(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 164-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
По данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 процента до 27 процентов и составит 39,9 млн. человек.
В Российской Федерации процессы старения населения происходят на фоне относительно низкой продолжительности жизни населения и сохраняющейся высокой смертности трудоспособного населения.
В области старения населения в Российской Федерации наблюдаются следующие тенденции:
увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) с 29,8 млн. человек в 2002 году до 35,2 млн. человек на начало 2015 г.;
увеличение удельного веса граждан старше трудоспособного возраста в населении страны с 20,5 процента в 2002 году до 24 процентов на начало 2015 г. (каждый четвертый человек находится в возрасте старше трудоспособного);
сохранение гендерной диспропорции в населении старше трудоспособного возраста (на начало 2015 года на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 1854 женщины);
рост продолжительности жизни населения - с 67,61 года в 2007 году до 70,93 года в 2014 году;
сохранение более высокой продолжительности жизни у женщин (в 2007 году - 74,02 года, в 2014 году - 76,47 года) по сравнению с мужчинами (в 2007 году - 61,46 года, в 2014 году - 65,29 года);
удельный вес граждан в возрасте 65 лет и старше в населении страны на 1 января 2015 г. - 13,5 процента.
В связи со старением населения Российской Федерации увеличивается показатель демографической нагрузки на население трудоспособного возраста. Если в 2007 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 330 человек старше трудоспособного возраста, то на начало 2015 года - 412 человек.
Складывающаяся демографическая ситуация ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия их в политической, социальной и в иных сферах деятельности общества.

2. Доходы и занятость граждан старшего поколения

Основным механизмом обеспечения гарантии доходов граждан старшего поколения является пенсионное обеспечение.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее - Стратегия развития пенсионной системы), приняты федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
В рамках Стратегии развития пенсионной системы будет продолжена работа по осуществлению мер, направленных на повышение реального уровня пенсионного обеспечения граждан старшего поколения, установление достойного уровня пенсий на основе принципа социальной справедливости, обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате и достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
В целях улучшения материального положения граждан старшего поколения из числа неработающих пенсионеров, общая сумма материального обеспечения которых не достигает величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации, с 1 января 2010 г. устанавливаются социальные доплаты к пенсии.
Вместе с тем исходя из общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов с каждым годом будет нарастать потребность экономики в использовании труда граждан старшего поколения.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция роста занятости пенсионеров.
Так, на 1 января 2015 г. работали 14,92 млн. пенсионеров. Государственную поддержку без ограничения по возрасту с 2012 года получают на конкурсной основе начинающие фермеры и семейные животноводческие фермы. Более половины глав крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших в 2012 - 2014 годах государственную поддержку, - граждане старшего поколения.
Вместе с тем проблема обеспечения занятости граждан старшего поколения до конца не решена, в том числе в части наличия негативных стереотипов в отношении занятости указанной категории граждан среди работодателей и в обществе в целом. Не всем пенсионерам удается реализовать свое право на труд. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году более 196 тыс. граждан старше трудоспособного возраста хотели бы работать, ищут работу и готовы приступить к ней.
В целях определения образовательных потребностей для продолжения трудовой деятельности в 2012 - 2014 годах в ряде пилотных регионов проведены выборочные социологические опросы граждан предпенсионного и пенсионного возраста, которыми было охвачено более 6,3 тыс. человек.
По мнению респондентов, процесс трудоустройства затруднен в связи с отсутствием вакансий (45,2 процента), недостаточно высоким уровнем заработной платы (23 процента), неподходящими условиями труда (13,7 процента), отсутствием требуемой квалификации (6,7 процента), а также в связи ограничениями по возрасту, состоянию здоровья (11,4 процента).
Основными проблемами в сфере занятости граждан старшего поколения являются:
старение населения и сокращение трудовых ресурсов, нарастание потребности экономики в использовании труда граждан старшего поколения;
отсутствие дополнительных стимулов к продолжению трудовой деятельности граждан старшего поколения после наступления пенсионного возраста;
отсутствие удовлетворения потребностей граждан старшего поколения в профессиональном обучении и профессиональном образовании, в том числе дополнительном, в целях трудоустройства на новые рабочие места для продолжения трудовой деятельности после выхода на пенсию;
трудности в трудоустройстве и отсутствие системы профессиональной ориентации граждан старшего поколения, желающих продолжать трудиться после наступления пенсионного возраста;
неэффективное использование профессионального потенциала граждан старшего поколения в роли наставников молодежи на рабочем месте;
наличие негативных стереотипов в отношении занятости граждан старшего поколения среди работодателей и в обществе в целом.
Стимулирование занятости граждан пожилого возраста является одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации и имеет большое значение как с позиции обеспечения доходов пожилых людей, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения социализации пожилых людей, их интеграции в жизнь общества.

