(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59102-2020 "Электромобили и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59102-2020 "Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Термины и определения" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2020 г. N 799-ст)

Electric vehicles and automobile vehicles with combined power plants. Terms and definitions

ОКС 43.020
Дата введения - 30 апреля 2021 г.
Введен впервые

Предисловие

1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2020 г. N 799-ст
4 Введен впервые

Введение

Несмотря на то, что автомобильные транспортные средства, содержащие в конструкции трансмиссии электромашину, предназначенную для приведения их в движение, эксплуатируются на территории Российской Федерации давно, единой и устоявшейся терминологии в области обозначения компонентов нет
В настоящее время в эксплуатацию вводится новый тип энергоустановки для автомобильных транспортных средств - электропривод. Распространение этого типа энергоустановки на автомобильные транспортные средства идет из года в год в геометрической прогрессии. Однако разработка, изготовление, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств с электромашиной и с автономной перезаряжаемой системой хранения электрической энергии имеют ряд особенностей, которые напрямую связаны с безопасностью как жизнедеятельности, так и дорожного движения. В настоящее время в Российской Федерации не создано ни одного документа с целью систематизации наименований компонентов и основных определений в области стандартизации конструкционных особенностей вышеописанных транспортных средств.
Разработка единообразных терминов и определений будет являться основой для создания регламентирующих и нормативных документов в области электрического транспорта и автомобильных транспортных средств с несколькими энергетическими установками.
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия.
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском (en) языке.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в области стандартизации и сертификации автомобильных транспортных средств (АТС), в конструкции которых имеются тяговый электропривод и перезаряжаемая система хранения электрической энергии. Настоящий стандарт распространяется на АТС, в составе которых имеются:
а) только электромеханический преобразователь энергии (ЭМПЭ), предназначенный для приведения АТС в движение (один или несколько), и перезаряжаемая система хранения электрической энергии;
б) электромеханический преобразователь энергии, предназначенный для приведения АТС в движение (один или несколько), двигатель внутреннего сгорания и перезаряжаемая система хранения электрической энергии;
в) электромеханический преобразователь энергии, предназначенный для приведения АТС в движение (один или несколько), электрохимические топливные элементы и перезаряжаемая система хранения электрической энергии (одна или несколько);
г) электромеханический преобразователь энергии, предназначенный для приведения АТС в движение (один или несколько), и системы возобновляемых источников энергии (например, фотоэлектрические или фотогальванические преобразователи), и перезаряжаемая система хранения электрической энергии.
Настоящий стандарт рекомендуется использовать при написании технических отчетов в области научно-исследовательских работ, прикладных научных работ, при написании учебных пособий и методических указаний, а также для подготовки и разработки документов, входящих в область применения стандарта.
Примеры энергетических установок для автомобильных транспортных средств, в конструкции которых имеются тяговый электропривод и система хранения и накопления электроэнергии, приведены в приложении А.

