Документ [ /22/13/49/ ]: Методические указания № 2206-80

Инструктивно-методические указания по служебному расследованию и ликвидации радиационных аварий

Утверждены

Заместитель Министра МЗ СССР

Секретарь ВЦСПС

БИРЮКОВА

16 сентября 1980 года

Заместитель Министра МВД СССР

ЕЛИСОВ

2 августа 1980 года

Введение

Многолетний отечественный и зарубежный опыт использования источников ионизирующих излучений в различных сферах их применения показывает, что соблюдение администрацией и персоналом требований и норм санитарного законодательства при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений надежно предотвращает возникновение случаев переоблучения персонала и загрязнения радиоактивными веществами окружающей среды.

Однако, несмотря на действие строгого санитарного законодательства, отмечаются отдельные случаи грубого нарушения санитарных требований, предъявляемых к использованию ионизирующих излучений, что может привести к радиационным авариям и, как следствие этого, загрязнению производственной и окружающей среды, а в части случаев к возникновению лучевых поражений.

Радиационные аварии, как правило, ликвидируются силами и средствами учреждений, в которых они возникли.

Настоящие Инструктивно-методические указания устанавливают порядок служебного расследования и ликвидации радиационных аварий. Они предназначены для учреждений и организаций (кроме атомных электростанций), хранящих, транспортирующих и использующих в своей работе источники ионизирующих излучений, а также служб, осуществляющих надзор за их работой.

1. Общие положения

1.1. Радиационные аварии - это происшествия, при которых потерян контроль над источником ионизирующего излучения, что привело или может привести к облучению людей (персонала или отдельных лиц из населения) или радиоактивному загрязнению окружающей среды выше величин, установленных санитарными нормативами.

К ним относятся:

- сознательное использование или хранение источников ионизирующих излучений с нарушением санитарного законодательства или правил техники безопасности, создающее возможность облучения персонала или отдельных лиц из населения;

- потеря или хищение радиоактивных веществ или радиационных установок;

- оставление источников ионизирующих излучений в скважинах и при применении радиоизотопных методов исследования;

- радиоактивное загрязнение окружающей среды, производственных и жилых помещений, оборудования выше величин, установленных санитарными нормативами;

- облучение людей в дозах выше величин, установленных санитарными нормативами.

1.2. Во всех случаях установления факта радиационной аварии администрация учреждения обязана немедленно поставить в известность:

- вышестоящую организацию или ведомство;

- территориальные органы санитарно-эпидемиологической службы (санитарно-эпидемиологическую станцию);

- местные органы внутренних дел;

- техническую инспекцию профсоюзов (в случае облучения персонала).

1.3. Об аварии должно быть сообщено территориальным советским и партийным органам.

1.4. Ответственность за последствия аварии и ее ликвидацию несет администрация учреждения, на котором произошла авария.

1.5. Служебное расследование и ликвидация аварии проводятся администрацией учреждения под контролем территориальных органов санитарно-эпидемиологической службы и внутренних дел, специалисты которых оказывают методическую, а при необходимости и практическую помощь.

1.6. Прекращение служебного расследования и проведение работы по ликвидации аварии могут быть осуществлены только с согласия территориальных органов санэпидслужбы и внутренних дел и документально оформлены.

1.7. Лица, виновные в возникновении аварии, в зависимости от последствий аварии, привлекаются к административной, уголовной или иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

1.8. При предположении, что доза общего внешнего облучения превышает 25 бэр, а локального 400 бэр, пострадавший должен быть направлен на медицинское обследование.

1.9. Специалистам санитарно-эпидемиологической службы и органов внутренних дел и технической инспекции профсоюзов, прибывшим для расследования аварии, должна быть представлена следующая основная документация:

- физико-техническая документация радиационной техники (радионуклида, источника ионизирующих излучений);

- режим работы радиационной техники и время нахождения пострадавших в зоне действия излучения (положение пострадавшего по отношению к источнику излучения);

- санитарный паспорт объекта или разрешение на проведение работ с источниками излучений, выданное санитарно-эпидемиологической службой;

- акты санитарного обследования объекта (с протоколами дозиметрического контроля за последние 2 года);

- приходно-расходный журнал источников ионизирующих излучений;

- приказы администрации учреждения о допуске персонала к работе с источниками ионизирующих излучений;

- должностные инструкции лиц, работающих с источниками ионизирующих излучений;

- журнал регистрации о прохождении инструктажа о мерах безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений;

- инструкция по предупреждению и ликвидации аварий.

