Содержание
- Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 марта 1994 г. N 80-1 ГД"О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации"
- РегламентГосударственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации(принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 марта 1994 г. N 80-1 ГД)
- Раздел I. Внутреннее устройство и органы Государственной Думы
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Государственная Дума является палатой Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации.
- Статья 2. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
- Статья 3. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться депутатом (членом) Совета Федерации, быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- Статья 4. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, палата вправе проводить закрытые заседания.
- Статья 5. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.
- Статья 6. Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Государственной Думы устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, другими федеральными законами и настоящим Регламентом.
- Статья 7. Депутат Государственной Думы может быть лишен неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Российской Федерации на основании заключения Мандатной комиссии Государственной Думы решением Государственной Думы, если за это решение проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
- Глава 2. Председатель Государственной Думы. Первый заместитель председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы
- Глава 3. Совет Государственной Думы
- Глава 4. Комитеты и комиссии Государственной Думы
- Статья 16. В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии.
- Статья 17. Государственная Дума образует следующие комитеты:
- Статья 18. Государственная Дума формирует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
- Статья 19. Председатели комитетов и комиссий и их заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы в статье 10 настоящего Регламента.
- Статья 20. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений и депутатов Государственной Думы - членов Правительства Российской Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.
- Статья 21. Заседание комитета, комиссии Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.
- Статья 22. Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по повестке заседания Государственной Думы.
- Статья 23. В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав.
- Статья 24. Для подготовки отдельных вопросов, парламентских слушаний комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов этого комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей министерств и ведомств, иных государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, а также специалистов.
- Статья 25. Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах политического многообразия и многопартийности, свободы обсуждения, гласности. На заседания комитета, комиссии могут приглашаться представители средств массовой информации.
- Статья 26. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, а также приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственной власти, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций.
- Статья 27. Комиссии Государственной Думы формируются из числа членов комитетов палаты.
- Глава 5. Депутатские объединения: фракции, депутатские группы
- Раздел II. Общий порядок работы Государственной Думы
- Глава 6. Начало работы Государственной Думы. Порядок проведения заседаний Государственной Думы
- Статья 30. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
- Статья 31. На первом заседании Государственной Думы председательствующий сообщает палате фамилии избранных депутатов Государственной Думы согласно списку депутатов, официально переданному ей Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и составленному на день открытия первого заседания Государственной Думы.
- Статья 32. Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает:
- Статья 33. Временный секретариат Государственной Думы ведет запись на выступления, регистрирует вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов; информирует председательствующего о списке записавшихся на выступления и об указанных материалах; выполняет иные функции по обеспечению заседаний Государственной Думы.
- Статья 34. На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
- Статья 35. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации.
- Статья 36. Президент Российской Федерации или полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, члены Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.
- Статья 37. На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы заседаний Государственной Думы подлежат официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний.
- Статья 38. Государственная Дума собирается на сессии, как правило:
- Статья 39. Каждую пятницу на заседании Государственной Думы проводится "правительственный час" для ответов членов Правительства Российской Федерации на вопросы депутатов Государственной Думы. При этом заслушиваются не более двух членов Правительства Российской Федерации.
- Статья 40. Внеочередные заседания Государственной Думы созываются Советом Государственной Думы в соответствии со статьей 14 настоящего Регламента.
- Статья 41. Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов Государственной Думы, которую проводит председательствующий.
- Статья 42. Выступающий в Государственной Думе не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.
- Статья 43. На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными установленными правами.
- Статья 44. Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты федеральных законов, постановлений Государственной Думы и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты.
- Статья 45. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам Государственной Думы общей программой работы сессии Государственной Думы, утверждаемой на ее первом заседании, календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, составленным Советом Государственной Думы, и календарем рассмотрения вопросов на очередные две недели работы, утверждаемым Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Изменения в этот календарь рассмотрения вопросов могут быть внесены Государственной Думой по письменному требованию большинства фракций и депутатских групп.
- Статья 46. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат:
- Статья 47. Председательствующий на заседании Государственной Думы:
- Статья 48. Председательствующий на заседании Государственной Думы не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать характеристику выступающим.
- Статья 49. Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат Государственной Думы, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.
