(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58814-2020 "Музейное освещение....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Термины, установленные настоящим стандартом, применимы во всех видах документов (стандартах, технической и договорной документации, научно-технической, учебной, справочной литературе и т.п.) в сфере музейного освещения.

2 Термины и определения

2.1 Общие музейно-искусствоведческие понятия

2.1.1 музей: Государственное, общественное, частное учреждение культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Примечание - В состав музейных помещений входят следующие группы, различающиеся по своему функциональному назначению и, соответственно, по требованиям к их освещению: вестибюль, экспозиционные залы, лекционные залы, административные, рабочие и подсобные помещения, лаборатории и мастерские, фондохранилища, технические помещения и др.
2.1.2 галерея: Художественные музеи, преимущественно с собранием картин.
2.1.3 дворец-музей: Музей, созданный на основе дворцового или дворцово-паркового ансамбля, обладающего высокой художественной и исторической ценностью.
2.1.4 выставка: Публичный (как правило, временный) показ музейных предметов, в том числе художественных произведений.
2.1.5 музейный предмет: Движимый объект культурного и/или природного наследия, имеющий научную, мемориальную, историческую и/или художественную ценность, выступающий как источник знания и эмоционального воздействия и подлежащий хранению и изучению в музейном учреждении.
Примечание - Для музеев исторического профиля музейный предмет - это памятник истории и культуры определенной эпохи, для музеев естественно-научного профиля - это объект природы, характеризующий природный процесс или явление и классифицирующийся по своей принадлежности к определенной профильной научной дисциплине: геологии, географии, зоологии, почвоведению и т.д.
2.1.6 экспонат (музейный): Музейный предмет, выставленный для обозрения.
Примечание - В качестве музейного экспоната могут быть как подлинные предметы, так и воспроизведенные (модели, макеты и т.д.) и научно-вспомогательные материалы (карты, схемы, графики, тексты).
2.1.7 подлинник: Истинный, оригинальный предмет, например: для памятников искусства подлинником считается оригинал, созданный самим мастером; для памятников истории - предмет, связанный с определенной эпохой, событием или лицом и т.д.
2.1.8 экспозиция (музейная): Публичная демонстрация музейных предметов.
2.1.9 хранение музейных фондов: Деятельность, направленная на обеспечение физической сохранности музейных предметов и их научное изучение.
Примечание - Максимальная сохранность музейных фондов, находящихся в фондохранилище и музейной экспозиции, обеспечивается системой безопасности, оптимально выбранным режимом (температурно-влажностный и световой режим, совокупность средств борьбы с загрязнением воздуха и т.д.) и системой хранения. Основные положения по организации хранения, зафиксированные в государственных нормативных документах, обязательны для всех музеев.
2.1.10 фондохранилище [депозитарий, запасник]: Помещение в музее или отдельное здание, специально оборудованное для хранения музейных предметов.
2.1.11 открытое хранение (музейных предметов): Форма хранения, экспонирования и актуализации фондов музея, позволяющая расширить доступ посетителей к музейным предметам.
2.1.12 реставрация: Комплекс научно-обоснованных минимальных вмешательств в музейный предмет, направленных на обеспечение его долговременной сохранности и, по возможности, на восстановление его экспозиционного вида при условии максимального сохранения подлинности.
2.1.13 реставрационная мастерская: Помещение для проведения реставрации музейных предметов (реставрационных работ).
2.1.14 консервация (музейных предметов): Обеспечение сохранности музейных предметов посредством их стабилизации, реставрации, режимов экспонирования и хранения.
2.1.15 витрина (экспозиционная): Застекленный объем для экспонирования музейных предметов.
2.1.16 стенд: Вертикальный щит для плоскостного экспонирования музейных предметов, а также вертикально расположенная витрина.
2.1.17 инсталляция: Пространственная композиция, созданная из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов, визуальной информации.
2.1.18 классификация музейных предметов по цветовым характеристикам: Разделение музейных предметов на четыре группы в соответствии с их цветовыми характеристиками: ахроматические (серые), т.е. не имеющие выраженного цветового тона; монохроматические (одноцветные), т.е. имеющие единую цветовую тональность; полихроматические (многоцветные) тональные с доминирующей цветовой тональностью и многоцветные (пестрые), т.е. с равнозначными цветовыми тонами).
2.1.19 классификация музейных предметов по светостойкости: Разделение музейных предметов на группы в соответствии с их способностью сохранять свои исходные свойства под воздействием света.
Примечание - В международной практике различают четыре группы по светостойкости: I - нечувствительные к воздействию света; II - малочувствительные к воздействию света; III - среднечувствительные к воздействию света, и IV - высокочувствительные к воздействию света. В СССР, а затем в России музейные предметы подразделялись на три группы: малочувствительные (с высокой светостойкостью), среднечувствительные (со средней светостойкостью) и особочувствительные (с низкой светостойкостью). При этом к малочувствительным относятся, главным образом, музейные предметы, соответствующие группе I по международной классификации, к среднечувствительным - музейные предметы, соответствующие группе II по международной классификации, а особочувствительные музейные предметы объединяют в себе музейные предметы, которые по международной классификации относятся к группам III и IV.
2.1.20 шкала Blue Wool: Совокупность восьми синих шерстяных эталонов для измерения светостойкости, стандартизованная Международной организацией по стандартизации (ИСО).
2.1.21 краситель: Органическое вещество природного или искусственного происхождения, окрашивающее материал из раствора (чаще водного).
Примечание - Красители используют также для получения органических пигментов.
2.1.22 пигменты: Неорганические и органические окрашенные порошкообразные вещества природного и искусственного происхождения, не растворимые в средах, с которыми они смешиваются, применяющиеся для изготовления красок, а также для окрашивания материалов в массе и для придания им специальных свойств.
2.1.23 выцветание (обесцвечивание): Уменьшение первоначальной насыщенности цвета музейного предмета под воздействием света, других агрессивных факторов окружающей среды, а также в процессе естественного старения.