1.10. Санитарно-эпидемиологические станции должны информировать о радиационной аварии Министерство здравоохранения СССР, минздравы союзных республик в соответствии с Приказом Минздрава СССР N 1183 от 6 декабря 1978 года "О внеочередных донесениях, представляемых Минздраву СССР".

Подробный отчет о радиационной аварии составляется согласно прилагаемой схеме (Приложение 1).

2. Характеристика и классификация радиационных аварий

Источники ионизирующих излучений, применяемые в народном хозяйстве, по наиболее вероятному воздействию на персонал, отдельных лиц из населения и окружающую среду могут быть разделены на три группы:

- источники излучений, при аварии которых происходит внешнее облучение;

- источники излучений, при аварии с которыми происходит радиоактивное загрязнение окружающей среды и существует потенциальная опасность внутреннего облучения персонала и отдельных лиц из населения;

- источники излучений, при аварии с которыми возможно комбинированное облучение (внешнее или внутреннее).

Таблица 1

Основные типы работ с источниками ионизирующих излучений в народном хозяйстве и характер возможного облучения при авариях

2.1. Радиационные аварии по их последствиям разделяются на 5 групп:

I группа - аварии, которые не приводят к облучению персонала или отдельных лиц из населения (выше ПДД и ПД) или загрязнению производственной и окружающей среды, но создающие реальную опасность переоблучения или загрязнения и требующие расследования причин их возникновения;

II группа - аварии, в результате которых произошло внешнее облучение персонала и отдельных лиц из населения (свыше ПДД и ПД);

III группа - аварии, при которых произошло загрязнение производственной или окружающей среды (выше ПДУ и 0,1 ПДУ соответственно);

IV группа - аварии, в результате которых произошло внешнее и внутреннее облучение персонала и отдельных лиц из населения (выше значений, предусмотренных п. 3 II НРБ-76);

V группа - аварии, в результате которых произошло внешнее и внутреннее облучение персонала, отдельных лиц из населения и загрязнение окружающей среды (см. группы III и IV настоящей классификации).

3. Основные мероприятия при служебном расследовании радиационных аварий

Характер и особенности проводимых мероприятий зависят от группы и масштабов происшедшей аварии, в то же время некоторые принципы проведения их расследования и ликвидации являются общими.

3.1. При установлении факта аварии лицами, ответственными за радиационную безопасность учреждения, принимаются экстренные меры, предусмотренные Инструкцией по ликвидации аварии на объекте (согласно ОСП-72/80).

3.2. Руководитель объекта издает приказ о расследовании и ликвидации аварии.

В приказе должны быть определены:

- состав комиссии (председатель, который должен занимать должность не ниже главного инженера или заместителя руководителя объекта);

- разработка плана мероприятий по ликвидации аварии;

- общие мероприятия по выделению необходимого количества персонала, оборудования, транспорта и т.д.

Согласование плана расследования и ликвидации аварии с территориальными органами санитарно-эпидемиологической службы и внутренних дел (при необходимости и с технической инспекцией профсоюзов).

3.3. При аварии срочно должны быть приняты меры по прекращению работ и запрещению доступа людей в аварийную зону.

3.4. Расследование аварий различных групп:

3.4.1. I группа:

3.4.1.а. Согласно приказу руководителя объекта (см. раздел 3.2) комиссия проводит расследование и на основании полученных данных устанавливает причины возникновения аварий;

- разрабатывает план мероприятий по ликвидации причин аварии и представляет его на утверждение руководителя объекта.

3.4.1.б. Руководитель объекта на основании заключения комиссии утверждает план по устранению причин возникновения аварий, а также принимает административные меры к лицам, виновным в возникновении аварии.

3.4.2. II - V группы:

3.4.2.а. Согласно приказу руководителя объекта комиссия проводит расследование и по результатам выясняет последствия аварий и причину их возникновения.

