СТО 71.12.12 Проведение занятий в бассейне для детей дошкольного возраста

РАЗРАБОТАН И ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕДАТА ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ: «02» марта 2013 г.

Документ разработан в соответствии с требованиями СТО СМК 70.22.11 Стандартизация. Порядок создания, управления и применения стандартов

Челябинск

2013

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий Стандарт определяет порядок организации и проведения занятий в детских бассейнах площадью до 60 кв.м и глубиной до 0,7 м, с устройством водообмена рециркуляционного типа для детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет.

1.2. Требования настоящего Стандарта обязательны для применения сотрудниками организации, оказывающей услуги по дошкольному физическому развитию детей (далее – персонал бассейна).

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. Стандарт разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

- Приказ № 0655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. № 4 «О введении в действие СанПиН 2.1.2.1188-03»

- СанПиН 2.1.2.11.88-03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества

- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ

- СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"

- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554

- Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании

- СТО СМК 70.22.11 Стандартизация. Порядок создания, управления и применения стандартов;

- СТО СМК 82.19.13 Управление документацией. Общие положения.

2.2. При пользовании настоящим СТО целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, указанных в нем. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим СТО следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

3.1. Термины и определения:

3.1.1. бассейн: Искусственный водоем как спортивное сооружение.

3.1.2. безопасность: Отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба

3.1.3. биологический фактор: Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах и их компонентах, патогенные микроорганизмы и вирусы - возбудители инфекционных заболеваний

3.1.4. государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила): Нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний

3.1.5. инфекционные заболевания: Инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку

3.1.6. ребенок: Лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)

3.2. Сокращения

ИС
- информационная система
СТО
- стандарт организации

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Полную ответственность за соблюдение требований, установленных настоящим СТО, несут участники процесса согласно п. 1.2.

4.2. Контроль над соблюдением требований данного Стандарта осуществляет Единоличный исполнительный орган юридического лица, во владении которого находится бассейн.

5. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Занятия в детских бассейнах проводятся сотрудниками Бассейна, имеющими специальное образование (медицинское, педагогическое), знания, навыки и опыт работы, позволяющие проводить занятия на высоком уровне, с необходимым уровнем безопасности (далее – Инструкторы по плаванию).

5.2. Целью проведения занятий в детских бассейнах являются:

- преодоление детьми страха воды;

- развитие двигательной активности;

- укрепление иммунитета;

- профилактика инфекционных заболеваний;

- развитие навыков ориентирования под водой;

- развитие навыков держания на воде;

- обучение различным стилям плавания.

5.3. Задачи, реализуемые Инструкторами по плаванию в ходе проведения занятий в детских бассейнах:

- реализация плана занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов детей;

- работа по овладению детьми навыками и техникой выполнения физических упражнений;

- формирование нравственных норм и волевых качеств детей;

- обеспечение безопасности детей во время занятий в бассейне;

- контроль состояния здоровья детей, контроль недопущения к занятиям в бассейне детей, не прошедших должный медицинский контроль;

- регулярное отслеживание санитарно-гигиенических норм и состояния помещения бассейна;

- организация работы с родителями по подготовке детей к занятиям в бассейне.

5.4. В зависимости от возраста детей, степени их развития, Инструктор по плаванию должен составить программы занятий.

Программы должны содержать структуру занятий, задачи и планируемые результаты по завершению плана (одного занятия, комплекса занятий).

5.5. В общем случае, при проведении занятий и предоставлению услуг: детское плавание «Мама и малыш», детское плавание, детское групповое плавание (занятия в группах) программа занятий должна быть следующей:

Структура занятий (для детей всех возрастов):

1) Вводная часть (подготовительная). Упражнения на суше – 5 минут;

2) Основная часть занятий в бассейне – 20 минут;

3) Заключительная часть. Свободное купание – 5-10 минут (в зависимости от возраста детей).

5.5.1. Задачи при проведении занятий в группах «Мама и малыш» (дети от 2,5 месяцев до 3 лет):

- преодоление страха воды;

- нормализация мышечного тонуса;

- развитие вестибулярного аппарата;

- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системам;

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- установление взаимоотношения и доверия.

