(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59046-2020 "Проведение испытаний...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Настоящий стандарт предназначен для организаций, деятельность которых направлена на защиту прав потребителей и включает в себя проведение испытаний в области качества и безопасности товаров, в том числе потребительских испытаний.
Настоящий стандарт не распространяется:
- на бюджетные организации;
- отраслевые союзы и ассоциации производителей и продавцов.
Настоящий стандарт определяет необходимые процедуры потребительских испытаний, обеспечивающие получение результатов с высокой степенью достоверности, их корректную обработку, хранение, а также принципы взаимодействия с производителями и государственными контрольно-надзорными органами по результатам таких потребительских испытаний.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ISO/IEC 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ Р 54887-2011 Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров)
ГОСТ Р 57490 Взаимодействие производителей и потребительских организаций по фактам обнаружения товаров, не соответствующих обязательным требованиям или заявленным свойствам. Руководство по добросовестной практике
ГОСТ Р 58185-2018 Закупка образцов для проведения потребительских испытаний продукции. Руководство по добросовестной практике
ГОСТ Р 59047 Взаимодействие с испытательными лабораториями при проведении испытаний потребительских товаров. Руководство для некоммерческих организаций
ГОСТ Р 59048 Руководство по взаимодействию некоммерческих потребительских организаций с органами контроля и надзора
ГОСТ Р 59049 Рекомендации по работе с обращениями граждан для некоммерческих потребительских организаций
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
база данных образцов: Структурированная совокупность сведений об образцах и результатах испытаний.[ГОСТ Р 58185-2018, пункт 3.1]
3.2 метод испытания: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов испытания с установленными показателями точности.
3.3 методика: Воспроизводимая и обоснованная последовательность конкретных приемов и способов исследования, направленная на решение поставленных задач.
3.4
товарная категория: Совокупность товаров, которые обладают сходным составом потребительских свойств и показателей.[ГОСТ Р 58185-2018, пункт 3.3]
3.5
контрольный образец: Количество (объем, масса, количество единиц) образца исследуемой продукции, случайным образом отобранное и достаточное для проведения повторных испытаний в течение срока годности (срока службы).[ГОСТ Р 58185-2018, пункт 3.4]
3.6
обезличивание образца: Удаление с образца информации о его наименовании, изготовителе, торговой марке, логотипе, а также любой иной информации, которая может привести к однозначной идентификации образца в испытательной лаборатории.[ГОСТ Р 58185-2018, пункт 3.6]
3.7
потребительские испытания: Комплексные испытания потребительской продукции для определения степени ее соответствия интересам потребителей, в том числе заявленным свойствам, обычно предъявляемым требованиям, ожиданиям и предпочтениям потребителей, а также лучшим образцам такого рода продукции.[ГОСТ Р 54884-2011, статья 2.6]
3.8
сравнительные потребительские испытания: Потребительские испытания группы аналогичных товаров с целью выявить соотношение их характеристик по значимым для потребителей показателям.[ГОСТ Р 54884-2011, статья 2.7]
3.9
торговая марка: Обозначение, служащее для идентификации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.[ГОСТ Р 58185-2018, пункт 3.9]
3.10
шифрование образца для испытаний: Процедура, целью которой является соблюдение конфиденциальности информации о товаре для обеспечения достоверности результатов испытаний. [ГОСТ Р 58185-2018, пункт 3.10]

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ИЛ - испытательная лаборатория или испытательный центр;
КО - контрольный образец;
ОРТ - объект розничной торговли;
ОКН - государственные органы контроля и надзора;
ПИ - программа испытаний;
СМИ - средства массовой информации.

5 Цели и принципы потребительских испытаний

Целями потребительских испытаний являются:
- получение объективных результатов о безопасности, качестве, потребительских свойствах, эффективности различных товаров для предоставления этой информации широкому кругу потребителей или отдельным физическим или юридическим лицам;
- выявление проблемных (опасных или фальсифицированных товаров) и предупреждение об этом потребителей;
- повторные испытания продукции, в которой ранее было обнаружено несоответствие обязательным требованиям безопасности и качества.
Принципами потребительских испытаний являются объективность и обоснованность методов исследования, результаты и их интерпретации должны применяться не только к группе товаров конкретной категории, но и к единичным товарам, единственным в своем роде (например, новый вид товара, представленный единственной моделью).
Информация, полученная в результате потребительских испытаний, может быть основана на лабораторных исследованиях, технических оценках, экспертных заключениях, смоделированных функциональных исследованиях, субъективных оценках, сделанных в соответствии с установленными методами получения данных о характеристиках товара.