(Действующий) Приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 декабря 2024 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 декабря 2024 г. N 1059/24 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы на 2025 год"

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с пунктом 15 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, приказываю:
1. Утвердить программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы на 2025 год согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
М.А. Шаскольский
Приложение
к приказу ФАС России
от 20.12.2024 N 1059/24

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы на 2025 год

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы, описание текущего развития профилактической деятельности по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере рекламы Федеральной антимонопольной службы, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

1. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
В соответствии с главой 2 Положения ФАС России:
а) осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
б) выдает предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе;
в) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях законодательства о рекламе;
г) издает индивидуальные правовые акты по отнесенным к ее компетенции вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе;
д) обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
е) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере рекламы, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
2. Согласно положениям приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (зарегистрирован Минюстом России 24.08.2015, регистрационный N 38653) (далее - Положение) территориальный орган ФАС России (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением законодательства, в том числе в сфере рекламы.
3. В силу пунктов 6 и 7 Положения территориальный орган осуществляет в том числе следующие полномочия:
а) осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
б) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях законодательства о рекламе;
в) выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе;
г) осуществляет анализ и проводит учет выявленных нарушений законодательства о рекламе и принятых по ним мерам;
д) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений в пределах компетенции территориального органа.
4. Законодательство Российской Федерации о рекламе согласно статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") состоит из указанного Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской федерации.
5. Цели Федерального закона "О рекламе" сформулированы в статье 1 данного Закона, а именно: развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
6. Понятие рекламы, объекта рекламирования и товара определены в статье 3 Федерального закона "О рекламе". Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
7. Нормы Федерального закона "О рекламе" содержат общие требования, предъявляемые к рекламе любых товаров, специальные требования, предъявляемые к отдельным способам распространения рекламы, а также специальные требования к рекламе отдельных видов товаров.
8. В ходе проведенной контрольно-надзорной деятельности в 2023 году антимонопольные органы рассмотрели 18036 заявлений (в 2022 году - 12033 заявлений) о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе. В результате проделанной работы антимонопольными органами возбуждено производство 3383 дел по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения которых пресечено 4353 нарушения (в 2022 году - 3156 дел и 4021 нарушение).
9. В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества в целом антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия.
Так, в 2023 году ФАС России и ее территориальными органами возбуждено 3470 дел об административных правонарушениях (в 2022 году - 4016 дел), по результатам рассмотрения которых вынесено 2597 постановлений о наложении штрафа на сумму 134 429 000 рублей (в 2022 году - 1831 постановление на сумму 133 427 000 рублей), в том числе 41 постановление за неисполнение предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе на сумму 6 011 000 рублей (в 2022 году - 42 постановления на сумму 4 663 000 рублей).
10. В соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 1922, вынесено 1553 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе (в 2022 г. - 1624 предписания).
11. Сравнение статистических характеристик выявленных антимонопольными органами нарушений законодательства о рекламе за 2023 и 2022 годы показывает в целом сохранение общих тенденций.
12. В 2023 году наибольшее количество выявленных антимонопольными органами нарушений по-прежнему фиксировалось при распространении рекламы по сетям электросвязи (нарушения статьи 18 Федерального закона "О рекламе") - 31,4% от всех выявленных нарушений (в 2022 году данные нарушения составили 31,9% всех нарушений).
Сохраняется высоким количество выявленных нарушений, приходящихся на рекламу финансовых услуг (нарушения статьи 28 Федерального закона "О рекламе") - 16,56% (в 2022 году данные нарушения составили 17,8% всех нарушений), данный вид нарушений остается самым многочисленным видом нарушений среди всех ограничений, установленных Федеральным законом "О рекламе" для рекламы отдельных видов товаров.
Количество выявленной антимонопольными органами недостоверной рекламы (нарушения части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") по сравнению с предыдущим периодом снизилось и составило 9,1% (в 2022 году - 9,99% всех выявленных нарушений).
Распространение рекламы, вводящей в заблуждение (нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"), в 2023 году незначительно выросло, составив 9,1% (в 2022 году - 8,9% всех выявленных нарушений).
Отмечается стабильное количество нарушений в рекламе алкогольной продукции (нарушения статьи 21 Федерального закона "О рекламе"), сопоставимое с предыдущим годом (в 2023 году - 4% всех нарушений, в 2022 году-4,2%).
Количество неэтичной рекламы (нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") в 2023 году сохранилось на низком уровне, но повысилось по сравнению с предыдущим годом и составило 1,81% от выявленных нарушений (в 2022 году - 1,27%).
В части недобросовестной рекламы (нарушения части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") сохраняется тенденция на снижение выявленных нарушений, так в 2023 году такие нарушения составили 1,63% от всех нарушений (в 2022 году - 1,84%).
Наблюдается незначительное снижение по сравнению с прежним периодом количества нарушений, связанных с размещением рекламы товаров, реклама которых не допускается (нарушения статьи 7 Федерального закона "О рекламе"): в 2023 году такие нарушения составили 5,9% от выявленных нарушений (в 2022 году - 6,3%).
Наблюдается рост, хоть и незначительный, ненадлежащей рекламы товаров при дистанционном способе их продажи (нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе") - 1,59% от нарушений в 2023 году против 1,39% в 2022 году.
В части ненадлежащей рекламы, распространяемой на транспортных средствах и с их использованием (нарушение статьи 20 Федерального закона "О рекламе", наблюдается увеличение количества выявленных нарушений до 3,03% в 2023 году с 1,76% в 2022 году.
Произошло сокращение нарушений в рекламе основанных на риске игр, пари по сравнению с предыдущем годом и составило 0,1% от выявленных нарушений (в 2022 году - 1,76%).
Вместе с тем увеличилось количество нарушений в рекламе ценных бумаг до 1,67%, тогда как в 2022 году такие нарушения отсутствовали.

II. Цели и задачи реализации программы профилактики

13. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
а) предупреждение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе, контроль (надзор) за соблюдением которых осуществляет ФАС России;
б) предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе, контроль (надзор) за соблюдением которых осуществляет ФАС России;
в) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе, контроль (надзор) за соблюдением которых осуществляет ФАС России;