(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 12 ноября 2020 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Челябинской области
В.В. Мамин
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 12 ноября 2020 г. N 577-П

Государственная программа
Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"

Паспорт
государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы
-
Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется - Минэкономразвития Челябинской области)
Соисполнители государственной программы
-
Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее именуется - Минстрой Челябинской области);Абзац утратил силу с 27 сентября 2021 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 23 сентября 2021 г. N 454-ПМинистерство образования и науки Челябинской области (далее именуется - Минобр Челябинской области);Министерство сельского хозяйства Челябинской области;Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области
Подпрограммы государственной программы
-
"Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";"Инвестиционное развитие и улучшение инвестиционного климата";"Диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей";"Диверсификация экономики моногородов и развитие городских агломераций";"Развитие внутреннего и въездного туризма";"Обеспечение реализации государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"
Проекты государственной программы
-
проекты, включаемые в качестве подпрограмм, отсутствуют
Основная цель (основные цели) государственной программы
-
создание условий для обеспечения роста благосостояния населения за счет развития экономики Челябинской области опережающими темпами
Основные задачи государственной программы
-
повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее именуется - СМСП);создание экосистемы для инвестиций в части создания эффективных инвестиционных площадок, введения льготных налоговых режимов, снижения административных барьеров, осуществление мер государственной поддержки инвестиционных проектов;обеспечение привлечения инвесторов через их активный поиск, создание инвестиционного бренда Челябинской области и его продвижение;создание центра компетенций государственно-частного партнерства (далее именуется - ГЧП);осуществление географической и отраслевой диверсификации экспорта;обеспечение поддержки экспорта Челябинской области;диверсификация экономики посредством развития перспективных специализаций городов и сельских территорий, совершенствование пространственных форм ее организации;совершенствование институционального обеспечения пространственного развития;повышение конкурентоспособности туристической отрасли;развитие системы регионального стратегического планирования социально-экономического развития Челябинской области
Целевые показатели (индикаторы) конечного результата государственной программы
-
количество СМСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения, единиц;доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у СМСП, в общей численности занятого населения, процентов;численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (далее именуется - МСП), включая индивидуальных предпринимателей, тыс. человек;оборот СМСП (включая микропредприятия) и выручка индивидуальных предпринимателей (в ценах 2015 года), млрд. рублей;количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД), накопленным итогом, человек;объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу предприятий) (в ценах 2015 года), млрд. рублей;объем инвестиций в основной капитал (кроме бюджетных средств, федерального бюджета, инвестиций в добывающие отрасли) на душу населения, тыс. рублей;интегральный индекс Челябинской области в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, баллов;доля инвестиций в валовом региональном продукте (далее именуется - ВРП), процентов;объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, процентов;темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, процентов к 2020 году;доля инвестиций в основной капитал Челябинской области в общем объеме инвестиций Уральского федерального округа, процентов;количество заключенных соглашений/контрактов с инвесторами за год (ГЧП / муниципально-частное партнерство (далее именуется - МЧП), концессионные соглашения, специальные инвестиционные контракты (далее именуются - СПИК), инвестиционные соглашения, контракты жизненного цикла, энергосервисные контракты, долгосрочные договоры аренды с инвестиционными обязательствами), единиц;объем экспорта, млрд. долларов;индекс концентрации экспорта (индекс Херфиндаля-Хиршмана), индекс;темпы роста экспорта услуг (к уровню 2016 года), процентов;темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта (к уровню 2016 года), процентов;темп роста несырьевого