(Действующий) Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 февраля 2024 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 февраля 2024 г. N 91/24 "Об отмене приказа Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору от 28.12.2021 N 278 "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта "Всесезонный туристско-рекреационный комплекс "Эльбрус" АО "КАВКАЗ.РФ" к электрическим сетям ПАО "Россети Северный Кавказ"

В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев заявление филиала ПАО "Россети Северный Кавказ - "Каббалкэнерго" (далее - Заявитель) от 26.12.2023 N МР8/КБФ/01-00/4101 (вх. от 27.12.2023 N 208686-ЭП/23) об отмене приказа Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору от 28.12.2021 N 278 "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта "Всесезонный туристско-рекреационный комплекс "Эльбрус" АО "КАВКАЗ.РФ" к электрическим сетям ПАО "Россети Северный Кавказ", а также документы и материалы, представленные Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (далее соответственно - ГК КБР, орган регулирования) письмом от 17.01.2024 N 37-04-13-171 (вх. от 18.01.2024 N 7324-М/24), установила следующее.
Заявитель отмечает, что орган регулирования при определении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Эльбрус" АО "КАВКАЗ.РФ" (далее - ВТРК "Эльбрус") к электрическим сетям ПАО "Россети Северный Кавказ" по индивидуальному проекту применил стандартизированные ставки, которые отличаются от заявленных ПАО "Россети Северный Кавказ" (вместо заявленных ставок на строительство воздушных линий на металлических опорах ГК КБР утверждены и применены ставки на строительство воздушных линий на железобетонных опорах). Кроме того, в утвержденном размере платы за технологическое присоединение не были учтены расходы на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2021 год осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178), Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - Методические указания N 1135/17), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно части 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ и пункту 3 Основ ценообразования N 1178 государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
В соответствии с частью 2 статьи 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний N 1135/17 органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждается по обращению сетевой организации плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в случаях, предусмотренных Правилами N 861, в соответствии с главой V Методических указаний N 1135/17.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами N 861, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил N 861.
ПАО "Россети Северный Кавказ" письмом 09.12.2021 N 1.3/01-00/2782-исх направлено заявление в адрес ГК КБР об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта ВТРК "Эльбрус" к электрическим сетям ПАО "Россети Северный Кавказ" по индивидуальному проекту (далее - заявление).
В обоснование расходов организацией в том числе были приложены:
- проект договора N 34651/2021/КБФ/ЭльбРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (приложение 2);
- копия технических условий от 08.12.2021 N 34651/2021/КБФ/ЭльбРЭС на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "Россети Северный Кавказ" (далее - ТУ от 08.12.2021) (приложение 3);
- копии локальных сметных расчетов и вводных сметных расчетов стоимости строительства по мероприятиям, выполняемым ПАО "Россети Северный Кавказ" согласно ТУ от 08.12.2021 (приложение 6).
В направленном заявлении ПАО "Россети Северный Кавказ" были заявлены стандартизированные тарифные ставки, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВТРК "Эльбрус".
В части стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий электропередачи (С 2, i) были заявлены:
- "воздушные линии на металлических опорах, за исключением многогранных, неизолированным сталеалюминиевым проводом сечением от 50 до 100 мм 2 включительно однотипные";
- "воздушные линии на металлических опорах, за исключением многогранных, неизолированным сталеалюминиевым проводом сечением от 100 до 200 мм 2 включительно двухцепные".
В обоснование расходов на строительство воздушных линий к заявлению прилагались сметные расчеты, которыми было предусмотрено строительство линий на металлических опорах.
Согласно пункту 14 Методических указаний N 1135/17 если выданные технические условия предусматривают мероприятия по строительству объектов "последней мили", по которым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов стандартизированные тарифные ставки на период регулирования не установлены, то соответствующие стандартизированные тарифные ставки дополнительно устанавливаются в течение 30 рабочих дней с даты обращения территориальной сетевой организации регулирующим органом, и расчет платы за технологическое присоединение выполняется в соответствии с абзацем четвертым пункта 14 Методических указаний N 1135/17.
