(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 26262-1-2020 "Дорожные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 26262-1-2020 "Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 1. Термины и определения" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2020 г. N 675-ст)

Road vehicles. Functional safety. Part 1. Terms and definitions

ОКС 43.040.10
01.040.43
Дата введения - 1 июня 2021 г.
Взамен ГОСТ Р ИСО 26262-1-2014

Предисловие

1 Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Корпоративные электронные системы" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 058 "Функциональная безопасность"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2020 г. N 675-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 26262-1:2018 "Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 1. Термины и определения" (ISO 26262-1:2018 "Road vehicles - Functional safety - Part 1: Vocabulary", IDT).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Взамен ГОСТ Р ИСО 26262-1-2014

Введение

Комплекс стандартов ИСО 26262 является адаптацией комплекса стандартов МЭК 61508 и предназначен для применения электрических и/или электронных (далее - Э/Э) систем в дорожных транспортных средствах.
Данная адаптация распространяется на все виды деятельности в процессе жизненного цикла систем, связанных с безопасностью, включающих электрические, электронные и программные компоненты.
Безопасность является одним из приоритетов современного автомобилестроения. Расширение числа функциональных возможностей транспортных средств вызывает необходимость использования методологии функциональной безопасности и подтверждения достижения целей функциональной безопасности.
С ростом сложности технологий, программного обеспечения и мехатронных устройств увеличиваются риски, связанные с систематическими и случайными отказами аппаратных средств, рассматриваемыми в рамках функциональной безопасности. Комплекс стандартов ИСО 26262 является руководством по снижению этих рисков, в которое включены соответствующие требования и процессы.
Для достижения функциональной безопасности комплекс стандартов ИСО 26262 устанавливает:
a) жизненный цикл системы безопасности транспортного средства и включает перечень действий для стадий этого жизненного цикла (разработка, производство, эксплуатация, обслуживание, вывод из эксплуатации);
b) подход, основанный на оценке риска, разработанный специально для автотранспорта для определения уровней полноты безопасности [уровни полноты безопасности транспортного средства (УПБТС)];
c) использование значения УПБТС для спецификации требований комплекса стандартов ИСО 26262 с целью предотвращения неоправданного остаточного риска;
d) требования к мерам по выполнению менеджмента функциональной безопасности, проектирования, реализации, верификации, валидации, а также к мерам их подтверждения;
e) требования к взаимодействию между заказчиками и поставщиками.
Комплекс стандартов ИСО 26262 рассматривает функциональную безопасность Э/Э систем, которая достигается с помощью мер по обеспечению безопасности, включая механизмы обеспечения безопасности. Однако он также обеспечивает подход, в рамках которого можно использовать связанные с безопасностью системы, реализуемые на других технологиях (например, механических, гидравлических и пневматических).
На достижение функциональной безопасности влияют процессы разработки (в том числе спецификация требований, проектирование, реализация, интеграция, верификация, валидация и управление конфигурацией), процессы производства и обслуживания, а также процессы управления.
Вопросы безопасности тесно связаны с опытно-конструкторскими работами, реализующими функционал и обеспечивающими качество создаваемых изделий, а также с результатами таких работ. Настоящий стандарт рассматривает связанные с безопасностью проблемы, касающиеся опытно-конструкторских работ и их результатов.
На рисунке 1 показана общая структура комплекса стандартов ИСО 26262. В нем для различных стадий разработки изделия используется эталонная V-модель процесса. На рисунке 1:
- заштрихованная область в виде символа "V" представляет взаимосвязь между ИСО 26262-3, ИСО 26262-4, ИСО 26262-5, ИСО 26262-6 и ИСО 26262-7;
- для мотоциклов:
ИСО 26262-12:2018, раздел 8, соответствует требованиям ИСО 26262-3;
ИСО 26262-12:2018, разделы 8 и 10, соответствуют требованиям ИСО 26262-4;
- ссылки на конкретную информацию даны в виде: "m-n", где "m" представляет собой номер части настоящего стандарта, а "n" указывает на номер раздела этой части.
Пример - 2-6 ссылается на раздел 6 ИСО 26262-2.
1566 × 1237 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 1 - Общая структура ИСО 26262

1 Область применения

Настоящий стандарт применяется к системам, связанным с безопасностью, включающим в себя одну или несколько Э/Э систем, которые установлены в серийно производимые дорожные транспортные средства, исключая мопеды. Настоящий стандарт не применяется для уникальных Э/Э систем транспортных средств специального назначения, таких как Э/Э системы, предназначенные для водителей с ограниченными возможностями.
Примечание - Существуют другие стандарты по безопасности для специального применения, которые могут дополнить комплекс стандартов ИСО 26262 либо включающие комплекс стандартов ИСО 26262.
Системы и их компоненты, находящиеся в производстве или на стадии разработки до даты публикации настоящего стандарта, не входят в его область применения. Настоящий стандарт распространяется на изменения к существующим системам и их компонентам, запущенным в производство до публикации настоящего документа, корректируя жизненный цикл системы безопасности в зависимости от конкретного изменения. Настоящий стандарт распространяется на интеграцию существующих систем, разработанных не в соответствии с настоящим стандартом, и систем, разработанных в соответствии с настоящим стандартом, при корректировке жизненного цикла системы безопасности.
Настоящий стандарт рассматривает возможные опасности, вызванные некорректным функционированием Э/Э систем, связанных с безопасностью, а также некорректным взаимодействием этих систем. Настоящий стандарт не рассматривает опасности, связанные с поражением электрическим током, возгоранием, задымлением, перегревом, излучением, токсичностью, воспламеняемостью, химической активностью, коррозией и подобными опасностями, если они непосредственно не вызваны некорректным функционированием Э/Э систем, связанных с безопасностью.
Настоящий стандарт описывает методологию функциональной безопасности, обеспечивающую разработку Э/Э систем, связанных с безопасностью. Эта методология предназначена для интеграции действий по функциональной безопасности в определенную для компании дисциплину разработки. Некоторые требования имеют ясную техническую направленность на обеспечение функциональной безопасности изделия; другие связаны с процессом разработки и поэтому могут рассматриваться как требования к процессу, чтобы продемонстрировать способность организации реализовать методологию функциональной безопасности.
Настоящий стандарт определяет термины, определения и сокращения, применяемые во всех частях комплекса стандартов ИСО 26262.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения к нему):
ISO 26262 (all parts), Road vehicles - Functional safety (Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность)

3 Термины и определения

В целях настоящего стандарта применены следующие термины и определения, используемые в ИСО 26262 (все части).
ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- https://www.iso.org/obp (ИСО онлайн-платформа);