(Действующий) Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2025 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2025 г. N 523 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326"

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2171; 2017, N 15, ст. 2228; 2018, N 15, ст. 2145; 2019, N 15, ст. 1745; 2020, N 15, ст. 2265; 2022, N 1, ст. 241; N 27, ст. 4831; N 42, ст. 7194; 2023, N 49, ст. 8750; 2024, N 53, ст. 8712; 2025, N 13, ст. 1457).
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 апреля 2025 г. N 523

Изменения,
которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" изложить в следующей редакции:

"Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

На территории Российской Федерации сохраняются угрозы экологической безопасности, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74 процента населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства.
Сложившийся уровень антропогенного загрязнения окружающей среды является одной из основных причин, вызывающих ухудшение состояния рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водных биологических ресурсах загрязняющих, в том числе токсичных, веществ и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов. Загрязнение сточными водами водных объектов приводит их к неудовлетворительному экологическому состоянию. В целом по стране более 70 процентов действующих очистных сооружений построены 30 - 50 лет назад и 80 процентов из них требует полной модернизации.
Сохраняются угрозы экологической безопасности на Байкальской природной территории. Выявлены загрязнения, оказывающие негативное воздействие на озеро Байкал. В центрах промышленных зон на Байкальской природной территории зафиксировано загрязнение подземных вод, что в совокупности оказывает негативное влияние на экосистему Байкальской природной территории в целом.
В рамках реализации федерального проекта "Сохранение озера Байкал" в 2019 - 2024 годах сокращены объемы сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории на 32 процента, снижена общая площадь Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению, на 214,13 гектара (47,7 процента).
В рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" в 2018 - 2024 годах проведены работы по ликвидации 87 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и 185 несанкционированных свалок в границах городов.
В рамках реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2019 - 2024 годах ликвидировано 13 объектов накопленного вреда окружающей среде, в рамках контрольно-надзорных мероприятий проведены работы по выявлению и пресечению фактов несанкционированных сбросов сточных вод в реку Волгу и лабораторный анализ отобранных проб сточных вод на определение содержания загрязняющих веществ.
В рамках реализации федерального проекта "Генеральная уборка" в 2022 - 2024 годах Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведены мероприятия по обследованию и оценке воздействия 1002 объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде, на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье граждан.
В 2023 году усовершенствован институт инвентаризации и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в котором особое значение придается деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет обследование и оценку выявленных объектов накопленного вреда окружающей среде и подтверждает ликвидацию таких объектов.
Для обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, функционирует государственный реестр таких объектов, а также введен риск-ориентированный подход и установлена периодичность проведения плановых проверок.
В 2023 году образовано ориентировочно 9,3 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых порядка 47 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы.
Более 55 процентов твердых коммунальных отходов в 2024 году было направлено на обработку. Состав твердых коммунальных отходов в Российской Федерации аналогичен зарубежному - большая часть твердых коммунальных отходов представлена пищевыми отходами, далее по убыванию - макулатура, полимеры, стекло, лом и прочие виды твердых коммунальных отходов.
Прогнозы международных статистических организаций показывают неуклонный рост отходов производства и потребления в мире, в связи с этим большинство прогрессивных стран ориентируется на сокращение образования отходов производства и потребления к 2030 году. Как в международной практике, так и в Российской Федерации взят курс на сокращение объема отходов производства и потребления за счет использования вторичного сырья в производстве, энергетической утилизации. Так, к концу 2024 года показатели федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" достигли значений - "Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики" - 10,4 процента, "Доля видов упаковки, утилизируемой в Российской Федерации" - 51,6 процента.
Совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 12 городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" (гг. Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита) по итогам 2024 года снижен на 21,3151 процента базового уровня 2017 года, в том числе опасных загрязняющих веществ на 20,2847 процента базового уровня 2017 года. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 24 октября 2020 г. N Пр-1726ГС с 1 сентября 2023 г. в список городов - участников федерального проекта "Чистый воздух" включено 29 новых городов.
По данным государственной наблюдательной сети, на территории Российской Федерации регистрируется около 900 - 1000 опасных гидрометеорологических явлений (в 2024 году - 1234 опасных гидрометеорологических явления) и почти треть из них наносит значительный ущерб отраслям экономики - это в основном дожди, паводки, засуха, ветер и град. Такие явления зачастую становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера. По экспертным оценкам, материальный ущерб от опасных гидрометеорологических явлений в отдельные годы может достигать одного процента валового внутреннего продукта.
Ведущую роль в обеспечении устойчивости экологических систем и биосферы в целом играет биологическое разнообразие, которое также выполняет регулирующую функцию в осуществлении всех биогеохимических, климатических и других процессов на Земле. Надежно функционирующие экологические системы укрепляют устойчивость компонентов природной среды к негативным воздействиям и снижают ее уязвимость к природным и антропогенным катастрофам.
В целях сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия создаются особо охраняемые природные территории.
В настоящее время функционирует 239 государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общая площадь которых более 75,26 млн. гектаров.
В 2012 - 2024 годах создано 48 особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общей площадью 17,73 млн. гектаров.
В 2014 - 2024 годах произошло увеличение численности основных видов охотничьих ресурсов и количества охотничьих хозяйств, занятых разведением охотничьих ресурсов, что указывает на постепенную реализацию основных направлений развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации.
Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего ее Южного океана начиная с 1956 года обеспечиваются экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции.
В Антарктиде в настоящее время действуют 5 российских антарктических станций - Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузен и 5 сезонных полевых баз.
В целях обеспечения интересов Российской Федерации в высокоширотных и полярных районах с 2023 года реализуется проект по строительству научно-экспедиционного судна ледового класса с необходимой мощностью силовой установки и неограниченным районом плавания для производства работ в Антарктике и Арктике.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

Настоящая Программа является инструментом реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности и направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, отраженных в следующих стратегических документах:
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;
Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р;
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р.
Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, в том числе:
уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах путем поэтапного снижения к 2036 году в 2 раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;
снижение объемов образования отходов производства и потребления, развитие индустрии их утилизации и вторичного использования, в том числе обработка 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья к 2030 году;
ликвидация не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде до конца 2030 года;
сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, устойчивое развитие системы особо охраняемых природных территорий, в том числе путем увеличения площади на 0,5 млн. гектаров, и создание условий для экологического туризма до 2030 года и на перспективу до 2036 года;