Приказом ГК КБР от 29.12.2020 N 99 на 2021 год была установлена плата за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям сетевых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики, стандартизированные тарифные ставки, ставки за единицу максимальной мощности, и формула платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям сетевых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики на 2021 год.
В соответствии с выпиской из протокола заседания правления ГК КБР от 28.12.2021 N 18, приказом от 29.12.2020 N 99 ставки по мероприятиям "последней мили", предусмотренные ТУ от 08.12.2021 (в том числе строительство двух воздушных линий 35 кВ в двухцепном исполнении протяженностью 9,3 км и строительство воздушной линии 35 кВ протяженностью 3,5 км), не были утверждены.
На основании пункта 14 Методических указаний N 1135/17 по мероприятиям "последней мили" ГК КБР надлежало дополнительно установить соответствующие стандартизированные тарифные ставки с учетом смет и технических условий, представленных сетевой компанией.
Приказом ГК КБР от 28.12.2021 N 277 внесены изменения в приказ от 29.12.2020 N 99, в том числе в части установления дополнительных стандартизированных тарифных ставок С 2, i необходимых для утверждения соответствующего размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВТРК "Эльбрус" к электрическим сетям ПАО "Россети Северный Кавказ" по индивидуальному проекту:
- "воздушные линии на железобетонных опорах неизолированным сталеалюминиевым проводом сечением от 50 до 100 мм 2 включительно одноцепные";
- "воздушные линии на железобетонных опорах неизолированным сталеалюминиевым проводом сечением от 100 до 200 мм 2 включительно двухцепные".
На основании заявления, а также приказа от 28.12.2021 N 277 приказом ГК КБР от 28.12.2021 N 278 утвержден размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВТРК "Эльбрус" к электрическим сетям ПАО "Россети Северный Кавказ" по индивидуальному проекту.
Заявитель отмечает, что примененные органом регулирования при определении платы за технологическое присоединение стандартизированные ставки отличаются от заявленных ПАО "Россети Северный Кавказ" (в части материала опор воздушных линий), кроме того, ГК КБР не учтены расходы на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности).
ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования N 1178 в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации, в том числе на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства. Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями N 1135/17 (действовали при утверждении платы).
Согласно пункту 10 Методических указаний N 1135/17 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных территориальными сетевыми организациями сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения рассчитывают стандартизированные тарифные ставки на период регулирования, а также с обеспечением средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) методом сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями N 1135/17.
В соответствии с приложением N 6 к Методическим указаниям N 1135/17 (часть 1) предусмотрена стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий на металлических опорах С 2, i.
В пояснительной записке о причинах обращения об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (приложение 4 к заявлению) Заявителем указано на необходимость применения металлических оцинкованных опор в связи с труднодоступностью подъезда техники к трассе, а также для обеспечения надежности и нормативного срока эксплуатации воздушных линий.
Согласно расчету стандартизированной ставки платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта ВТРК "Эльбрус" (приложение 5 к заявлению) расчет ставки произведен Заявителем исходя из строительства воздушных линий на металлических опорах.
В соответствии с приложением 6 к заявлению в адрес ГК КБР направлены копии локальных сметных расчетов и сводных сметных расчетов стоимости строительства по мероприятиям, выполняемым ПАО "Россети Северный Кавказ" (а также на CD-диске 23,4 МБ).
В адрес ФАС России представлены:
- локальный сметный расчет (смета) N 02-01-01 (строительство двухцепной ВЛ 35 кВ 9,3 км). Согласно разделу 1 "Установка металлических опор. ВЛ 35 кВ в габаритах 110 кВ" запланирована установка стальных опор анкерно-угловых, свободностоящих, одностоечных, массой до 15 т (п. 16). Опоры решетчатые линий электропередачи оцинкованные, 110 кВ, анкерно-угловые, одностоечные, свободностоящие (п. 17);
- локальный сметный расчет (смета) N 02-01-01 (строительство одноцепной ВЛ 35 кВ 3,5 км). Согласно разделу 1 "Установка металлических опор. ВЛ 35 кВ в габаритах 110 кВ" запланирована установка стальных опор анкерно-угловых, свободностоящих, одностоечных, массой до 15 т (п. 18). Опоры решетчатые линий электропередачи оцинкованные, 110 кВ, анкерно-угловые, одностоечные, свободностоящие (п. 19).
