(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 12 ноября 2020 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Челябинской области
В.В. Мамин
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 12 ноября 2020 г. N 577-П

Государственная программа
Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"

Паспорт
государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы
-
Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется - Минэкономразвития Челябинской области)
Соисполнители государственной программы
-
Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее именуется - Минстрой Челябинской области);Абзац утратил силу с 27 сентября 2021 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 23 сентября 2021 г. N 454-ПМинистерство образования и науки Челябинской области (далее именуется - Минобр Челябинской области);Министерство сельского хозяйства Челябинской области;Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области
Подпрограммы государственной программы
-
"Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";"Инвестиционное развитие и улучшение инвестиционного климата";"Диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей";"Диверсификация экономики моногородов и развитие городских агломераций";"Развитие внутреннего и въездного туризма";"Обеспечение реализации государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"
Проекты государственной программы
-
проекты, включаемые в качестве подпрограмм, отсутствуют
Основная цель (основные цели) государственной программы
-
создание условий для обеспечения роста благосостояния населения за счет развития экономики Челябинской области опережающими темпами
Основные задачи государственной программы
-
повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее именуется - СМСП);создание экосистемы для инвестиций в части создания эффективных инвестиционных площадок, введения льготных налоговых режимов, снижения административных барьеров, осуществление мер государственной поддержки инвестиционных проектов;обеспечение привлечения инвесторов через их активный поиск, создание инвестиционного бренда Челябинской области и его продвижение;создание центра компетенций государственно-частного партнерства (далее именуется - ГЧП);осуществление географической и отраслевой диверсификации экспорта;обеспечение поддержки экспорта Челябинской области;диверсификация экономики посредством развития перспективных специализаций городов и сельских территорий, совершенствование пространственных форм ее организации;совершенствование институционального обеспечения пространственного развития;повышение конкурентоспособности туристической отрасли;развитие системы регионального стратегического планирования социально-экономического развития Челябинской области
Целевые показатели (индикаторы) конечного результата государственной программы
-
количество СМСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения, единиц;доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у СМСП, в общей численности занятого населения, процентов;численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (далее именуется - МСП), включая индивидуальных предпринимателей, тыс. человек;оборот СМСП (включая микропредприятия) и выручка индивидуальных предпринимателей (в ценах 2015 года), млрд. рублей;количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД), накопленным итогом, человек;объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу предприятий) (в ценах 2015 года), млрд. рублей;объем инвестиций в основной капитал (кроме бюджетных средств, федерального бюджета, инвестиций в добывающие отрасли) на душу населения, тыс. рублей;интегральный индекс Челябинской области в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, баллов;доля инвестиций в валовом региональном продукте (далее именуется - ВРП), процентов;объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, процентов;темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, процентов к 2020 году;доля инвестиций в основной капитал Челябинской области в общем объеме инвестиций Уральского федерального округа, процентов;количество заключенных соглашений/контрактов с инвесторами за год (ГЧП / муниципально-частное партнерство (далее именуется - МЧП), концессионные соглашения, специальные инвестиционные контракты (далее именуются - СПИК), инвестиционные соглашения, контракты жизненного цикла, энергосервисные контракты, долгосрочные договоры аренды с инвестиционными обязательствами), единиц;объем экспорта, млрд. долларов;индекс концентрации экспорта (индекс Херфиндаля-Хиршмана), индекс;темпы роста экспорта услуг (к уровню 2016 года), процентов;темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта (к уровню 2016 года), процентов;темп роста несырьевого неэнергетического экспорта (к уровню 2020 года), процентов;объем несырьевого неэнергетического экспорта, млрд. долларов;количество стран, в которые экспортируется продукция, единиц;ввоз продукции (товаров) в соседние регионы (вывоз из соседних регионов) (к уровню 2016 года) (процентов);темп роста числа экспортеров (к уровню 2016 года), процентов;количество экспортеров, являющихся СМСП, единиц;внедрение в Челябинской области Регионального экспортного стандарта 2.0;объем несырьевого неэнергетического экспорта СМСП, млрд. долларов;доля экспорта СМСП в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта, процентов;инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в моногородах Челябинской области, млн. рублей;создание новых рабочих мест в моногородах Челябинской области, единиц;количество муниципальных образований с устойчивым приростом численности населения, единиц;прирост численности населения в агломерациях, тыс. человек;доля отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в Челябинске и Магнитогорске в общем объеме отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в Челябинской области, процентов;количество действующих соглашений о межрегиональном и межмуниципальном взаимодействии, единиц;объем платных услуг населению по видам: туристские, санаторно-курортных организаций, гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд. рублей;численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. человек;ВРП (в ценах 2015 года), млрд. рублей;объем ВРП на душу населения (в ценах 2015 года), тыс. рублей;реальные располагаемые доходы населения (к уровню 2015 года), процентов;темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения (процентов к 2020 году);уровень реальной среднемесячной заработной платы (2017 год - базовое значение), процентов;темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы (процентов к 2020 году);численность населения (на 1 января года, следующего за отчетным), тыс. человек