3. Обеспечение здоровья граждан старшего поколения

Увеличение абсолютного числа лиц старших возрастных групп объективно ведет к повышению численности граждан, испытывающих трудности с решением медицинских, социальных и психологических проблем.
Показатели здоровья ухудшаются с возрастом. Около 80 процентов лиц старшего поколения страдают множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается четыре - пять различных хронических заболеваний. Затраты на медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше в 7 раз превышают стоимость лечения 16 - 64-летних. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи у граждан старшего поколения выше, чем у лиц трудоспособного возраста.
В стареющем обществе неуклонно растет медико-социальная значимость проблемы когнитивных расстройств и деменции, синдрома мальнутриции, патологии костно-мышечной системы, что требует разработки целевых программ для решения этих актуальных проблем.
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусматривается возможность реализации права на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Обеспечена возможность получения гражданами старшего поколения лекарственных препаратов по рецептам со сроком действия до 3 месяцев и в объеме 3-месячной потребности, приняты меры по оптимизации размещения аптечных и иных организаций, уполномоченных реализовывать лекарственные препараты населению. Внедрены новые формы адресной доставки лекарственных препаратов и медицинских изделий гражданам старшего поколения, особенно относящимся к маломобильным группам населения. Осуществляется взаимодействие социальных работников с медицинскими организациями по вопросам записи граждан на прием к врачу, выписки у врачей (фельдшеров) рецептов на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, получения результатов медицинского обследования граждан и медицинских справок, вызова участкового врача на дом, поиска необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий в аптечных учреждениях с учетом выписанных врачами (фельдшерами) рецептов, их приобретения и осуществления доставки по месту жительства граждан. В субъектах Российской Федерации заключены соглашения, регламентирующие взаимодействие и сотрудничество между медицинскими, аптечными организациями и органами социальной защиты населения.
В соответствии с решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (протокол N 9 от 10 марта 2009 г.) и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения ежемесячно осуществляется мониторинг цен и ассортимента лекарственных препаратов в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в том числе гражданам пожилого возраста, и в аптечных организациях. Проведение мониторинга позволяет провести объективную оценку ситуации на фармацевтическом рынке и выявить негативные тенденции в целях своевременного принятия соответствующих управленческих решений, направленных на обеспечение доступности лекарственных препаратов для населения, в том числе для граждан старшего поколения. Кроме того, в целях совершенствования лекарственного обеспечения и недопущения сокращения ассортимента лекарственных препаратов в 2014 году приняты Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 871 "Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
Организация гериатрической медицинской помощи регламентирована приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации".
В настоящее время в Российской Федерации в сети гериатрической медицинской помощи функционируют 2345 геронтологических коек.
В структуре учреждений, оказывающих медицинскую помощь по специальности "Гериатрия", действуют 3 гериатрические больницы (г. Нижний Новгород, г. Санкт-Петербург, г. Петропавловск-Камчатский). В некоторых субъектах Российской Федерации созданы клинические и организационно-методические гериатрические центры (Самарская, Кировская, Ульяновская, Оренбургская области и другие), а также 64 госпиталя ветеранов войн общей мощностью более 17000 коек.
В настоящее время профессиональное обучение специалистов здравоохранения осуществляется в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, которая содержит специальность "Гериатрия".
В соответствии с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, специальность "Гериатрия" может быть получена выпускниками лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов в ординатуре (2 года обучения), а при наличии послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) по специальностям "Терапия" или "Общая врачебная практика (семейная медицина)" путем дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовки (3,5 - 4 месяца).
За период 2009 - 2014 годов в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации образовательных и научных организациях более 5 тыс. врачей различных специальностей прошли подготовку по программам дополнительного профессионального образования по вопросам гериатрии. Ежегодно 7 - 10 врачей получают специальность "Гериатрия" в ординатуре, более 100 человек проходят обучение по этой специальности посредством профессиональной переподготовки.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждены примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования по специальности "Гериатрия".
Предусмотрены циклы тематического повышения квалификации для врачей специальностей "Клиническая гериатрия", "Современные вопросы геронтологии и гериатрии", "Клиническая фармакология в гериатрии", "Гериатрическая хирургия", "Особенности заболеваний ЛОР-органов в пожилом и старческом возрасте", "Гериатрическая неврология", "Гериатрическая соматопсихиатрия", "Гериатрическая фтизиатрия", "Медико-социальная экспертиза и реабилитация", "Гериатрическая офтальмология".
Кроме того, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.31 "Гериатрия" (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Однако, несмотря на очевидные достижения в области оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения, существует ряд проблем, требующих решения.
Существующая организационная структура медицинской помощи гражданам старшего поколения не позволяет организовать работу гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской и социальной помощи за счет преемственности ведения пациента между различными уровнями системы здравоохранения, а также между службами здравоохранения и социальной защиты. В настоящее время доступность гериатрической помощи недостаточна в связи с недостатком кабинетов гериатров и гериатрических отделений в поликлиниках, а также гериатрических отделений в многопрофильных стационарах.
Недостаточная координация действий между учреждениями здравоохранения и социальной защиты, оказывающими помощь гражданам старшего поколения, уменьшает эффективность медицинской и социальной помощи.
Требует доработки нормативно-правовая база оказания гериатрической помощи. Необходимо утвердить порядок оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия", стандарты медицинской помощи по отдельным заболеваниям, характерным для пациентов старше 60 лет.
В связи с необходимостью расширения медицинской и социальной помощи нарастает необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере оказания медицинских услуг людям старшего поколения, привлечения общественности (волонтеров, некоммерческих организаций) к организации различных форм заботы о гражданах старшего поколения.