах и выставках. При этом продолжал много работать в рекламной и книжной графике (в Берлине в 1923 г. вышла, наверное, оформленная им книга "Для голоса" В.В. Маяковского), в фотографии и плакате. В июне 1925 г. художник возвратился в Москву.

Со второй половины 1920-х годов он становится ведущим мастером советского выставочного дизайна. Оформление Всесоюзной полиграфической выставки в Москве, спроектированное и осуществленное Лисицким в 1927 г., ознаменовало рождение в СССР профессии проектировщика-дизайнера выставок. Лисицкий проявил себя как художественный руководитель большого авторского коллектива, создающего синтетическое произведение искусства с широким использованием технических и инженерных достижений. Среди его работ - проекты-разработки советских павильонов на Международной выставке печати "Пресса" в Кельне (1928 г.), Международной выставке гигиены в Дрездене, Международной выставки пушнины в Лейпциге (обе 1930 г.), Международной выставки торговли в Белграде (1940-1941 гг., не состоялась). В 1935 г. был назначен главным художником Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки, работал над проектом Главного павильона. В 1930-е гг. Лисицкий продолжил свои работы в области книжного и журнального дизайна (альбомы "15 лет СССР", "15 лет РККА", "СССР строит социализм" и др.); в 1932-1940 гг. работал художником-оформителем журнала "СССР настройке".

В 1930-1932 годах по проекту Эля Лисицкого была построена типография журнала "Огонек", здание которой в плане похоже на эскиз его "горизонтального небоскреба".

После начала Великой Отечественной войны Лисицкий создал ряд антифашистских плакатов. Художник умер 30 декабря 1941 г. в Москве.

Михаил Осипович Барщ родился 29 января 1904 г. в Москве. В 1926 г. окончил Вхутемас, где учился у архитекторов И.В. Жолтовского и А.А. Веснина. Один из сподвижников основателя конструктивизма М. Гинзбурга.

В 1927-1929 гг. совместно с М. Синявским и Г. Зунблатом спроектировал Московский планетарий. Среди наиболее значимых его проектов экспериментальный дом-коммуна на Гоголевском бульваре, (1928-1933 гг.); жилой дом на Арбате (соавтор Г. Зунблат); Московский крематорий (соавтор Г. Зунблат); проект квартала по Большой Грузинской улице в Москве (соавтор Г. Зунблат); здание Наркомтяжпрома в Зарядье (1936 г., соавтор Г. Зунблат); здание Второго дома СНК СССР в Зарядье (1940 г., конкурс); дворец Советов на Ленинских горах (1957-1958 гг.) и другие.

С 1935 М.О. Барщ преподавал в Московском архитектурном институте. В 1950-1958 гг. принимал участие в проектировании и строительстве Ленинского проспекта, руководил разработкой серии типовых проектов торговых и коммунально-бытовых зданий (1956 г.). Умер 8 ноября 1976 г.

Обоснования выводов экспертизы

Рассматриваемый объект является образцом московского индустриального конструктивизма 30-х гг. XX в., единственной реализованной постройкой выдающегося мастера авангарда Л.М. Лисицкого.

Четырехэтажное здание с двумя примыкающими одноэтажными корпусами цехов расположено в глубине участка. Здание имеет в плане сложную форму, состоящую из трех прямоугольников. С южной стороны абрис административного корпуса имеет в плане ломаную линию с полуциркульным завершением. В основе своей здание имеет железобетонный каркас с заполнением шлакобетонным камнем, лестничный блок выполнен из кирпича и освещается круглыми и узкими вертикальными окнами. Козырек над полукруглым входом опирается на изящный столб. Административный четырехэтажный корпус имеет огромные поверхности остекления - большие квадратные окна перемежаются узкими простенками. Только стена северного фасада - глухая, расчленена пилястрами и горизонтальными поясками и заканчивается треугольным фронтоном. Два цеха перекрыты ломаной полукруглой кровлей. На полукруглом фронтоне располагаются два круглых окна. Боковые поверхности продольных стен сплошь остеклены. Огромные витражные окна разделены тонкими простенками. В целом здание представляет собой яркий пример стиля "конструктивизм" как по объемно-пространственному решению, по пропорциям, так и по световому решению и характерным для конструктивизма деталям - круглые и вертикальные окна, козырек и т.д.