Сроки и этапы реализации государственной программы
-
государственная программа реализуется в 2021-2025 годах в один этап
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы
-
общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 5 965 442,86 тыс. рублей, в том числе:2021 год - 841 484,38 тыс. рублей;2022 год - 1 626 021,08 тыс. рублей;2023 год - 1 118 698,10 тыс. рублей;2024 год - 1 973 467,20 тыс. рублей;2025 год - 405 772,10 тыс. рублей;из них средства областного бюджета - 4 759 869,96 тыс. рублей, в том числе:2021 год - 492 821,58 тыс. рублей;2022 год - 1 221 444,78 тыс. рублей;2023 год - 848 702,10 тыс. рублей;2024 год - 1 818 849,40 тыс. рублей;2025 год - 378 052,10 тыс. рублей;средства федерального бюджета - 1 205 572,90 тыс. рублей, в том числе:2021 год - 348 662,80 тыс. рублей;2022 год - 404 576,30 тыс. рублей;2023 год - 269 996,00 тыс. рублей;2024 год - 154 617,80 тыс. рублей;2025 год - 27 720,00 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации государственной программы
-
за период реализации государственной программы:количество СМСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения - 55,3 единицы;доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у СМСП, в общей численности занятого населения - 31,4 процента;численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, - 540,4 тыс. человек;оборот СМСП (включая микропредприятия) и выручка индивидуальных предпринимателей (в ценах 2015 года) - 10 202,5 млрд. рублей;количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД), накопленным итогом - 158 797 человек;объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу предприятий) (в ценах 2015 года) - 333,3 млрд. рублей;объем инвестиций в основной капитал (кроме бюджетных средств, федерального бюджета, инвестиций в добывающие отрасли) на душу населения - 70 тыс. рублей;интегральный индекс Челябинской области в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации - 310 баллов;доля инвестиций в ВРП - 16,9 процента;объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, - 116,5 процента;темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, процентов к 2020 году, - 127,4 процента;доля инвестиций в основной капитал Челябинской области в общем объеме инвестиций Уральского федерального округа - 8 процентов;количество заключенных соглашений/контрактов с инвесторами за год (ГЧП/МЧП, концессионные соглашения, СПИК, инвестиционные соглашения, контракты жизненного цикла, энергосервисные контракты, долгосрочные договоры аренды с инвестиционными обязательствами) - 217 единиц;объем экспорта - 33,1 млрд. долларов;индекс концентрации экспорта (индекс Херфиндаля-Хиршмана) - 754;темп роста экспорта услуг (к уровню 2016 года) - 142,9 процента;темп роста несырьевого неэнергетического экспорта (к уровню 2016 года) - 142,9 процента;темп роста несырьевого неэнергетического экспорта (к уровню 2020 года) - 183 процента;объем несырьевого неэнергетического экспорта - 26,8 млрд. долларов;количество стран, в которые экспортируется продукция, - 112 единиц;ввоз продукции (товаров) в соседние регионы (вывоз из соседних регионов) (к уровню 2016 года) - 107,44 процента;темп роста числа экспортеров (к уровню 2016 года) - 121,4 процента;количество экспортеров, являющихся СМСП, - 10 065 единиц;внедрение в Челябинской области Регионального экспортного стандарта 2.0;объем несырьевого неэнергетического экспорта СМСП - 2 976,8 млрд. долларов;доля экспорта СМСП в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта - не менее 12 процентов;внедрение в Челябинской области Регионального экспортного стандарта 2.0;инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в моногородах Челябинской области - 450 429,1 млн. рублей;создание новых рабочих мест в моногородах Челябинской области - 18 000 единиц;количество муниципальных образований с устойчивым приростом численности населения - 10 единиц;прирост численности населения в агломерациях - 10,52 тыс. человек;доля отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в Челябинске и Магнитогорске в общем объеме отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в Челябинской области - 54,7 процента;количество действующих соглашений о межрегиональном и межмуниципальном взаимодействии - 60 единиц;объем платных услуг населению по видам: туристские, санаторно-курортных организаций, гостиниц и аналогичных средств размещения - 7,31 млрд. рублей;численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения - 2050 тыс. человек;ВРП (в ценах 2015 года) - 1845,0 млрд. рублей;объем ВРП на душу населения (в ценах 2015 года) - 528,9 тыс. рублей;реальные располагаемые доходы населения (к уровню 2015 года) - 87,2 процента;темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения (процентов к 2020 году) - 118,6 процента;уровень реальной среднемесячной заработной платы (2017 год - базовое значение) - 114,3 процента;темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы (процентов к 2020 году) - 114,6 процента;численность населения (на 1 января года, следующего за отчетным) - 3366,4 тыс. человек

Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы

1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года (утверждена постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года") (далее именуется - Стратегия).
Достижение отдельных целей и решение задач Стратегии в рамках основных направлений (экономическое развитие Челябинской области, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей Челябинской области, пространственное развитие Челябинской области) будет обеспечено реализацией подпрограмм государственной программы:
"Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
"Инвестиционное развитие и улучшение инвестиционного климата";
"Диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей";
"Диверсификация экономики моногородов и развитие городских агломераций";
"Развитие внутреннего и въездного туризма";
"Обеспечение реализации государственной программы Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области".