2 Термины и определения

1 автотранспортное средство с комбинированной энергоустановкой на топливных элементах; АТС с КЭУ + ТЭ (fuel cell electric vehicle, FCEV): Электроприводное АТС с перезаряжаемой системой хранения электрической энергии и системой на топливных элементах в качестве источника питания для тягового электропривода.
Примечание - АТС с КЭУ + ТЭ может иметь возможность зарядки системы хранения и накопления электроэнергии от внешнего зарядного устройства или от зарядного устройства на возобновляемых источниках энергии.
2 аккумуляторная ячейка (battery cell): Основное перезаряжаемое устройство аккумулирования электрической энергии, состоящее из электродов, электролита, контейнера, выводов и, как правило, разделителей, которое является источником электрической энергии, получаемой путем непосредственного преобразования химической энергии.
3 автотранспортное средство с комбинированной энергоустановкой без возможности внешней зарядки; АТС с КЭУ (hybrid electric vehicle, HEV): Перезаряжаемая система хранения электрической энергии, не предназначенная для подзарядки от внешней системы зарядки.
4 автотранспортное средство с комбинированной энергоустановкой с возможностью внешней зарядки; АТС с ПКЭУ (plug-in hybrid electric vehicle, PHEV): Перезаряжаемая система хранения электрической энергии, имеющая возможность зарядки от внешней системы.
5 батарея топливных элементов; БТЭ (fuel cells battery): Сборка из двух или более топливных элементов.
6 блок контроля перезаряжаемой системы хранения электрической энергии (control unit for a rechargeable electrical energy storage system): Электронное устройство, собирающее и, возможно, осуществляющее текущий контроль тепловых и электрических данных элементов или элементов в сборе для уравновешивания элементов в случае необходимости.
Примечание - Электроника элементов может включать устройство управления либо может управляться блоком управления системы хранения и накопления электроэнергии.
7 блок управления перезаряжаемой системы хранения электрической энергии (management control unit for a rechargeable electrical energy storage system): Электронное устройство, управляющее или рассчитывающее электрические и тепловые функции перезаряжаемой системы хранения электрической энергии и обеспечивающее связь между перезаряжаемой системой хранения электрической энергии и другими системами АТС.
8 бортовое зарядное устройство (charger): Комплект оборудования, предназначенный для зарядки перезаряжаемой системы хранения электрической энергии от сети переменного или постоянного напряжения.
9 внешняя система зарядки (external charger): Объект зарядной инфраструктуры или электрической сети, предназначенный для зарядки электрической энергией перезаряжаемой системы хранения электрической энергии в составе конструкции электромобиля или АТС с различными КЭУ от электрических сетей переменного или постоянного тока, находящийся вне АТС.
10 возобновляемый источник энергии; ВИЭ (renewable energy source): Источник энергии, запасы которого не уменьшаются вследствие их добычи.
11 двигатель внутреннего сгорания; ДВС (internal combustion engine): Преобразователь, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую энергию.
12 двойная изоляция (double insulation): Изоляция, включающая главную и дополнительную изоляции.
13 дополнительная изоляция (supplementary insulation): Независимая изоляция, наложенная в дополнение к основной изоляции для защиты от электрического удара в случае пробоя основной изоляции.
14 емкость перезаряжаемой системы хранения электрической энергии (capacity): Общее число ампер-часов, которые можно потребить из перезаряжаемой системы хранения электрической энергии в заданном режиме.
15 защита от поражения током (basic protection): Защита от прямого контакта с частями, находящимися под напряжением в условиях исправного состояния.
16 изоляция (insulation): Изоляция частей, находящихся под напряжением, для предохранения от непосредственного соприкосновения в условиях исправного состояния.
17 класс напряжения A (voltage class А): Классификация электрического компонента или цепи с максимальным рабочим напряжением меньше среднеквадратического значения напряжения переменного тока 30 В или постоянного тока 60 В.
18 класс напряжения В (voltage class В): Классификация электрического компонента или цепи с максимальным рабочим напряжением между среднеквадратическими значениями для напряжения переменного тока 30 В и 1000 В или для постоянного тока 60 В и 1500 В.
19 класс электромеханического преобразователя энергии; ЭМПЭ (class of electromechanical energy converter): Класс устройств, созданных для преобразования электрической энергии в механическую и наоборот.
20 комбинированная энергоустановка; КЭУ (hybrid power plant): Энергетическая установка, обеспечивающая механическое перемещение АТС, состоящая из двух и более различных преобразователей энергии и содержащая не менее двух различных накопителей любого вида энергии, необходимой для работы преобразователей, за исключением преобразователей возобновляемой энергии.
Примечание - Электромобиль, оборудованный ветрогенератором или батареей фотоэлектрических преобразователей (ФЭП), предназначенными для восполнения запаса электроэнергии как перезаряжаемой системы хранения электроэнергии, так и низковольтной аккумуляторной батареи, следует отнести к классу электромобилей.