Действующий
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2024 г. N 100 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Ненецком автономном округе"
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Ненецком автономном округе.
2. Утвердить прилагаемую Программа
экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Ненецком автономном округе
частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и гражданских беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
"авиационная безопасность", "авиационные работы", "авиационный персонал", "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "внешний пилот", "воздушное судно", "пилотируемое воздушное судно" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;
"воздушное движение", "воздушное пространство класса С", "воздушное пространство класса G", "временный режим", "запретная зона", "использование воздушного пространства", "маршрут полета", "местный режим", "нижнее воздушное пространство" и "пользователи воздушного пространства" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";
"Единая система организации воздушного движения Российской Федерации" - в значении, определенном Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации".
"оператор опытного района" - юридическое лицо, осуществляющее создание и эксплуатацию наземной инфраструктуры опытного района, допуск субъектов экспериментального правового режима, указанных в подпункте "б" пункта 35 настоящей Программы, к выполнению функциональных сервисов, ведущее реестр эксплуатантов опытного района, координирующее взаимодействие заказчиков и поставщиков функциональных сервисов;
"опытный район" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Ненецком автономном округе (далее - экспериментальный правовой режим);
"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению авиационных работ и перевозке грузов в рамках экспериментального правового режима;
"функциональные сервисы" - воздушные перевозки и (или) авиационные работы, выполняемые с применением беспилотных авиационных систем;
"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие и (или) использующие на законных основаниях беспилотную авиационную систему;
"эксплуатант опытного района" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района.
наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации;
отсутствие совокупности совместно функционирующих технических и программных средств, позволяющих обеспечить комплексное выполнение функциональных сервисов с применением беспилотных авиационных систем.
введения специального правового регулирования (отличающегося от общего) по ряду вопросов, связанных с обеспечением использования беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов;
введения в эксплуатацию системы управления опытным районом в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.
Современные решения позволяют формировать план полета через графический интерфейс, в котором внешний пилот отмечает на карте местности ключевые точки маршрута, высоту и скорость полета. Сформированный план полета загружается в автопилот беспилотного воздушного судна.
Полет на всех его стадиях осуществляется при непосредственном контроле внешнего пилота (автоматический режим полета рассматривается как аварийный при потере связи по линии его управления). В ходе полета автопилотом обрабатываются данные от бортовых датчиков беспилотного воздушного судна, что позволяет следовать заданному маршруту с учетом возмущающих воздействий. Основными задачами внешнего пилота являются подготовка беспилотного воздушного судна к полету, а также контроль за выполнением полета и корректировка полетного задания при возникновении изменений воздушной обстановки или других нештатных ситуациях.
Выполнение аэрофотосъемочных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении таких работ, как обследование трубопроводов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов. Использование беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, расширит возможности по предоставлению такого типа сервисов за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.
Использование беспилотных авиационных систем для выполнения сельскохозяйственных работ и работ в лесном хозяйстве в настоящее время является развивающимся сервисом. Беспилотные авиационные системы, включающие беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, востребованы при выполнении авиационно-химических работ в сельском и лесном хозяйстве. Они позволяют реализовать принципы "точного земледелия", сделать этот тип работ более безопасным для человека и расширить географию применения.
Выполнение указанных функциональных сервисов будет доступно непосредственно после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску беспилотных авиационных систем к эксплуатации и специалистов авиационного персонала и эксплуатантов беспилотных авиационных систем к деятельности в опытном районе.
В состав системы управления опытным районом войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов и органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима.
Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников воздушного движения, в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима.
Заказчики и исполнители функциональных сервисов получат необходимое информационное обеспечение, которое предоставит экспертную поддержку всем участникам процесса, эффективное и целостное взаимодействие.
Интеграция указанных сервисов и функций в рамках системы управления опытным районом обеспечит цифровизацию сферы применения беспилотных авиационных систем в народнохозяйственных целях. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит оперативное развертывание и эффективное функционирование сервисов с применением беспилотных авиационных систем.