- Статья 50. Заседания Государственной Думы проводятся в рабочие дни:
- Статья 51. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Государственной Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 30 минут - для доклада, 20 минут - для содоклада и 15 минут - для заключительного слова.
- Статья 52. На заседаниях Государственной Думы представитель фракции или депутатской группы может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
- Статья 53. Никто не вправе выступать на заседании Государственной Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
- Статья 54. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
- Глава 7. Парламентские слушания
- Статья 55. В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания.
- Статья 56. На парламентских слушаниях могут обсуждаться: законопроекты, требующие публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
- Статья 57. Информация о теме парламентских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за 10 дней до начала парламентских слушаний.
- Статья 58. Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе.
- Статья 59. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности.
- Статья 60. Парламентские слушания ведет председатель или заместитель председателя соответствующих комитета, комиссии Государственной Думы.
- Статья 61. Продолжительность парламентских слушаний определяет комитет, комиссия Государственной Думы, исходя из характера обсуждаемых вопросов.
- Статья 62. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово, до 20 минут, представителю комитета, комиссии Государственной Думы для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица.
- Статья 63. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов Государственной Думы и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.
- Статья 64. Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации парламентских слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в слушаниях депутатов Государственной Думы.
- Статья 65. Парламентские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол парламентских слушаний подписывается председательствующим.
- Глава 7.1 Мероприятия в Государственной Думе
- Статья 65.1. По инициативе комитета, комиссии Государственной Думы, депутатского объединения в Государственной Думе в помещениях Государственной Думы, не закрепленных за комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями, и в Парламентском центре могут проводиться совещания, "круглые столы", семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Государственной Думы.
- Статья 65.2. Решение о проведении мероприятия в Государственной Думе принимается Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, а в исключительных случаях Советом Государственной Думы.
- Статья 65.3. Заявка на проведение мероприятия в Государственной Думе подается в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы не позднее чем за 20 дней до планируемой даты проведения мероприятия.
- Глава 8. Работа депутатов с избирателями в Государственной Думе
- Статья 66. Поддерживая постоянную связь с избирателями в соответствии с федеральным законом о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, депутат Государственной Думы отвечает на письма избирателей, осуществляет их прием в Приемной Государственной Думы, изучает поступившие от них предложения и жалобы, выезжает в свой избирательный округ или в регион, определенный депутатским объединением, для встречи с избирателями.
- Статья 67. В период заседаний Государственной Думы формой работы депутатов Государственной Думы с избирателями является прежде всего рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные федеральным законодательством о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.
- Статья 68. Общий порядок работы депутатов Государственной Думы с избирателями, процедура обращений депутатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, вопросы гарантий депутатской деятельности, материального обеспечения и обслуживания депутатов при работе с избирателями определяются федеральным законом о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы.
- Глава 9. Обеспечение деятельности Государственной Думы
- Статья 69. Правовое, организационное, документальное, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы, депутатов Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, его Первого заместителя и заместителей осуществляет Аппарат Государственной Думы.
- Статья 70. В состав Аппарата Государственной Думы входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Руководители аппаратов комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению председателей соответствующих комитетов и комиссий, руководителей фракций и депутатских групп.
- Статья 71. Наряду с Аппаратом Государственной Думы информационное, правовое, экспертное, организационное и иное обеспечение Государственной Думы осуществляется также государственными учреждениями и предприятиями, обеспечивающими деятельность обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, а именно: Парламентской библиотекой, Парламентским центром, издательством Федерального Собрания и другими государственными учреждениями и предприятиями (далее - учреждения и предприятия системы обеспечения).
- Статья 72. Аппарат фракции, депутатской группы формируется после регистрации в установленном порядке соответствующей фракции, депутатской группы и осуществляет свои функции до момента прекращения деятельности фракции, депутатской группы.
- Статья 73. Прием на работу и увольнение с работы помощника депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе оформляются распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению соответствующего депутата.
- Глава 10. Порядок голосования и принятия решений
- Статья 74. Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
- Статья 74.1. Постановление Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
- Статья 75. При голосовании по каждому вопросу депутат Государственной Думы имеет один голос, подавая его за или против принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения.
- Статья 76. При выдвижении нескольких кандидатур или предложении более двух вариантов решения рассматриваемого палатой вопроса голосование может быть проведено в два тура по решению Государственной Думы.