неэнергетического экспорта (к уровню 2020 года), процентов;объем несырьевого неэнергетического экспорта, млрд. долларов;количество стран, в которые экспортируется продукция, единиц;ввоз продукции (товаров) в соседние регионы (вывоз из соседних регионов) (к уровню 2016 года) (процентов);темп роста числа экспортеров (к уровню 2016 года), процентов;количество экспортеров, являющихся СМСП, единиц;внедрение в Челябинской области Регионального экспортного стандарта 2.0;объем несырьевого неэнергетического экспорта СМСП, млрд. долларов;доля экспорта СМСП в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта, процентов;инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в моногородах Челябинской области, млн. рублей;создание новых рабочих мест в моногородах Челябинской области, единиц;количество муниципальных образований с устойчивым приростом численности населения, единиц;прирост численности населения в агломерациях, тыс. человек;доля отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в Челябинске и Магнитогорске в общем объеме отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в Челябинской области, процентов;количество действующих соглашений о межрегиональном и межмуниципальном взаимодействии, единиц;объем платных услуг населению по видам: туристские, санаторно-курортных организаций, гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд. рублей;численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. человек;ВРП (в ценах 2015 года), млрд. рублей;объем ВРП на душу населения (в ценах 2015 года), тыс. рублей;реальные располагаемые доходы населения (к уровню 2015 года), процентов;темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения (процентов к 2020 году);уровень реальной среднемесячной заработной платы (2017 год - базовое значение), процентов;темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы (процентов к 2020 году);численность населения (на 1 января года, следующего за отчетным), тыс. человек
Сроки и этапы реализации государственной программы
-
государственная программа реализуется в 2021-2025 годах в один этап
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы
-
общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 5 965 442,86 тыс. рублей, в том числе:2021 год - 841 484,38 тыс. рублей;2022 год - 1 626 021,08 тыс. рублей;2023 год - 1 118 698,10 тыс. рублей;2024 год - 1 973 467,20 тыс. рублей;2025 год - 405 772,10 тыс. рублей;из них средства областного бюджета - 4 759 869,96 тыс. рублей, в том числе:2021 год - 492 821,58 тыс. рублей;2022 год - 1 221 444,78 тыс. рублей;2023 год - 848 702,10 тыс. рублей;2024 год - 1 818 849,40 тыс. рублей;2025 год - 378 052,10 тыс. рублей;средства федерального бюджета - 1 205 572,90 тыс. рублей, в том числе:2021 год - 348 662,80 тыс. рублей;2022 год - 404 576,30 тыс. рублей;2023 год - 269 996,00 тыс. рублей;2024 год - 154 617,80 тыс. рублей;2025 год - 27 720,00 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации государственной программы
-
за период реализации государственной программы:количество СМСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения - 55,3 единицы;доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у СМСП, в общей численности занятого населения - 31,4 процента;численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, - 540,4 тыс. человек;оборот СМСП (включая микропредприятия) и выручка индивидуальных предпринимателей (в ценах 2015 года) - 10 202,5 млрд. рублей;количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД), накопленным итогом - 158 797 человек;объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу предприятий) (в ценах 2015 года) - 333,3 млрд. рублей;объем инвестиций в основной капитал (кроме бюджетных средств, федерального бюджета, инвестиций в добывающие отрасли) на душу населения - 70 тыс. рублей;интегральный индекс Челябинской области в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации - 310 баллов;доля инвестиций в ВРП - 16,9 процента;объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, - 116,5 процента;темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, процентов к 2020 году, - 127,4 процента;доля инвестиций в основной капитал Челябинской области в общем объеме инвестиций Уральского федерального округа - 8 процентов;количество заключенных соглашений/контрактов с инвесторами за год (ГЧП/МЧП, концессионные соглашения, СПИК, инвестиционные соглашения, контракты жизненного цикла, энергосервисные контракты, долгосрочные договоры аренды с инвестиционными обязательствами) - 217 единиц;объем экспорта - 33,1 млрд. долларов;индекс концентрации экспорта (индекс Херфиндаля-Хиршмана) - 754;темп роста экспорта услуг (к уровню 2016 года) - 142,9 процента;темп роста несырьевого неэнергетического экспорта (к уровню 2016 года) - 