5.5.2. Задачи при проведении занятий в группах детское плавание (дети от 3 до 4 лет):

- уменьшение периода адаптации к воде;

- воспитание стремления к самостоятельности при движении и играх на воде;

- обучение навыкам погружения лица в воду, полного погружения в воду с головой;

- обучение навыкам открывания глаз в воде;

- обучение навыкам делать вдох и выдох в воде;

- обучение скольжению по воде на груди;

- обучение движениям руками, ногами, туловищем различными способами плавания при плавании на спине и на груди, в том числе с применением вспомогательных и поддерживающих средств.

5.5.3. Задачи при проведении занятий в группах детское плавание (дети от 4 до 5 лет):

- совершенствование навыков в выполнении выдохов в воду;

- обучение навыкам скольжения на груди без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохам в воду;

- обучение выполнению упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;

- обучение выполнению движений руками и ногами спортивными и неспортивными способами, на суше и в воде без поддерживающих средств;

- совершенствование плавания удобным способом, с постепенным увеличением проплываемых расстояний;

- развитие волевых качеств, смелости и решительности.

5.5.4. Задачи при проведении занятий в группах детское плавание (дети от 5 до 6 лет):

- обучение выполнению многократных выдохов в воду;

- обучение скольжению на груди и спине;

- совершенствование движений ног как при плавании способом кроль на груди и на спине;

- обучение согласованной работы рук и ног при плавании облегченными способами;

- развитие навыков доставания игрушек со дна при нырянии, выполнение упражнения на дальность;

- обучение навыкам задерживания дыхания под водой;

- содействие развитию координационных способностей.

5.5.5. Задачи при проведении занятий в группах детское плавание (дети от 6 до 7 лет):

- обучение проплыванию расстояния 10-15 метров облегченным способом на груди или на спине;

- закрепление знаний о правилах безопасностей на воде;

- обучение дыханию с поворотами головы вправо и влево;

- совершенствование техники отдельных элементов разных способов плавания;

- совершенствование согласованности движений рук и ног с различными вариантами дыхания;

- обучение согласованной работе рук, ног и дыхания при плавании облегченными способами на груди и на спине;

- совершенствование техники плавания выбранным способом;

- способствование закаливанию организма;

- содействие формированию правильной осанки;

- воспитание целеустремленности, настойчивости, других волевых качеств.

5.6. По завершению плана (комплекса занятий), в общем случае, дети должны обладать следующими навыками и умениями:

5.6.1. Умения детей по завершению плана в группе «Мама и малыш» (дети от 2,5 месяцев до 3 лет):

- преодоление 1 -2 м под водой в свободном стиле;

- погружение в воду с опоры и без опоры;

- умение свободно нырять и доставать со дна игрушки.

5.6.2. Умения детей по завершению плана в группе детское плавание (дети от 3 до 4 лет):

- передвижение в воде различными способами;

- опускание лица в воду;

- выдох в воду 5-6 раз;

- погружение в воду у опоры и без опоры с головой;

- доставание со дна бассейна мелких игрушек;

- погружение в воду с открытыми глазами;

- скольжение на груди 2-3 раза;

- выполнение упражнения «поплавок», «звездочка», «медуза»;

- умение лежать на спине при помощи взрослого и/или при помощи поддерживающих средств.

5.6.3. Умения детей по завершению плана в группе детское плавание (дети от 4 до 5 лет):

- умение держаться на поверхности воды (всплывать, лежать на груди и на спине 2-4 секунды, скольжение);

- выполнять вдох-выдох в воду при опускании лица;

- выполнять движения ногами как при плавании способом кроль на груди у поручня (с подвижной опорой);

5.6.4. Умения детей по завершению плана в группе детское плавание (дети от 5 до 6 лет):

- многократные выдохи в воду, 3-4 раза подряд;

- попеременные движения руками как при плавании облегченным способом кроль на груди (без выноса рук из воды);

- проплыть облегченным способом на груди или на спине 7-9 метров;

5.6.5. Умения детей по завершению плана в группе детское плавание (дети от 6 до 7 лет):

- выполнение многократных выдохов в воду 6-8 раз подряд;

- проплывать облегченным способом на груди или на спине 10-15 метров;

- проныривать под водой небольшое расстояние 1,5-2 метра;

- плавание кролем на груди, кролем на спине.

6. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА

6.1. Занятия в бассейне проводит инструктор по плаванию с соблюдением требований п. 5.5 настоящего СТО.

6.2. При проведении занятий по детскому плаванию, дети от 2 (двух) до 7 (семи) лет:

6.2.1. До начала занятий дети проходят к бассейну, но не заходят в воду, ожидают времени начала занятия.

6.2.2. В указанное в расписании время, инструктор по плаванию проходит к чаше бассейна, собирает и организовывает построение детей вдоль бортика бассейна, проводит вводную часть занятия (упражнения на суше).

Упражнения должны быть направлены на растяжку и разогрев мышц. Также во время проведения вводной части должны быть упражнения направленные на формирование правильной осанки детей, ее поддержание и упражнения направленные на общее физическое развитие и здоровье детей.

6.2.3. После завершения упражнений на суше, инструктор по плаванию помогает каждому ребенку спуститься в бассейн по лестнице и начинает проводить основную часть программы.

6.2.4. Упражнения в воде должны быть направлены на развитие навыков движения в воде, координации движений и, как следствие, умения держаться на воде и проплывать расстояния, в зависимости от возраста детей, в соответствии с п. 5 настоящего СТО.

6.2.5. При проведении основной части занятий, инструктор по плаванию должен учитывать физические возможности, особенности здоровья и навыки каждого ребенка в отдельности.

При необходимости, инструктор по плаванию должен корректировать программу занятий с учетом индивидуальных особенностей детей.

6.2.6. После завершения основной части занятия, инструктор дает возможность детям для свободного плавания. При этом инструктор контролирует поведение детей, при необходимости корректирует их действия с целью соблюдения требований безопасного поведения на воде.

6.3. При проведении занятий в группах «Мама и малыш», дети от 2 (двух) месяцев до 3 (трех) лет:

6.3.1. До начала занятий родители с детьми проходят к бассейну, но не заходят в воду.

6.3.2. Инструктор по плаванию, в течение указанного в п. 5.5 времени, проводит вводную часть занятия на суше. Показывает родителям упражнения, которые необходимо выполнять с детьми. При необходимости корректирует действия родителей и помогает им.

6.3.3. После завершения вводной части занятия, инструктор по плаванию помогает родителям вместе с детьми спуститься в бассейн для начала основной части занятия.

6.3.4. При проведении основной части занятия, инструктор по плаванию показывает упражнения направленные на привыкание детей к воде и освоение навыков поведения в воде, а также на развитие и закаливание детей.

6.3.5. После завершения основной части занятия, инструктором по плаванию выделяется время для свободного плавания. В указанное время, родители самостоятельно проводят упражнения в бассейне с детьми. Инструктор по плаванию контролирует действия родителей и детей с целью контроля соблюдения правил безопасности на воде. При необходимости корректирует действия родителей и детей.

6.4. При проведении занятий в бассейне инструктор по плаванию должен контролировать точное выполнение всех своих инструкций, не допускать самовольных действий детей и родителей, которые могут привести к травме.

Также при проведении занятий инструктор по плаванию должен осуществлять контроль физического состояния детей и родителей. В случае проявления признаков недомогания, инструктор по плаванию незамедлительно должен сообщить инструктору по медицинскому сопровождению бассейна, который, в свою очередь, должен оказать необходимую медицинскую помощь.

В случае получения травмы родителями или детьми во время проведения занятий в бассейне, инструктор по плаванию обязан незамедлительно сообщить об этом инструктору по медицинскому сопровождению бассейна, который, в свою очередь, должен оказать необходимую помощь.

7. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ХРАНЕНИЕ И РАССЫЛКА

7.1. Решение о внесении изменений в данный СТО принимает Владелец стандартов по представлению Управляющего проектом по стандартизации и Разработчика. Внесение изменений в данный СТО производится в порядке, установленном в СТО СМК 70.22.11 Стандартизация. Порядок создания, управления и применения стандартов (с изменениями № 1).

7.2. Контрольный экземпляр СТО хранится в ИС в БД «Стандарты».

7.3. Данный СТО рассылается в электронном виде посредством ИС участникам системы стандартизации.