- Статья 77. Открытое голосование на заседании Государственной Думы проводится с использованием электронной системы подсчета голосов либо по решению палаты без использования электронной системы.
- Статья 78. По решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, открытое голосование может проводиться путем опроса депутатов с указанием их решения при голосовании в подписном листе. Опрос и подведение итогов голосования поручаются Счетной комиссии Государственной Думы. Подписной лист любого депутата с его решением при голосовании предоставляется депутату Государственной Думы по его требованию.
- Статья 79. Тайное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или с использованием бюллетеней.
- Статья 80. Каждому депутату Государственной Думы выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или лица либо по проекту решения, рассматриваемому на заседании Государственной Думы.
- Статья 81. Поименное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, и осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или именных бюллетеней.
- Статья 82. В случае, если на заседании Государственной Думы приняты как решение о проведении поименного, так и решение о проведении тайного голосования, то проводится тайное голосование.
- Статья 83. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
- Статья 84. В соответствии со статьями 103, 125 и 134 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:
- Статья 85. Государственная Дума вправе принимать заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты.
- Статья 86. В настоящем Регламенте под общим числом депутатов Государственной Думы следует понимать число депутатов, установленное частью 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации, - 450 депутатов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 года N 2-П). В соответствии с указанным Постановлением решения Государственной Думы, принятые ранее в соответствии с иным порядком подведения итогов голосования, пересмотру не подлежат.
- Глава 11. Контроль за использованием электронной системы
- Статья 87. В Государственной Думе может быть использована электронная система для:
- Статья 88. Для контроля за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы создается подкомитет, который осуществляет, в частности, контроль за голосованием с использованием электронной системы.
- Статья 89. Члены подкомитета, указанного в статье 88 настоящего Регламента, имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для осуществления контроля.
- Статья 90. Подкомитет, указанный в статье 88 настоящего Регламента, обязан до начала тайного голосования проверить исправность электронной системы.
- Статья 91. Подкомитет, указанный в статье 88 настоящего Регламента, рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов Государственной Думы о неточностях в результатах поименного голосования, записи на выступления и других ошибках в работе электронной системы.
- Статья 92. Результаты регистрации депутатов Государственной Думы, записи их на выступление, результаты голосования и другие данные о ходе заседания Государственной Думы представляются депутатам в виде цифровых данных, списков, иных материалов и подлежат включению в стенографический отчет заседания.
- Статья 93. Руководитель группы по техническому обслуживанию электронной системы обязан выдать депутату Государственной Думы по его письменному запросу имеющиеся данные о заседаниях Государственной Думы. Информация о содержании закрытых заседаний Государственной Думы не может быть использована депутатами Государственной Думы за пределами их деятельности в Федеральном Собрании.
- Раздел III. Законодательная процедура
- Глава 12. Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение
- Статья 94. Согласно части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены (депутаты) Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения.
- Статья 94.1. Проект постановления Государственной Думы может быть внесен Президентом Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатскими объединениями в Государственной Думе, комитетами и комиссиями Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации.
- Статья 95. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
- Статья 96. Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление:
- Статья 97. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:
- Статья 98. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу, подлежат регистрации Государственной Думой. Контроль за регистрацией осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы .
- Статья 99. Если форма представленного законопроекта не отвечает требованиям федерального законодательства, касающимся порядка подготовки законопроектов и настоящего Регламента, или не представлены необходимые материалы, указанные в статье 96 настоящего Регламента, такой законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициатору для выполнения им установленных требований к законопроекту.
- Статья 100. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.
- Статья 101. Порядок подготовки и рассмотрения законопроектов определяется ответственным комитетом Государственной Думы самостоятельно на основе федерального законодательства и настоящего Регламента.
- Статья 102. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации направляются субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний.
- Статья 103. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы происходит открыто, может освещаться средствами массовой информации.
- Статья 104. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему направляются ответственным комитетом Государственной Думы в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы. Комитет представляет также предложения о приглашении лиц на рассмотрение законопроекта Государственной Думой.
- Глава 13. Рассмотрение законопроектов и принятие Федеральных Законов
- Статья 105. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
- Статья 106. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.
- Статья 107. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.
