(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 16 декабря 2020 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства Челябинской области от 16 декабря 2020 г. N 684-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2013 г. N 148-П "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Председатель Правительства
Челябинской области
А.Л. Текслер
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 16 декабря 2020 г. N 684-П

Государственная программа
Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области"

Паспорт
государственной программы Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы
-
Министерство культуры Челябинской области
Соисполнители государственной программы
-
Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области
Подпрограммы государственной программы
-
"Сохранение и развитие культурно-досуговой сферы";"Развитие государственных театров и концертных организаций";"Развитие художественного образования";"Финансовое обеспечение деятельности Министерства культуры Челябинской области";"Стимулирование развития культуры в Челябинской области";"Укрепление материально-технической базы учреждений культуры"
Проекты государственной программы
-
проекты, включаемые в качестве подпрограмм, не реализуются
Основная цель (основные цели) государственной программы
-
реализация на территории Челябинской области государственной политики в сфере культуры, искусства, кинообслуживания населения, а также в области образования в сфере культуры и искусства
Основные задачи государственной программы
-
создание условий для широкого использования созидательных моделей проведения свободного времени, формирование и удовлетворение культурно-досуговых запросов населения в том числе с помощью привлечения или создания в Челябинской области качественных разнообразных культурно-досуговых продуктов мирового и общероссийского уровней;обеспечение доступности профессионального театрального и исполнительского музыкального искусства жителям Челябинской области;сохранение и развитие системы профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства в Челябинской области;обеспечение эффективной деятельности Министерства культуры Челябинской области;повышение профессионализма и качества организации и проведения фестивальных, музейно-выставочных и культурно-массовых мероприятий;укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Челябинской области
Целевые показатели (индикаторы) конечного результата (показатели проекта)
-
количество проведенных фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных мероприятий (единиц);средняя численность зрителей на мероприятиях концертных организаций, самостоятельных коллективов, проведенных собственными силами в пределах своей территории, в расчете на 1 тыс. человек;средняя численность зрителей на мероприятиях театров в расчете на 1 тыс. человек;выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в сфере культуры и искусства (человек);удовлетворенность населения качеством и доступностью услуг в сфере культуры (процентов);доля населения, пользующегося услугами учреждений культуры (процентов);количество организованных и проведенных мероприятий, проектов, акций общерегионального, всероссийского и международного уровней автономной некоммерческой организацией "Дирекция фестивальных и культурно-массовых мероприятий Челябинской области" (единиц);доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений (процентов)
Сроки и этапы реализации государственной программы
-
государственная программа реализуется в 2021-2025 годах в один этап
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы
-
общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2021 - 2025 годах составит 24116900,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств:федерального бюджета - 2168358,9 тыс. рублей, из них по годам:2021 год - 316073,1 тыс. рублей;2022 год - 512353,3 тыс. рублей;2023 год - 768855,3 тыс. рублей;2024 год - 520424,1 тыс. рублей;2025 год - 50653,1 тыс. рублей;областного бюджета - 21889333,52 тыс. рублей, из них по годам:2021 год - 3210076,36 тыс. рублей;2022 год - 4570102,96 тыс. рублей;2023 год - 4138268,3 тыс. рублей;2024 год - 5411213,5 тыс. рублей;2025 год - 4559672,4 тыс. рублей;местных бюджетов - 59207,68 тыс. рублей, из них по годам:2022 год - 59207,68 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации государственной программы
-
в результате реализации государственной программы в 2025 году планируется достижение следующих целевых показателей (индикаторов):количество проведенных фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных мероприятий - 854 единицы;средняя численность зрителей на мероприятиях концертных организаций, самостоятельных коллективов, проведенных собственными силами в пределах своей территории, в расчете на 1 тыс. человек - 61,8 человека;средняя численность зрителей на мероприятиях театров в расчете на 1 тыс. человек - 142,8 человека;выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в сфере культуры и искусства - 1900 человек;удовлетворенность населения качеством и доступностью услуг в сфере культуры - 90 процентов;доля населения, пользующегося услугами учреждений культуры, - 45 процентов;количество организованных и проведенных мероприятий, проектов, акций общерегионального, всероссийского и международного уровней автономной некоммерческой организацией "Дирекция фестивальных и культурно-массовых мероприятий Челябинской области" - 10 единиц;доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений - 91,2 процента

Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы

1. В Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве приоритетов государственной политики в сфере культуры выделяется формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством культурного и гуманитарного развития, признание значимости сферы культуры для социально-экономического развития, ее возможность обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире. В связи с этим особую актуальность приобретает оказание поддержки сфере культуры на государственном и муниципальном уровнях.
Государственная программа Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области" (далее именуется - государственная программа) определяет цели, задачи и направления развития культуры в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, показатели их результативности.
Государственная программа направлена на создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Челябинской области, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Челябинской области, обеспечение эффективной деятельности Министерства культуры Челябинской области, реализацию на территории Челябинской области государственной политики в сфере культуры, искусства, кинообслуживания населения, а также в области образования в сфере культуры и искусства.
2. Характеристика текущего состояния отрасли культуры в Челябинской области:
Челябинская область расположена на Южном Урале и на западной окраине Западно-Сибирской равнины, граничит с Казахстаном, Республикой Башкортостан, Свердловской, Оренбургской и Курганской областями, относится к Уральскому федеральному округу.
3. Сфера культуры в Челябинской области представлена различными учреждениями, в том числе:
библиотечное дело - 826 библиотек, в том числе 1 Комплекс информационно-библиотечного обслуживания;
культурно-досуговая деятельность - 788 культурно-досуговых учреждений;
парки культуры и отдыха - 10;
образование в сфере культуры - 1 федеральное высшее учебное заведение; 5 областных образовательных организаций (2 высшего, 2 среднего и 1 дополнительного профессионального образования); 124 детских школы искусств;
музейное дело - 45 музеев;
профессиональное искусство - 6 областных и 10 муниципальных театров; 4 концертные организации;
кинематография - 71 киноустановка;
историко-культурный заповедник - 1 (областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный историко-культурный заповедник "Аркаим");
зоопарк - 1;
цирк - 2;
областные методические центры - 6;
национально-культурные центры - 155;
творческие союзы - 6.
4. В Челябинской области постоянно осуществляется поддержка профессиональных театральных коллективов и концертных организаций.
Во исполнение постановления Губернатора Челябинской области государственными премиями Челябинской области в сфере культуры и искусства с 2012 года ежегодно награждается 10 человек.
Также работники культуры и искусства награждаются премией Законодательного Собрания Челябинской области в социальной сфере в области культуры и искусства.
В соответствии с Положением о премии Губернатора Челябинской области одаренным детям и единовременном поощрении их наставникам, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 11.09.2020 г. N 229 "Об учреждении премии Губернатора Челябинской области одаренным детям и единовременного поощрения их наставникам", присуждаются премии Губернатора Челябинской области одаренным детям, добившимся высоких личных результатов в области образования и науки, культуры и искусства, физической культуры и спорта, и единовременные поощрения педагогам, тренерам, научным руководителям, иным наставникам одаренных детей, под руководством которых они добились высоких личных результатов в области образования и науки, культуры и искусства, физической культуры и спорта.
5. Преобразования в обществе, экономические реформы не могли не затронуть сферу культуры, которая в последние годы характеризовалась ростом творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков услуг с одной стороны и сокращением государственной поддержки с другой. В результате этого исполнение обязательств по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.
6. В настоящее время существует ряд нерешенных проблем в отрасли культуры, в их числе:
1) слабая материально-техническая база учреждений культуры;
2) дефицит квалифицированных кадров;
3) низкий престиж профессий культуры и искусства;
4) ограничения в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам людей, нуждающихся в особой поддержке государства;
5) низкий уровень межрегиональных культурных коммуникаций и недостаточное финансирование межрегиональных мероприятий.
7. Решение этих проблем возможно только программными методами путем реализации в ближайшие годы комплекса первоочередных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблем культуры позволяет ежегодно определить самые болевые точки отрасли культуры, сосредоточить средства на решении той или иной проблемы, а также своевременно реагировать на быстро меняющиеся требования времени.
8. Культура может действенно создавать возможности для содержательного и насыщенного досуга, но для их реализации необходимы вложения в инфраструктуру.
9. Особенно актуальным в настоящее время является переход от управления ресурсами к управлению результатами, увеличение внебюджетных доходов от деятельности организаций, создание организаций саморазвивающихся, конкурентоспособных, создающих максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей услуг.
10. Достижение целей государственной программы будет зависеть не только от специфики услуг, внешней конъюнктуры, но и в немалой степени от существующих кадровых и материально-технических ресурсов, использования современных инновационных подходов для обеспечения непрерывности развития культуры посредством формирования эффективной среды для экспериментирования, новаторства, внедрения новых технологий распространения и потребления продуктов культуры.
11. Целью мероприятий, направленных на развитие библиотечного дела, является преломление негативной тенденции сокращения числа читателей. Проблемы внедрения современных информационных технологий в сфере развития библиотечного дела могут быть решены посредством: пополнения фондов библиотек актуальной литературой, увеличения количества документов на электронных носителях, создания поисково-справочного аппарата. Необходимы активные меры по продвижению чтения среди населения и особенно молодежи, созданию комфортных условий для читателей, расширению перечня дополнительных услуг для пользователей.
12. Основная задача развития музейного дела - стать мощным фактором имиджевой привлекательности Челябинской области. В современных реалиях необходимо активнее переходить к динамичным, современным формам музейной работы.
13. Для дальнейшего развития культурно-досугового, театрального и музыкального искусства требуются модернизация сценического, светозвукового оборудования, решение вопросов, связанных с обеспечением художественных коллективов высококвалифицированными специалистами, оказание поддержки талантливым актерам и исполнителям. В связи с отдаленностью региона от центральных районов России и высокой стоимостью оплаты проезда необходима поддержка творческих коллективов для участия в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах. Из-за увеличения постановочных расходов, расходов на рекламную деятельность, низкой платежеспособности населения без дополнительного финансирования невозможны расширение производственной деятельности театрально-зрелищных учреждений, организация полноценной гастрольной деятельности за пределами Челябинской области.
14. Существенной проблемой, оказывающей негативное влияние на темпы и перспективы развития отрасли культуры, остается кадровый дефицит. Низкая заработная плата работников культуры создает проблему старения кадров. Отсутствие молодых специалистов с современным мышлением ощущается практически во всех видах деятельности. Проблемы в сфере подготовки кадров для учреждений культуры и искусства могут быть решены посредством создания условий для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи Челябинской области, создания условий для закрепления молодых специалистов в отрасли культуры, оказания поддержки талантливым студентам и учащимся образовательных организаций культуры и искусства Челябинской области.