3.4.2.б. В ходе расследования комиссия должна установить:

- физико-технические характеристики источника ионизирующих излучений;

- особенности технологического процесса в связи с использованием ионизирующего излучения;

- специфику радиационно-гигиенической характеристики условий труда;

- месторасположение персонала в момент аварии и длительность нахождения в зоне облучения;

- ориентировочные дозы облучения пострадавших и размеры загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами;

- наличие и состояние блокировки, аварийной сигнализации, приборов радиационного контроля, их состояние и правильность использования;

- показания контрольных приборов в момент аварии;

- наличие инструкции по предупреждению и ликвидации аварии на объекте и полноту проведения первичных мероприятий, предусмотренных ею;

- контингент лиц, требующий направления в медицинские учреждения.

3.4.2.в. Комиссия на основании проведенного расследования должна дать рекомендации по ликвидации последствий аварии и разработке мероприятий по их предупреждению.

3.4.2.г. Руководитель учреждения на основании заключения комиссии принимает административные меры к лицам, виновным в возникновении аварии.

4. Радиационный контроль

Одним из важнейших элементов при расследовании и ликвидации аварий является радиационный контроль, задачи которого состоят в следующем:

- оценка степени воздействия ионизирующих излучений на персонал и отдельные лица из населения;

- определение уровней загрязненности окружающей среды, оборудования, спецодежды, производственных и жилых помещений.

При этом особое внимание должно быть обращено:

- на выбор и оптимальное использование дозиметрической и радиометрической аппаратуры;

- на выбор режимов эксплуатации радиационной техники, установление места нахождения пострадавшего по отношению к источнику излучения, время его пребывания в поле излучения (для моделирования радиационной аварии);

- на объем радиационного контроля в зависимости от группы аварии.

Некоторые рекомендации при проведении радиационного контроля при расследовании радиационных аварий различных групп приведены ниже.

4.1. Радиационный контроль при авариях II группы.

Большинство выпускаемых в настоящее время дозиметрических и радиометрических приборов не являются универсальными и могут использоваться в сравнительно небольшом диапазоне энергий излучения, поэтому при выборе аппаратуры необходимо учитывать вид и энергию излучения, диапазон чувствительности, погрешность измерений и другие параметры приборов согласно их паспортным данным.

Паспортные данные приборов, используемых для измерения излучений

Приведенный перечень аппаратуры позволяет оценить интенсивность полей излучения, в которых находится пострадавший, установить размеры радиационно опасной зоны.

Измерение мощностей экспозиционных доз излучения проводится на уровне 100 мм, 900 мм и 1500 мм от поверхности. В каждой точке делается минимум два измерения.

Представленные в таблице N 2 дозиметрические и радиометрические приборы используются для установления радиационно опасных зон, поиска источников, ориентировочной оценки доз облучения пострадавших и т.д.

Для определения индивидуальных доз облучения, получаемых персоналом и отдельными лицами из населения во время аварии, необходимо использовать данные индивидуальной дозиметрии.

Таблица 3

Характеристика методов индивидуального контроля

Если персонал во время аварии не имел термолюминесцентных дозиметров, то аварийные дозы внешнего облучения могут быть определены двумя путями:

1. Расчетным методом (измерение мощностей доз с учетом расположения пострадавшего по отношению к источникам ионизирующих излучений) и хронометража нахождения пострадавшего в зонах различных по интенсивности излучения.

2. Методом фантомного моделирования. Фантомы различного типа (плексиглазовые, из дерева, парафина и т.д.) с индивидуальными дозиметрами помещаются в место нахождения пострадавших и затем имитируется радиационная авария. Методы фантомного моделирования применяются в случае необходимости оценки доз облучения с достаточной точностью (не более +/- 30%) и при значительной неравномерности облучения.

Таким образом, используя сведения, приведенные в таблице 2, можно осуществить выбор аппаратуры, необходимой при расследовании и ликвидации аварий, связанных с внешним облучением.

Сводные данные по выбору необходимой аппаратуры приведены в таблице 4.