Здание строилось в два этапа. В 1930-1933 год по проекту архитектора Эль Лисицкого было возведено трехэтажное административное здание и два одноэтажных цеха. В 1933-1934 годы по проекту архитектора М. Барща был надстроен четвертый этаж и расширено пространство лестничного блока.

Принимая во внимание градостроительные характеристики рассматриваемого объекта, его самостоятельную архитектурную ценность, а также учитывая сохранность первоначальной объемно-пространственной композиции здания, ценность архитектурно-художественного оформления здания и ограды, государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить рассматриваемый объект в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника) с наименованием: "Типография акционерного общества "Огонек", 1930-1933 гг., архитектор Л.М. Лисицкий, 1933 - 1934 гг., архитектор М.О. Барщ".

Границы территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) предлагается установить в соответствии с историческими границами владения, сложившимися в 1930-е гг.

Выводы экспертизы

1. Включить выявленный объект культурного наследия "Типография Акционерного общества "Огонек", 1930-1931 гг., арх. Эль Лисицкий" по адресу: г. Москва, 1-й Самотечный пер., д. 17, стр. 1, 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника) с наименованием "Типография акционерного общества "Огонек", 1930-1933 гг., архитектор Л.М. Лисицкий, 1933-1934 гг., архитектор М.О. Барщ".

2. Границы территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) установить согласно приложениям 1.1, 1.2.;

3. Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) установить согласно приложению 2;

4. Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) определить согласно приложению 3;

5. Учесть, что рассматриваемый объект культурного наследия регионального значения (памятник) находится на территории объединенной охранной зоны N 001, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского Вала)".

Я, Баталов Андрей Леонидович, в соответствии с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.

Список приложений

1. Схема границ территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) - приложение 1.1;

2. Описание границ территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) - приложение 1.2;

3. Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) - приложение 2;

4. Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) - приложение 3.

Эксперт
А.Л. Баталов

Приложение 1.1
к акту государственной
историко-культурной экспертизы

Схема
границ территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника)
"Типография акционерного общества "Огонек", 1930-933 гг., архитектор Л.М. Лисицкий, 1933-1934 гг., архитектор М.О. Барщ".
Адрес: г. Москва, 1-й Самотечный, д. 17, стр. 1, 2

Приложение 1.2
к акту государственной
историко-культурной экспертизы

Описание
границ территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника)
"Типография акционерного общества "Огонек", 1930-1933 гг., архитектор Л.М. Лисицкий, 1933-1934 гг., архитектор М.О. Барщ".
Адрес: г. Москва, 1-й Самотечный пер., д. 17, стр. 1, 2

Граница территории объекта культурного наследия (памятника) проходит на юго-восток параллельно 1-му Самотечному переулку до литеры Б (литеры А-Б), далее на юго-запад до литеры В (литеры Б-В), далее юго-восток до литеры Г (литеры В-Г), далее на северо-восток до литеры Д (литеры Г-Д), далее на юго-восток до литеры Е (литеры Д-Е), далее на юго-запад до литеры Ж (литеры Е-Ж), далее на юго-восток до литеры З (литеры Ж-З), далее на юго-запад до литеры И (литеры З-И), далее на запад до литеры К (литеры И-К), далее на север до литеры А (К-Л-М-Н-О-А).