- Статья 108. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может решить:
- Статья 109. Государственная Дума может принять закон после его обсуждения в первом чтении.
- Статья 110. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в соответствующий комитет Государственной Думы в виде текста изменений или дополнений в конкретные статьи законопроекта либо предложений об исключении конкретных пунктов, частей или статей законопроекта.
- Статья 111. Ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает поправки. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. В случае признания комитетом поправок противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам комитет сообщает об этом авторам поправок. Лица, внесшие поправки, вправе уточнять их в ходе обсуждения в комитете.
- Статья 112. Комитет Государственной Думы направляет законопроект, подготовленный ко второму чтению, с таблицами поправок к нему, принятых комитетом либо рекомендованных им к отклонению, Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему данный законопроект, и Правительству Российской Федерации.
- Статья 113. В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы.
- Статья 114. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.
- Статья 115. Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона.
- Статья 116. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
- Глава 14. Повторное рассмотрение Федеральных Законов, отклоненных Советом Федерации
- Статья 117. В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет Государственной Думы, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрение палаты.
- Статья 118. Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону Государственная Дума может принять участие в создании по инициативе Совета Федерации, Государственной Думы, Президента Российской Федерации, субъекта права законодательной инициативы согласительной комиссии из числа депутатов Государственной Думы и Совета Федерации.
- Статья 119. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона.
- Статья 120. При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Государственной Думой не рассматриваются.
- Статья 121. Государственная Дума принимает решение по каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
- Статья 122. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции.
- Глава 15. Повторное рассмотрение Федеральных Законов, отклоненных Президентом Российской Федерации
- Глава 16. Рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции Российской Федерации и внесение в нее поправок
- Статья 127. Предложения о пересмотре положений Конституции Российской Федерации и о внесении в нее поправок могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также группой депутатов численностью не менее одной пятой членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
- Статья 128. Предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, внесенные в Государственную Думу, должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции Российской Федерации или их отдельных статей, частей, пунктов, а также обоснование данного предложения.
- Статья 129. Предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции предложения.
- Статья 130. Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. При внесении проекта федерального конституционного закона о поправках к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации применяется законодательная процедура, предусмотренная разделом III настоящего Регламента.
- Статья 131. Рассмотрение законопроекта о внесении изменений и дополнений в главы 3 - 8 Конституции Российской Федерации осуществляется Государственной Думой в трех чтениях.
- Статья 132. Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации обсуждаются и голосуются каждая в отдельности в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. Поправка принимается, если за нее проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
- Статья 133. После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта федерального конституционного закона о внесении изменений в главы 3 - 8 Конституции Российской Федерации и устранения имеющихся противоречий Государственная Дума принимает федеральный конституционный закон в целом, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
- Статья 134. Если Совет Федерации отклоняет федеральный конституционный закон о внесении изменений и дополнений в главы 3 - 8 Конституции Российской Федерации, то для преодоления возникших разногласий может применяться процедура, предусмотренная настоящим Регламентом для повторного рассмотрения федеральных конституционных законов.
- Статья 135. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации осуществляется без принятия Государственной Думой дополнительного решения на основании принятого в установленном порядке федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
- Раздел IV. Решение Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению
- Глава 17. Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации
- Глава 18. Рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации
- Статья 141. В соответствии со статьей 117 Конституции Российской Федерации Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.
- Статья 142. Председатель Правительства Российской Федерации, а в его отсутствие один из первых заместителей, исполняющий на заседании Государственной Думы его обязанности, вправе выступить с заявлением в связи с внесенным предложением о недоверии Правительству Российской Федерации.
- Статья 143. Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
- Статья 144. В случае, если Президент Российской Федерации не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству Российской Федерации, Государственная Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование по вопросу о выражении недоверия Правительству Российской Федерации.
- Статья 145. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Такое представление Правительства Российской Федерации должно быть мотивировано, а текст представления подлежит немедленному распространению среди депутатов Государственной Думы.
- Статья 146. Обсуждение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, поставленного Председателем Правительства Российской Федерации, проводится в порядке, установленном настоящей главой Регламента. Решение о доверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, результаты голосования оформляются постановлением.