Таблица 4

Радиометрическая и дозиметрическая аппаратура, необходимая при проведении радиационного контроля при авариях II группы

4.2. Радиационный контроль при внутреннем облучении персонала и загрязненности радионуклидами рабочих поверхностей, оборудования, территории (аварии III - IV групп).

При измерении уровней радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей, оборудования, территории используется радиометрическая аппаратура, характеристика которой приведена в таблице 5.

Таблица 5

Характеристика радиометрической аппаратуры

Используя данные о технических характеристиках радиометрической аппаратуры, можно осуществить выбор приборов, предназначенных для оценки уровней радиоактивной загрязненности поверхности, оборудования, рук и т.д., измерение концентрации радиоактивных веществ в воздухе производственных помещений.

Измерение уровней загрязненности рук, спецодежды, оборудования и т.д. осуществляется с помощью радиометра типа РУП-1, располагая детектор на расстоянии 10 мм от измеряемой поверхности. Возможно использование радиометров типа ЛУЧ-А, ИМА-1 для определения наличия радиоактивной загрязненности без количественной оценки уровней загрязненности.

Для определения уровней радиоактивной загрязненности применяется метод мазков.

При оценке концентрации радиоактивных газов и аэрозолей в воздухе производственных помещений используются методы, основанные на улавливаниях, поглощении газов и осаждении аэрозолей на различные фильтры. Концентрация газов оценивается с помощью проточных камер (радиометр "Ломонос", камеры к дозиметру "Кактус" и т.д.) или с помощью радиометра РВ-4.

Концентрацию аэрозолей можно определять по скорости счета проб, отобранных на фильтры типа ФП. Скорость счета этих фильтров измеряется одновременно с отбором проб (радиометр РВ-4, РА-12С и др.) или последовательно: отбор проб и последующий счет фильтров на различных установках.

Отбор проб воздуха осуществляется в зоне дыхания (высота отбора 1500 мм).

В случае попадания радиоактивных веществ внутрь организма пострадавших необходимо использовать спектрометры излучений человека (измерение гамма-излучателей) либо косвенные методы - оценка содержания РВ в выделениях (бета-радионуклиды).

Сводные данные по рекомендации выбора радиометрической аппаратуры для III - IV групп аварий приведены в таблице 6.

Таблица 6

Радиометрическая аппаратура, необходимая при проведении радиационного контроля при авариях III - IV групп

5. Мероприятия при ликвидации последствий радиационных аварий

При проведении мероприятий, связанных с ликвидацией радиационных аварий и их последствий, основная задача состоит в том, чтобы в наиболее короткий срок осуществить следующие мероприятия:

- предотвратить возможность дальнейшего воздействия ионизирующих излучений на персонал и отдельные лица из населения;

- выявить все возможные очаги загрязнения и уточнить возможные пути распространения радиоактивного загрязнения;

- предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающую среду;

- ликвидировать источник радиационной аварии;

- устранить последствия радиационной аварии.

5.1. Мероприятия при ликвидации радиационных аварий II группы.

Радиационные аварии, связанные только с внешним облучением, возможны при нарушении технологического цикла работы с закрытыми радионуклидами или эксплуатации радиационной техники, при отказе блокировочных и сигнализационных систем, при нарушении требований радиационного контроля. В связи с этим становится ясным характер мероприятий, которые включают следующее:

- выявление причин, приведших к радиационной аварии;

- устранение неисправностей в радиационной технике, систем блокировок и сигнализации;

- ориентировочная оценка уровней облучения и установление необходимости госпитализации пострадавших;

- моделирование аварийных ситуаций с целью уточнения уровней облучения.

5.2. Мероприятия при ликвидации III - V групп аварий.

Сразу же после обнаружения загрязненности радионуклидами производственные работы должны быть прекращены, выключены приборы и аппаратура, связанные с проведением их работ.

Если авария произошла с порошкообразными радиоактивными веществами, то кроме этого необходимо выключить все вентиляционные устройства, которые могут способствовать распространению радиоактивного порошка в другие помещения и за пределы территории производства.

После прекращения работ и выключения работающих установок все лица, работавшие с источниками, должны покинуть загрязненную зону.

Участок радиоактивного загрязнения огораживается предупредительными знаками.