Координаты характерных точек в местной системе координат (МСК)
X
Y
7021.00
12254.65
7021.00
12254.65
7021.17
12259.17
7021.26
12263.90
7019.15
12263.94
7023.60
12280.24
7018.84
12280.82
7021.77
12300.90
7020.48
12301.44
7027.96
12330.59
7033.79
12328.83
7036.46
12328.02
7041.91
12326.16
7050.63
12323.35
7057.06
12321.13
7054.68
12315.74
7052.10
12309.34
7050.66
12306.41
7060.72
12302.68
7082.49
12294.62
7084.09
12299.74
7084.63
12301.48
7090.33
12299.64
7094.77
12298.24
7093.64
12294.22
7093.35
12291.86
7093.88
12290.24
7094.56
12289.30
7112.19
12283.05
7105.76
12255.39
7102.57
12252.76
7102.30
12249.30
7066.95
12252.79
7048.67
12254.60
7021.00
12254.65
7021.00
12254.65

Приложение 2
к акту государственной
историко-культурной экспертизы

Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника)
"Типография акционерного общества "Огонек", 1930-1933 гг., архитектор Л.М. Лисицкий, 1933-1934 гг., архитектор М.О. Барщ".
Адрес: г. Москва, 1-й Самотечный пер., д. 17, стр. 1, 2

- запрещение капитального строительства, искажения традиционных характеристик эволюционно сложившейся композиции застройки исторического владения, изменения характеристик природного ландшафта, композиционно связанного с объектом культурного наследия;

- реставрация объектов культурного наследия, обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта (предметом охраны), устранение диссонирующих объектов, озеленение и благоустройство территории в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом реставрации и приспособления; обеспечение доступности объектов культурного наследия в целях их экспонирования, обеспечение сохранения традиционного визуального восприятия объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок; обеспечение мер сохранности объекта культурного наследия, его пожарной безопасности, защиты от динамических воздействий;

- реконструкция инженерных сетей и дорог, не нарушающая целостность объектов культурного наследия и не создающая угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Приложение 3
к акту государственной
историко-культурной экспертизы

Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника)
"Типография акционерного общества "Огонек", 1930-1933 гг., архитектор Л.М. Лисицкий, 1933-1934 гг., архитектор М.О. Барщ".
Адрес: г. Москва, 1-й Самотечный пер., д. 17, стр. 1, 2

1) местоположение и градостроительные характеристики здания, его роль в пространственно-планировочной структуре квартала;

2) объемно-пространственная композиция сложного в плане здания, состоящего из трех прямоугольных объемов: 4-х этажного административного корпуса и двух примыкающих одноэтажных с полуподвалом корпусов цехов 1930-1934 гг., включая ризалит лестничного блока со скругленным входом, высотные отметки по венчающим карнизам и "фронтону";

3) крыша 1930-1934 гг., ее конфигурация, характер кровельного покрытия (уточняется в процессе реставрационных исследований), высотные отметки по конькам;

4) композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания 1930-1934 гг., включая местоположение, размер, форму, оформление оконных и дверных проемов, пилястры и горизонтальные пояски, опирающийся на столб козырек входа,

5) художественный металл 1930-1934 гг., в том числе решетки окон полуподвала, их материал и характер исполнения;

6) материал и характер отделки фасадных поверхностей 1930-1934 гг. (гладкая штукатурка) (уточняется в процессе реставрационных исследований);

7) колористическое решение фасадов 1930-1934 гг. (уточняется в процессе реставрационных исследований);

8) пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен, опор, перекрытий 1930-1934 гг.;

9) капитальные стены, опоры, колонны с ригелями, балки 1930-1934 гг., их конструкция и материал;

10) лестницы 1930-1934 гг., их местоположение, конструкция, материал и декоративное оформление, перила;

11) столярные заполнения дверных проемов 1930-1934 гг, их местоположение, материал, характер оформления, колористическое решение (уточняется в процессе реставрационных исследований);

12) местоположение, характер оформления, колористическое решение оконных проемов 1930-1934 гг. (уточняется в процессе реставрационных исследований);

13) ограда с воротами 1930-х гг., их местоположение, материал, характер декоративного оформления.

Предмет охраны может быть дополнен при проведении натурных реставрационных исследований.