Действующий
Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. N 91"О федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"
В целях реализации государственной политики в сфере разработки и производства лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения Правительство Российской Федерации постановляет:
федеральную целевую программу "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее - Программа).
1. Утвердить прилагаемую
Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011 - 2020 годах региональных целевых программ, направленных на развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации, учитывать положения
Федеральная целевая программа
"Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. N 91)
Паспорт
федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 г. N 1660-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;Министерство здравоохранения Российской Федерации;Министерство образования и наукиРоссийской Федерации;Федеральное медико-биологическое агентство;Московский государственный университетимени М.В. Ломоносова;Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" |
Цель Программы | - | переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития |
Основные задачи Программы | - | технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых лекарственных средств, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также медицинских изделий с целью создания конкурентоспособной продукции;вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью;увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;кадровое обеспечение перехода отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | объем производства лекарственных средств отечественного производства, в том числе за счет коммерциализации созданных передовых технологий, - 734 млрд. рублей;доля лекарственных средств отечественного производства в денежном выражении - 50 процентов;доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - 90 процентов; объем производства отечественных медицинских изделий, произведенных за счет коммерциализации созданных передовых технологий, - 200 млрд. рублей; доля медицинских изделий отечественного производства в денежном выражении -40 процентов; объем привлеченных внебюджетных средств - 65,565 млрд. рублей;объем экспорта фармацевтической продукции - 81 млрд. рублей; объем экспорта медицинских изделий - 39,7 млрд. рублей;количество предприятий фармацевтической промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, - 75;количество предприятий медицинскойпромышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, - 85;количество созданных научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств мирового уровня - 10; количество созданных научно-исследовательских центров по разработке медицинских изделий мировогоуровня - 7; количество специалистов, прошедших подготовку и переподготовку, - 5000 человек |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2011 - 2020 годы, в том числе:I этап - 2011 - 2015 годы;II этап - 2016 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | всего по Программе - 187753 млн. рублей(в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 122188 млн. рублей, из них:научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 94724 млн. рублей;капитальные вложения - 24899 млн. рублей; прочие затраты - 2565 млн. рублей;за счет средств внебюджетных источников - 65565 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | прирост валового внутреннего продукта за счет реализации мероприятий Программы - 0,03 процентного пункта;количество созданных высокотехнологичных рабочих мест - 10000;чистый дисконтированный доход в2020 году - 62424 млн. рублей;срок окупаемости инвестиций по чистой прибыли организации - 6,3 года;индекс доходности (рентабельность) инвестиций по чистой прибыли - 1,45;уровень безубыточности - 0,64;налоги и иные обязательные платежи, поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с учетом дисконтирования, - 148700 млн. рублей;чистый дисконтированный доход государства (бюджетный эффект нарастающим итогом) - 67573 млн. рублей;индекс доходности (рентабельность) бюджетных ассигнований по налоговым поступлениям - 2,4;удельный вес средств федерального бюджета в общем объеме финансирования (степень участия государства) - 0,65;срок окупаемости бюджетных ассигнований по налоговым поступлениям - 1,2 года. |
Федеральные целевые программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)", "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, а также академические программы "Молекулярная и клеточная биология" и "Фундаментальные науки - медицине", в рамках которых решаются проблемы развития фармацевтической и медицинской промышленности, в основном направлены на генерацию знаний и разработку технологий. В ряде случаев при их реализации получены прикладные результаты уровня, не уступающего мировому. Однако в отсутствие действенных организационных механизмов, вовлекающих полученные результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленное производство инновационной фармацевтической и медицинской продукции, эти результаты остаются невостребованными либо уходят за рубеж, чтобы вернуться воплощенными в готовые продукты и изделия. Результатом этих тенденций является постоянное удорожание импортных лекарственных препаратов и медицинской техники, что затрудняет их доступность для потребителей, в особенности для социально незащищенных категорий граждан Российской Федерации. При этом технологический уровень производственных мощностей предприятий фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации не отвечает современным стандартам производства.
Складывающаяся ситуация является неприемлемой ни с точки зрения обеспечения национальной безопасности, ни с экономической точки зрения, так как российский рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков. По оценкам экспертов, объем рынка медицинской продукции в Российской Федерации увеличится к 2020 году более чем в 3 раза и достигнет 300 млрд. рублей в год, а отечественный рынок лекарственных препаратов к 2020 году достигнет 1,5 трлн. рублей в год.
Необходимость принятия стратегических решений по вопросам развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности обусловлена следующими проблемами:
Разработаны два варианта решения данных проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.
Первый вариант опирается на использование организационных и финансовых инструментов в рамках текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями.
Однако при реализации данного варианта в долгосрочной перспективе возникают риски разобщенности мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, дискоординации целей, задач и механизмов выполняемых указанными органами отдельных проектов, увеличения бюджетных расходов за счет дублирования мероприятий и проектов в проблемной области.
Второй вариант опирается на использование программно-целевого метода с четким определением целей и задач, решаемых в проблемной области, выбором перечня скоординированных мероприятий, способствующих сокращению технологического отставания отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и переходу указанных отраслей на инновационный тип развития.
Основным риском данного варианта в долгосрочной перспективе является возникновение мировой макроэкономической и финансовой нестабильности и, как следствие, сокращение бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий. Также не исключены риски, связанные с возможным изменением приоритетов и направлений государственной политики.
Анализ преимуществ и рисков указанных вариантов показывает, что в существующих социально-экономических условиях реализация второго варианта является предпочтительной.
Государственное участие в решении проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности заключается в стимулировании запуска за счет средств федерального бюджета инновационного цикла в этих отраслях с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий. В целях реализации данного варианта развития фармацевтической и медицинской промышленности разработана федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее - Программа).
Реализация Программы позволит не только технологически перевооружить производственные мощности предприятий, а также государственных учреждений науки и образования на базе технологических инноваций, но одновременно стимулировать в Российской Федерации разработку и производство наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, поднять уровень отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При этом значительный импульс развития получат российская прикладная наука, инженерия и образование.
Мероприятия Программы разработаны на основе государственно-частного партнерства. В основу предлагаемой модели заложены стимулы для рационального сотрудничества частного бизнеса с государством в софинансировании исследований, разработок и инновационного производства отечественной фармацевтической и медицинской продукции.
Целью Программы является переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития.
технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;
вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью;
увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;
технологическое перевооружение отечественной фармацевтической промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;
обеспечение на основе технологической модернизации производства отечественными предприятиями синтетического и биотехнологического сырья (субстанций) для производства готовых лекарственных препаратов;
удовлетворение внутреннего спроса на 30 процентов в денежном выражении на лекарственные средства, в первую очередь входящие в перечень стратегически значимых лекарственных средств, а также в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за счет роста объема продаж фармацевтической продукции отечественного производства;
На втором этапе (2016 - 2020 годы) предусматривается завершить переход отечественной фармацевтической и медицинской промышленности к модели устойчивого инновационного развития, обеспечение российского здравоохранения и потребительского рынка широким ассортиментом доступной и качественной продукции отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.