До проведения тщательной радиационной разведки ориентировочная граница аварийной зоны устанавливается с таким расчетом, чтобы за ее пределами не могли оказаться вторичные участки загрязнения.

На границе аварийного участка должен быть организован радиационный контроль рук и обуви. Для этой цели могут быть использованы все приборы, применяющиеся для текущей работы.

Одежда и обувь, на которых при дозиметрическом контроле будет обнаружено загрязнение радиоактивными веществами выше допустимых уровней, должны быть оставлены в аварийной зоне. Данное требование распространяется как на специальную (рабочую одежду), так и на личную верхнюю и нижнюю одежду персонала, взамен которой временно выдается соответствующее белье и одежда.

Лица, у которых при проведении дозиметрического контроля установлено наличие радиоактивной загрязненности кожных покровов, обязаны пройти санитарную обработку.

Одновременно с этим необходимо установить тип и активность источника, послужившего причиной загрязнения. Для этого надлежит произвести опрос работающих с излучателями, сверить учетные данные с наличием всех источников, имеющихся в учреждении.

В случае, когда эти мероприятия не позволяют произвести определение радионуклида, являющегося источником загрязнения, должны быть применены различные физические и химические методы изотопного анализа.

В тех случаях, когда установлено, что обнаруженный участок загрязнения не является местом возникновения аварии, необходимо принять меры к выявлению основного источника загрязнения. Установление места аварии определяется на основании сведений об участках и местах проведения работ с источником, записей рабочего журнала, материалов командировок геофизических партий, опросов рабочих и т.д. Правильность установления места аварии, т.е. основного источника загрязнения, должна быть подтверждена проведением дозиметрического обследования.

Все мероприятия должны быть направлены на локализацию основного очага загрязнения.

5.3. Особенности мероприятий по ликвидации загрязнения в жилых помещениях.

При ликвидации последствий аварий в жилых помещениях руководитель работ назначается по согласованию с местными советскими органами.

В дополнение к разделу 3 в обязанности этой комиссии входит:

- выявление и детальное обследование новых мест загрязнения;

- организация компенсационной комиссии;

- выполнение указаний, принятых Исполнительным комитетом народных депутатов трудящихся.

Задачи компенсационной комиссии:

- проводить оценку изъятых у населения загрязненных вещей и имущества и дать предложения по выдаче соответствующей компенсации;

- уточнить расходы, которые несет учреждение - виновник аварии.

5.4. Организация работ по дезактивации жилых помещений.

В населенных пунктах, где проводится дезактивация, необходимо подготовить места для временного хранения загрязненного имущества (для сокращения числа перевозок загрязненных веществ на пункт захоронения радиоактивных отходов) и временное помещение для проживания жильцов.

Оборудование помещений для сбора загрязненного имущества состоит в выстилании пола полиэтиленовой пленкой, рубероидом и т.д. с целью предупреждения загрязнения поверхностей выделяемых помещений.

В этих помещениях имущество хранится до окончания дезактивационных работ, после чего оно одновременно захоранивается как радиоактивные отходы.

Санитарная обработка населения, проживающего в данном районе, должна проводиться в общем санпропускнике, развернутом в этом населенном пункте.

При проведении радиационного контроля в жилых помещениях необходимо особое внимание уделять проверке радиоактивной загрязненности полов, предметов домашнего обихода (мебели, одежды, стен и т.д.), вещей, приносимых с работы, а также имущества и вещей, находящихся с ними в контакте.

Загрязненные квартиры до окончательного завершения дезактивации запираются и опечатываются. Все радиационно-гигиенические мероприятия в этих помещениях должны проводиться в присутствии представителя проживающих в ней семей.

Большинство мелких и носильных вещей подвергать дезактивации бывает нецелесообразно, т.к. затраты на их обработку оказываются значительно большими, чем стоимость самой вещи. Поэтому такие вещи подвергаются лишь отбраковке.

Оценка стоимости вещей и задача компенсации оформляется соответствующим актом и утверждается руководителем работы.

Дезактивации подлежит само помещение, мебель, посуда, хозяйственный инвентарь и после проведения дезактивации проводится радиационный контроль эффективности дезактивации, после чего составляются соответствующие акты.