- Статья 146.1. При постановке Председателем Правительства Российской Федерации перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации Государственная Дума первым рассматривает проект постановления Государственной Думы о недоверии Правительству Российской Федерации, если указанный проект постановления внесен депутатом Государственной Думы.
- Глава 19. Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека
- Глава 20. Назначение на должность и освобождение от должности председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов
- Статья 152. В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации Председатель Счетной палаты и половина состава ее аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой. Кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
- Статья 153. Кандидат на должность Председателя Счетной палаты выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Обсуждение вопроса не должно занимать более 30 минут. Преимущественное право для выступления принадлежит представителям фракций, депутатских групп и комитетов палаты.
- Статья 154. Вопрос о назначении на должность аудитора Счетной палаты решается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы после краткого представления кандидатур.
- Статья 155. Если кандидатура на должность Председателя Счетной палаты, представленная Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, отклонена палатой, этот комитет вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленном настоящей главой Регламента.
- Статья 156. Вопрос об освобождении от должности Председателя Счетной палаты решается по представлению Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам на заседании Государственной Думы большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
- Статья 157. По вопросу о назначении на должность или об освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов Государственная Дума принимает постановление.
- Глава 21. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации
- Глава 22. Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации
- Глава 23. Объявление амнистии
- Раздел V. Внешнеполитические вопросы и международное сотрудничество
- Глава 24. Порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов
- Глава 25. Ратификация международных договоров Российской Федерации
- Статья 173. Международный договор Российской Федерации, подлежащий ратификации, вносится Президентом Российской Федерации в Государственную Думу с проектом федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской, другими необходимыми документами и материалами.
- Статья 174. Ответственный комитет, Комитет Государственной Думы по международным делам и Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками могут запрашивать у соответствующих государственных органов Российской Федерации дополнительную информацию, касающуюся представленного на ратификацию международного договора, привлекать к оценке этой информации и текста международного договора независимых экспертов.
- Статья 175. На заседании ответственного комитета о представленном на ратификацию международном договоре может быть заслушан полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании или уполномоченное Президентом Российской Федерации лицо.
- Статья 176. По итогам обсуждения с учетом поступивших предложений и на основе результатов парламентских слушаний ответственный комитет представляет заключение и проект федерального закона о ратификации. Заключение комитета содержит рекомендации о ратификации или о нератификации международного договора, предложения о необходимости сопроводить ратификацию возможными декларациями, заявлениями или оговорками, допускаемыми международным правом, поручениями, принимаемыми Государственной Думой протокольно.
- Статья 177. Ответственный комитет направляет в Государственную Думу свое заключение, проект федерального закона о ратификации, другие необходимые сопроводительные материалы. В обязательном порядке в соответствии с компетенцией представляются заключения Комитета Государственной Думы по международным делам, Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, а также рекомендации других комитетов, если они содержат предложение воздержаться от ратификации или сопроводить ее оговорками.
- Статья 178. Государственная Дума рассматривает вопросы и принимает решения о ратификации международных договоров в таком же порядке, как и по другим законопроектам, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
- Статья 179. На заседании Государственной Думы при рассмотрении вопроса о ратификации международного договора с докладом выступает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании. С содокладами могут также выступить председатель ответственного комитета, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам и / или председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.
- Статья 180. Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации международного договора большинством голосов от общего числа депутатов.
- Статья 181. В случае, если Государственная Дума принимает решение об отсрочке рассмотрения вопроса о ратификации международного договора, такое решение должно быть мотивировано.
- Статья 182. Если согласно статье 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации был направлен запрос о соответствии Конституции Российской Федерации вынесенного на ратификацию международного договора, то до вынесения Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу Государственная Дума не рассматривает проект федерального закона о ратификации международного договора.
- Глава 26. Международное межпарламентское сотрудничество
- Статья 183. Государственная Дума может в случае необходимости заключать с парламентами других государств и с международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве.
- Статья 184. Государственная Дума рассматривает рекомендательные законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, принимает решения по их реализации. Рекомендательные законодательные акты предварительно рассматриваются соответствующим комитетом Государственной Думы.
- Статья 185. Государственная Дума ежегодно принимает программы сотрудничества с парламентами других государств. Проекты таких программ подготавливаются Комитетом Государственной Думы по международным делам и Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками с учетом мнений других комитетов, а также фракций, депутатских групп и предложений Отдела межпарламентских связей Аппарата Государственной Думы.