142,9 процента;темп роста несырьевого неэнергетического экспорта (к уровню 2020 года) - 183 процента;объем несырьевого неэнергетического экспорта - 26,8 млрд. долларов;количество стран, в которые экспортируется продукция, - 112 единиц;ввоз продукции (товаров) в соседние регионы (вывоз из соседних регионов) (к уровню 2016 года) - 107,44 процента;темп роста числа экспортеров (к уровню 2016 года) - 121,4 процента;количество экспортеров, являющихся СМСП, - 10 065 единиц;внедрение в Челябинской области Регионального экспортного стандарта 2.0;объем несырьевого неэнергетического экспорта СМСП - 2 976,8 млрд. долларов;доля экспорта СМСП в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта - не менее 12 процентов;внедрение в Челябинской области Регионального экспортного стандарта 2.0;инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в моногородах Челябинской области - 450 429,1 млн. рублей;создание новых рабочих мест в моногородах Челябинской области - 18 000 единиц;количество муниципальных образований с устойчивым приростом численности населения - 10 единиц;прирост численности населения в агломерациях - 10,52 тыс. человек;доля отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в Челябинске и Магнитогорске в общем объеме отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в Челябинской области - 54,7 процента;количество действующих соглашений о межрегиональном и межмуниципальном взаимодействии - 60 единиц;объем платных услуг населению по видам: туристские, санаторно-курортных организаций, гостиниц и аналогичных средств размещения - 7,31 млрд. рублей;численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения - 2050 тыс. человек;ВРП (в ценах 2015 года) - 1845,0 млрд. рублей;объем ВРП на душу населения (в ценах 2015 года) - 528,9 тыс. рублей;реальные располагаемые доходы населения (к уровню 2015 года) - 87,2 процента;темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения (процентов к 2020 году) - 118,6 процента;уровень реальной среднемесячной заработной платы (2017 год - базовое значение) - 114,3 процента;темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы (процентов к 2020 году) - 114,6 процента;численность населения (на 1 января года, следующего за отчетным) - 3366,4 тыс. человек

Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы

1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года (утверждена постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года") (далее именуется - Стратегия).
Достижение отдельных целей и решение задач Стратегии в рамках основных направлений (экономическое развитие Челябинской области, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей Челябинской области, пространственное развитие Челябинской области) будет обеспечено реализацией подпрограмм государственной программы:
"Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
"Инвестиционное развитие и улучшение инвестиционного климата";
"Диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей";
"Диверсификация экономики моногородов и развитие городских агломераций";
"Развитие внутреннего и въездного туризма";
"Обеспечение реализации государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области".
2. Развитие МСП является одной из "точек роста" экономики Челябинской области по причине мобильности организаций МСП, способности быстро адаптироваться к изменениям, создавать новые рабочие места. Указанные организации присутствуют во всех отраслях экономики Челябинской области, в их деятельность вовлечены все социальные группы населения.
В 2019 году общее количество СМСП составило 140,1 тыс. единиц, в том числе: 4,3 тыс. малых предприятий - юридических лиц, 56,9 тыс. микропредприятий - юридических лиц, 78,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, 328 средних предприятий - юридических лиц.
Основной задачей развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области является обеспечение занятости населения. По итогам 2019 года численность граждан, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, составила 431,9 тыс. человек (24,2 процента от общей численности занятых в экономике Челябинской области).
С каждым годом растет вклад СМСП в экономику Челябинской области. Более трети оборота организаций в Челябинской области составляет оборот предприятий малого и среднего бизнеса (с учетом выручки индивидуальных предпринимателей).
Регулирование данной сферы предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Подпрограмма "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" разработана с целью реализации основных положений указанного Федерального закона, а также национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", создания благоприятного предпринимательского климата, способствующего развитию СМСП.