В процессе ликвидации радиационных аварий, связанных с образованием радиоактивного загрязнения, составляются также акты о проведении консервации загрязненного имущества (Приложение 2), о проведении захоронений радиоактивных отходов и загрязненного оборудования и имущества (Приложение 3), по оценке стоимости загрязненного имущества (Приложение 4).

5.5. Мероприятия по поиску источников ионизирующих излучений.

Все мероприятия в случае потери радиоизотопных источников (хищение, потери, при транспортировке и т.д.) должны быть направлены на немедленный розыск источника излучений. С этой целью организуется поисковая группа из сотрудников службы радиационной безопасности учреждения (в работе группы могут принимать участие и специалисты радиологической лаборатории СЭС).

Перед выездом члены поисковой группы инструктируются о порядке работ по поиску потерянного источника (уточняется маршрут движения, ориентировочные места потери источника), а также по мерам радиационной безопасности в случае его нахождения.

Если территориальная санитарно-эпидемиологическая станция имеет специальную радиометрическую лабораторию типа ПРЛ-69 и т.п., то при поисках источников необходимо ее использовать. Измерение гамма-фона осуществляется во время движения автомашины. Скорость движения автомашины в зоне поиска источника не должна превышать 10 км/час. При обнаружении повышения уровня гамма-фона дальнейшая радиационная разведка осуществляется пешком с помощью переносных приборов типа "Кристалл", "Свет" и др.

При обнаружении потерянного источника проводится измерение гамма-фона, данные которого наносятся на схему маршрута. Устанавливаются наиболее благоприятные в радиационном отношении подходы к источнику. С помощью дистанционного инструментария и использования средств защиты источник переносится в защитный контейнер. Данная работа осуществляется при наличии индивидуальных дозиметров у всех специалистов поисковой группы.

В случае установления факта хищения радиоизотопного источника предпринимаются все меры к его немедленному розыску. Поскольку в хищении могут быть виновны или замешаны лица, незнакомые со степенью радиационной опасности при контакте с радиоактивным источником, розыск исчезнувшего источника приобретает экстренный характер. О пропаже немедленно уведомляются местные органы внутренних дел и санитарно-эпидемиологической службы, которые организуют и проводят розыскные мероприятия с привлечением при необходимости специалистов службы радиационной безопасности соответствующих учреждений и организаций.

Наряду с этим организуется одна или несколько поисковых групп, которые с помощью соответствующей дозиметрической аппаратуры проводят тщательное обследование радиационного фона населенного пункта. Работа по обнаружению источников ионизирующих излучений рассмотрена выше.

При этом особое внимание обращается на выявление лиц, которые имели или могли иметь контакт с источником излучения. Для каждого конкретного случая определяется доза внешнего облучения всего тела и кожных покровов пальцев рук или передней поверхности бедер.

В случае, если источник не найден, то решение о прекращении работ по его поиску должно приниматься по согласованию с территориальными органами санитарно-эпидемиологической службы и органами внутренних дел.

В справке-отчете о проведенных работах должны быть отражены следующие вопросы:

1. Наименование учреждения, ведомства и время возникновения аварии.

2. Характеристика источника ионизирующих излучений.

3. Описание аварии и характеристика технологического процесса, при котором произошла авария.

4. Проведенные организационные мероприятия: состав руководящей группы, кем организована, численный состав и количество рабочих бригад и компенсационных комиссий.

5. Масштабы и уровни радиоактивной загрязненности территории, рабочих поверхностей, оборудования и т.д., количество пострадавших и уровни их облучения.

6. Сведения о последствиях аварии и принятых мероприятиях по их предупреждению.

7. Характеристика мероприятий по ликвидации последствий аварии.

8. Выводы и предложения по дальнейшему предупреждению аварий.

К справке следует приложить план загрязненного очага с указанием плотности загрязнения и его границ, а также список пострадавших лиц с указанием фамилии, имени, отчества, возраста, дозы внешнего и внутреннего облучения.

Приложение 2

Акт о проведении консервации загрязненного имущества

Приложение 3

Акт о проведении захоронения радиоактивных отходов и загрязненного оборудования и имущества

Приложение 4

Акт оценки стоимости загрязненного имущества