2. Развитие МСП является одной из "точек роста" экономики Челябинской области по причине мобильности организаций МСП, способности быстро адаптироваться к изменениям, создавать новые рабочие места. Указанные организации присутствуют во всех отраслях экономики Челябинской области, в их деятельность вовлечены все социальные группы населения.
В 2019 году общее количество СМСП составило 140,1 тыс. единиц, в том числе: 4,3 тыс. малых предприятий - юридических лиц, 56,9 тыс. микропредприятий - юридических лиц, 78,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, 328 средних предприятий - юридических лиц.
Основной задачей развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области является обеспечение занятости населения. По итогам 2019 года численность граждан, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, составила 431,9 тыс. человек (24,2 процента от общей численности занятых в экономике Челябинской области).
С каждым годом растет вклад СМСП в экономику Челябинской области. Более трети оборота организаций в Челябинской области составляет оборот предприятий малого и среднего бизнеса (с учетом выручки индивидуальных предпринимателей).
Регулирование данной сферы предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Подпрограмма "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" разработана с целью реализации основных положений указанного Федерального закона, а также национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", создания благоприятного предпринимательского климата, способствующего развитию СМСП.
В целях поддержки предпринимательства созданы и осуществляют деятельность следующие объекты инфраструктуры поддержки:
Фонд развития предпринимательства Челябинской области - Центр "Мой бизнес";
государственное бюджетное учреждение Челябинской области "Инновационный бизнес-инкубатор";
Фонд финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской области - Центр "Мой бизнес" (микрокредитная компания).
3. В современных условиях, когда уровень государственного регулирования экономики постепенно снижается, а субъектам хозяйственной деятельности предоставлены самостоятельность и экономическая свобода в принятии решений, основной задачей деятельности органов государственной власти становится формирование необходимых условий для эффективного развития экономического потенциала.
В первую очередь динамичное развитие экономики невозможно без наличия достаточного уровня привлекаемых в нее инвестиций.
Результатом качественных преобразований в сфере инвестиционной деятельности Челябинской области за последние годы стала стабильно положительная динамика показателя инвестиций в основной капитал.
За 2019 год объем инвестиций в основной капитал составил 299,1 млрд. рублей. Индекс физического объема инвестиций - 109,4 процента к аналогичному периоду предыдущего года в сопоставимых ценах (в 2018 году - 123,3 процента, в 2017 году - 103,1 процента).
В условиях сложившейся экономической конъюнктуры одной из приоритетных задач является привлечение инвесторов в Челябинскую область и сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна". На территории Челябинской области данное направление деятельности реализуется Фондом развития предпринимательства Челябинской области - Центр "Мой бизнес" и автономной некоммерческой организацией "Агентство инвестиционного развития Челябинской области".
Данный вид сопровождения включает в себя следующие направления:
административное сопровождение инвестиционных проектов;
оказание содействия в привлечении заемного (привлеченного) финансирования в инвестиционные проекты;
консультирование по вопросам подготовки бизнес-планов, создания архитектуры инвестиционных проектов, формирования проектных команд, а также подготовки инвестиционных предложений и их сопровождения;
консультирование по вопросам получения государственной поддержки.
В результате реализации данных направлений повышается реализуемость инвестиционных проектов и, как следствие, общая инвестиционная привлекательность Челябинской области.
4. Одним из стратегических приоритетов развития Челябинской области является диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей, в рамках которого разработана и реализуется подпрограмма "Диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей".
Внешнеторговый оборот Челябинской области в 2019 году составил 7 332,3 млн. долларов США. На страны дальнего зарубежья пришлось 3 790,4 млн. долларов США (77,8 процента от общего объема товарооборота), а на страны ближнего зарубежья - 3 541,9 млн. долларов США.
В общем объеме внешней торговли региона преобладающим является экспорт товаров. В товарной структуре экспорта приоритетным остается экспорт черных и цветных металлов, который в 2019 году составил 3407,3 млн. долларов США (78,9 процента от общего объема экспорта Челябинской области), экспорт продукции машиностроения - 391,1 млн. долларов США (9,1 процента от общего объема экспорта Челябинской области).
Вместе с тем продолжают сохраняться внутренние и внешние барьеры, с которыми сталкиваются предприятия-экспортеры Челябинской области.
Внешними барьерами являются:
введение санкций и товарных ограничений на топливно-энергетические товары и металлургическую продукцию;
падение мирового спроса на сырье и металлопродукцию;
колебания курсов валют;
сложность прохождения и оформления таможенных операций в сфере экспорта;
сложность прохождения процедур ветеринарной и фитосанитарной сертификации.
Внутренними барьерами являются:
слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры региона, высокие логистические издержки для экспортеров агропродукции и продуктов питания;
введение ограничительных мер на экспорт отдельных видов продукции в связи с распространением коронавирусной инфекции;
высокая стоимость и нераспространенность маркетинговых исследований зарубежных рынков товаров и услуг;