2.2 Излучение

2.2.1
излучение (электромагнитное): Испускание или перенос энергии в форме электромагнитных волн и связанных с ними фотонов.[ГОСТ Р 58461-2019, статья 2.2.1]
2.2.2
оптическое излучение: Электромагнитное излучение с длиной волны от 100 нм до 1 мм.Примечание - В зависимости от длины волны оптическое излучение подразделяют на ультрафиолетовое (УФ), видимое и инфракрасное (ИК) излучение.[ГОСТ Р 58461-2019, статья 2.2.2]
2.2.3 ультрафиолетовое излучение; УФ-излучение: Оптическое излучение, длины волн монохроматических составляющих которого меньше длин волн видимого излучения.
Примечания
1 Применительно к музейному освещению - это оптическое излучение, у которого длины волн короче, чем 400 нм.
2 В светотехнической промышленности верхнюю границу УФ-излучения часто считают соответствующей длине волны 380 нм.
2.2.4 видимое излучение: Оптическое излучение, которое может непосредственно вызывать зрительное ощущение.
Примечания
1 Применительно к музейному освещению - это оптическое излучение, у которого длины волн лежат в диапазоне от 400 до 780 нм.
2 В светотехнической промышленности нижнюю границу видимого излучения часто считают соответствующей длине волны 380 нм.
2.2.5 инфракрасное излучение; ИК-излучение: Оптическое излучение, у которого длины волн монохроматических составляющих больше длин волн видимого излучения и лежат в диапазоне от 780 нм до 1 мм.
2.2.6 свет: Видимое излучение, которое рассматривается с точки зрения возбуждающего воздействия на зрительную систему.
2.2.7 естественный [дневной] свет: Часть полного солнечного излучения, способная вызывать зрительные ощущения.
2.2.8 тепло-белый свет: Свет с коррелированной цветовой температурой в диапазоне от 2700 до 3500 К.
2.2.9 нейтрально-белый свет: Свет с коррелированной цветовой температурой в диапазоне от 3500 до 5000 К.