Учитывая вышеизложенное, установленные приказом ГК КБР от 28.12.2021 N 277 стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий электропередачи отличаются от заявленных ставок, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВТРК "Эльбрус". Вместо заявленных ставок на строительство воздушных линий на металлических опорах органом регулирования были утверждены ставки на строительство воздушных линий на железобетонных опорах.
Согласно письму ГК КБР от 17.01.2024 N 37-04-13-171, направленному в адрес ФАС России, при расчете платы за технологическое присоединение органом регулирования признана обоснованность применения "Опор решетчатых линий электропередачи оцинкованные, 110 кВ" (шифр ФССЦ-07.4.03.08-0022)".
Таким образом, по информации ГК КБР, в приказе органа регулирования от 28.12.2021 N 277 допущена техническая ошибка и вместо воздушных линий на металлических опорах установлены стандартизированные тарифные ставки для воздушных линий на железобетонных опорах. Данная техническая ошибка не привела к нарушению интересов потребителей или сетевых организаций, так как расчет платы осуществлен в соответствии с ТУ от 08.12.2021, то есть с применением металлических опор.
Вместе с тем органом регулирования в адрес ФАС России не представлены соответствующие расчеты, подтверждающие позицию ГК КБР и экономически обоснованный размер соответствующих стандартизированных тарифных ставок.
В соответствии с выпиской из протокола заседания правления ГК КБР от 28.12.2021 N 18 расходы на строительство двух воздушных линий 35 кВ протяженностью 9,3 км были заявлены сетевой организацией в размере 199 320 969,98 руб. (в том числе СМР 149 872 970,22 руб.), при этом общая стоимость мероприятий по объекту определена органом регулирования в размере 102 416 892,62 руб. Расходы на строительство воздушных линий 35 кВ протяженностью 3,5 км были заявлены сетевой организацией в размере 99 209 859,83 руб. (в том числе СМР 73 008 191,22 руб.), при этом общая стоимость мероприятий по объекту определена органом регулирования в размере 51 711 900,91 руб.
Касаемо неучета в составе платы за технологическое присоединение расходов на обеспечение средствами коммерческого учета отмечаем следующее.
Согласно пункту 11 Методических указаний N 1135/17 экономически обоснованные расходы на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) на регулируемый период при определении стандартизированных тарифных ставок определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных за три предыдущих года по каждому мероприятию.
В случае, если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) или при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам, определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.
Согласно выписке из протокола правления от 28.12.2021 N 18 указанные расходы в составе платы за технологическое присоединение ПАО "Россети Северный Кавказ" не заявлялись, а также в ТУ от 08.12.2021 не предусмотрены мероприятия по обеспечению средствами коммерческого учета.
ФАС России установлено, что пунктом 2.5 ТУ от 08.12.2021 Заявителю надлежит выполнить учет электроэнергии, в том числе организовать расчетный учет в линейных ячейках РУ-10 кВ ПС 35 кВ Обсерватория и РУ-10 кВ ПС 35 кВ Азау на границе раздела балансовой принадлежности с применением приборов учета электрической энергии класса точности 0,5S и выше, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии и обеспечивающих хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более, или включенных в систему учета.
Кроме того, данные расходы отражены Заявителем в локальных сметных расчетах (ЛСР):
- ЛСР N 02-01-05 "Приобретение и монтаж оборудования на ПС 35/0,4 кВ "Чалмас" (пункт 147) "комплектное РУ 6 кВ с ячейками типа К-59 ХЛ1 из одной секции шкафов в кол-ве 6 штук серии КРУН СЭЩ-59 У1" (ПС Обсерватория);
- ЛСР N 02-01-02 "Приобретение и монтаж оборудования АИИС КУЭ+". В пунктах 10-11 раздела 4 Заявителем учтены расходы на установку двух счетчиков: микропроцессорного счётчика электроэнергии 0,5S/1,0, 5 А, 50 Гц СЭТ-4ТМ.03М.01 и микропроцессорного счётчика электроэнергии прямого включения, 0,5S/1,0, 5 А, 50 Гц СЭТ-4ТМ.03М.09.