- Статья 186. В соответствии с намеченными Государственной Думой программами Совет Государственной Думы с учетом мнений фракций, депутатских групп, комитетов, а также Председателя Государственной Думы определяет состав направляемых за рубеж официальных парламентских делегаций Государственной Думы, руководителей этих делегаций, их заместителей и секретарей, а также состав российских частей межпарламентских комиссий (парламентских, рабочих групп) Государственной Думы по двустороннему сотрудничеству с парламентами других государств, определяет объем их полномочий.
- Статья 187. Государственная Дума вырабатывает согласованный с Советом Федерации порядок формирования общих делегаций и российских частей межпарламентских комиссий (парламентских, рабочих групп) Федерального Собрания.
- Статья 188. Официальные делегации Государственной Думы представляют в Совет Государственной Думы, а также в Комитет Государственной Думы по международным делам, в Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, в Отдел межпарламентских связей Аппарата Государственной Думы, а в случае необходимости и в другие комитеты Государственной Думы отчет о своей работе. По инициативе Совета Государственной Думы, руководителя делегации, а также соответствующего комитета такой отчет может быть вынесен на рассмотрение Государственной Думы.
- Статья 189. Положение о российских частях межпарламентских комиссий (парламентских, рабочих групп) по двустороннему сотрудничеству с парламентами других государств, а также положение о парламентских делегациях Российской Федерации в Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, в Межпарламентской Ассамблее СБСЕ утверждаются Государственной Думой.
- Статья 190. Государственная Дума утверждает согласованный с Советом Федерации единый порядок протокольного, финансового и организационно-технического обеспечения иностранных парламентских делегаций в Российской Федерации, а также депутатов Государственной Думы, выезжающих за рубеж в рамках российских частей межпарламентских комиссий или в составе делегаций Государственной Думы или Федерального Собрания.
- Глава 27. Порядок консультаций с Комитетами Государственной Думы о назначении и отзыве дипломатических представителей
- Раздел VI. Обращения в Конституционный Суд Российской Федерации
- Статья 194. Государственная Дума может обращаться с ходатайствами в Конституционный Суд Российской Федерации по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, не вступивших в силу для Российской Федерации.
- Статья 195. Предложение об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации вносится фракцией, депутатской группой или комитетом Государственной Думы.
- Статья 196. Решение Конституционного Суда Российской Федерации по запросу Государственной Думы доводится до сведения депутатов на очередном ее заседании после того, как такое решение получено.
- Статья 197. Предложение об обращении с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации по разрешению дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и по другим вопросам, предусмотренным статьей 125 Конституции Российской Федерации, может внести фракция, депутатская группа, а также инициативная группа депутатов Государственной Думы, насчитывающая не менее одной пятой от общего числа депутатов. В последнем случае к проекту ходатайства должен быть приложен перечень подписей запрашивающих с указанием фамилии, имени и отчества каждого депутата.
- Раздел VII. Заключительные и переходные положения
- Статья 198. Государственная Дума первого созыва избирается сроком на два года. По истечении срока полномочий Государственная Дума первого созыва сохраняет свои полномочия до дня открытия первого заседания вновь избранной Государственной Думы.
- Статья 199. Регламент Государственной Думы, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлением палаты.
- Статья 200. Предложения об изменении и дополнении Регламента Государственной Думы, внесенные фракциями, депутатскими группами, комитетами палаты или не менее чем одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы, включаются Советом Государственной Думы без голосования в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой и рассматриваются ею в первоочередном порядке.
- Статья 201. Разъяснение положений Регламента и контроль за его соблюдением осуществляют Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Разъяснения Регламента, данные комитетом, даются на заседании палаты и при необходимости могут быть утверждены постановлением Государственной Думы.
- Статья 202. Законопроекты, не принятые Государственной Думой в окончательной редакции, а также принятые ею, но отклоненные Советом Федерации или Президентом Российской Федерации, рассматриваются Государственной Думой следующего созыва в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, на той стадии законодательной процедуры, на которой было прервано их рассмотрение Государственной Думой предыдущего созыва, если иное решение не будет принято Государственной Думой.
- Статья 203. Смета расходов Государственной Думы утверждается на заседании палаты большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.