В целях поддержки предпринимательства созданы и осуществляют деятельность следующие объекты инфраструктуры поддержки:
Фонд развития предпринимательства Челябинской области - Центр "Мой бизнес";
государственное бюджетное учреждение Челябинской области "Инновационный бизнес-инкубатор";
Фонд финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской области - Центр "Мой бизнес" (микрокредитная компания).
3. В современных условиях, когда уровень государственного регулирования экономики постепенно снижается, а субъектам хозяйственной деятельности предоставлены самостоятельность и экономическая свобода в принятии решений, основной задачей деятельности органов государственной власти становится формирование необходимых условий для эффективного развития экономического потенциала.
В первую очередь динамичное развитие экономики невозможно без наличия достаточного уровня привлекаемых в нее инвестиций.
Результатом качественных преобразований в сфере инвестиционной деятельности Челябинской области за последние годы стала стабильно положительная динамика показателя инвестиций в основной капитал.
За 2019 год объем инвестиций в основной капитал составил 299,1 млрд. рублей. Индекс физического объема инвестиций - 109,4 процента к аналогичному периоду предыдущего года в сопоставимых ценах (в 2018 году - 123,3 процента, в 2017 году - 103,1 процента).
В условиях сложившейся экономической конъюнктуры одной из приоритетных задач является привлечение инвесторов в Челябинскую область и сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна". На территории Челябинской области данное направление деятельности реализуется Фондом развития предпринимательства Челябинской области - Центр "Мой бизнес" и автономной некоммерческой организацией "Агентство инвестиционного развития Челябинской области".
Данный вид сопровождения включает в себя следующие направления:
административное сопровождение инвестиционных проектов;
оказание содействия в привлечении заемного (привлеченного) финансирования в инвестиционные проекты;
консультирование по вопросам подготовки бизнес-планов, создания архитектуры инвестиционных проектов, формирования проектных команд, а также подготовки инвестиционных предложений и их сопровождения;
консультирование по вопросам получения государственной поддержки.
В результате реализации данных направлений повышается реализуемость инвестиционных проектов и, как следствие, общая инвестиционная привлекательность Челябинской области.
4. Одним из стратегических приоритетов развития Челябинской области является диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей, в рамках которого разработана и реализуется подпрограмма "Диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей".
Внешнеторговый оборот Челябинской области в 2019 году составил 7 332,3 млн. долларов США. На страны дальнего зарубежья пришлось 3 790,4 млн. долларов США (77,8 процента от общего объема товарооборота), а на страны ближнего зарубежья - 3 541,9 млн. долларов США.
В общем объеме внешней торговли региона преобладающим является экспорт товаров. В товарной структуре экспорта приоритетным остается экспорт черных и цветных металлов, который в 2019 году составил 3407,3 млн. долларов США (78,9 процента от общего объема экспорта Челябинской области), экспорт продукции машиностроения - 391,1 млн. долларов США (9,1 процента от общего объема экспорта Челябинской области).
Вместе с тем продолжают сохраняться внутренние и внешние барьеры, с которыми сталкиваются предприятия-экспортеры Челябинской области.
Внешними барьерами являются:
введение санкций и товарных ограничений на топливно-энергетические товары и металлургическую продукцию;
падение мирового спроса на сырье и металлопродукцию;
колебания курсов валют;
сложность прохождения и оформления таможенных операций в сфере экспорта;
сложность прохождения процедур ветеринарной и фитосанитарной сертификации.
Внутренними барьерами являются:
слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры региона, высокие логистические издержки для экспортеров агропродукции и продуктов питания;
введение ограничительных мер на экспорт отдельных видов продукции в связи с распространением коронавирусной инфекции;
высокая стоимость и нераспространенность маркетинговых исследований зарубежных рынков товаров и услуг;
слабая информированность потенциальных экспортеров об имеющихся возможностях по выходу на зарубежные рынки.
5. В целях диверсификации экономики моногородов и развития городских агломераций Челябинской области реализуется подпрограмма "Диверсификация экономики моногородов и развитие городских агломераций".