(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59089-2020 "Электромобили и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59089-2020 "Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Категории по параметрам энергоэффективности согласно выбросам СО2" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2020 г. N 781-ст)

Electric vehicles and automobile vehicles with combined power plants. Categories by parameters of energy efficiency according to CO2 emissions

ОКС 43.020
Дата введения - 30 апреля 2021 г.
Введен впервые

Предисловие

1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2020 г. N 781-ст
4 Введен впервые

Введение

Необходимость решения проблемы выбросов в атмосферу загрязняющих веществ привело к разработке и введению в эксплуатацию автомобильных транспортных средств, имеющих в конструкции тяговый электропривод и перезаряжаемую систему хранения электрической энергии, как в виде высоковольтной, так и низковольтной аккумуляторных батарей. Эти технические решения призваны снизить потребление углеводородного топлива на автомобильном транспорте с целью улучшения экологической обстановки. Актуальной задачей является ранжирование наиболее эффективных решений с целью дальнейшего стимулирования развития отдельных групп энергоэффективных автомобильных транспортных средств. Дальнейшие направления по стимулированию улучшения экологической обстановки, такие как экономическое стимулирование, обновление парка автотранспортных средств, ограничение доступа некоторых категорий автотранспортных средств на закрытые территории (или ранжирование оплаты за въезд на данные территории), обеспечение эффективности экологического контроля и т.п. - напрямую будут связаны определением категорий по параметрам энергоэффективности согласно выбросам СО2.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации автомобильные транспортные средства (далее - АТС) категорий М1, N1 в соответствии с [1], в конструкции которых имеются:
- только электромеханический преобразователь энергии (ЭМПЭ), предназначенный для приведения АТС в движение (один или несколько), и перезаряжаемая система хранения электрической энергии (ПСХЭЭ);
- ЭМПЭ, предназначенный для приведения АТС в движение (один или несколько), двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и ПСХЭЭ;
- ЭМПЭ, предназначенный для приведения АТС в движение (один или несколько), электрохимические топливные элементы (ТЭ) и ПСХЭЭ;
- ЭМПЭ, предназначенный для приведения АТС в движение (один или несколько), фотоэлектрические или фотогальванические элементы и ПСХЭЭ.
Настоящий стандарт устанавливает категории энергоэффективности АТС, в конструкции которых имеются тяговый электропривод и ПСХЭЭ в виде аккумуляторной батареи с дополнительными системами, повышающими работоспособность данной батареи, с целью систематизации информации об эффективности и влияния на окружающую среду энергоустановок АТС.
Настоящим стандартом предусмотрена разработка листа технических характеристик энергоустановки АТС с указанием характеристик энергоустановки и категории энергоэффективности, который является неотъемлемой частью сопроводительных документов вводимого в обращение АТС.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 59102 Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Термины и определения
ГОСТ Р 59078 Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Классификация
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 59102, [2] 1), а также следующие термины с соответствующими определениями:
──────────────────────────────
1) См. также [3].
──────────────────────────────
3.1 выпуск в обращение: Первоначальное действие по приданию АТС доступности на рынке, происходящее при переходе АТС из стадии изготовления в стадию поставки или использования.
3.2 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление автотранспортного средства и его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования.
3.3 паспорт транспортного средства; ПТС: Документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках АТС, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о собственнике, постановке на учет и снятии с учета.

4 Определения категории энергоэффективности по выбросам СО2

Выделяют семь категорий энергоэффективности АТС в соответствии с объемами выбросов СО2:
- А1 - АТС с нулевым выбросом СО2 (электромобили);
- А2 - АТС с выбросом СО2 от 0 до 50 г/км (КЭУ);
- В - АТС с выбросом СО2 от 51 до 75 г/км;
- С - АТС с выбросом СО2 от 76 до 99 г/км;
- D - АТС с выбросом СО2 от 100 до 124 г/км;
- Е - АТС с выбросом СО2 от 125 до 175 г/км;
- F - АТС с выбросом СО2 от 176 г/км.

5 Лист технических характеристик энергоустановки автомобильного транспортного средства

5.1 Основные требования
5.1.1 Лист технических характеристик энергоустановки АТС является неотъемлемой частью эксплуатационной документации на АТС с КЭУ или электромобиля. Форма листа технических характеристик энергоустановки АТС - в соответствии с приложением А.
5.1.2 При разработке листа технических характеристик энергоустановки АТС учитывают технические характеристики АТС, содержащиеся в следующих сопроводительных документах:
- одобрение типа транспортного средства (ОТТС);
- свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
5.1.3 Лист технических характеристик энергоустановки АТС должен включать:
- наименование марки и модели АТС с КЭУ или электромобиля;
- тип энергоустановки;