(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58283-2018 "Нефтяная и газовая...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58283-2018 "Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Учет ледовых нагрузок при проектировании морских платформ" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2018 г. N 1008-ст)

Petroleum and natural gas industries. Arctic operations. Account of ice actions in designing the offshore platforms

ОКС 75.180
ОК 005
Дата введения - 1 апреля 2019 г.
Введен впервые

Предисловие

1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий "Газпром ВНИИГАЗ" (ООО "Газпром ВНИИГАЗ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 23 "Нефтяная и газовая промышленность"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2018 г. N 1008-ст
4 Введен впервые

Введение

Нагрузки и воздействия, порождаемые ледяным покровом и/или отдельными ледяными образованиями (далее - ледовые нагрузки), во многих случаях являются определяющими при проектировании морских платформ, предназначенных для эксплуатации на акваториях с ледовым режимом (далее для краткости - в ледовых условиях). Ледовые условия встречаются во всех без исключения морях Российской Федерации - как в арктических, относящихся к Северному Ледовитому океану, так и в других, примыкающих к территории России на западе, востоке и даже на юге. В соответствии с географическим расположением моря России традиционно подразделяют на следующие группы: южные, северо-западные, арктические, дальневосточные (см. приложение Д). Ледовый режим имеет существенные различия в морях разных групп. Тем не менее независимо от степени суровости наблюдаемых в том или ином море ледовых условий они порождают ледовые нагрузки, которые должны быть учтены при проектировании морских платформ. В настоящем стандарте ледовые условия включают в себя наличие морского льда, как местного происхождения, так и приносного, а также возможность появления на рассматриваемой акватории айсбергов и их обломков.
В тексте стандарта словосочетание "арктические операции" применяется для краткости в обобщенном смысле, охватывая как собственно арктические моря, так и другие акватории с ледовым режимом.
Ледовые нагрузки по своей природе принципиально отличаются от других природных нагрузок, поскольку за редким исключением являются непосредственным результатом разрушения ледяного покрова в целом и/или отдельных ледяных образований при их силовом контакте с преградой. При этом процессы разрушения льда могут реализовываться посредством большого количества различных механизмов, вследствие чего ледовые нагрузки обладают высокой степенью статистической неопределенности. По этой причине использование вероятностных подходов к описанию ледовых нагрузок во многих случаях является наиболее обоснованным методом.
Объектом стандартизации в настоящем стандарте является процесс проектирования морских платформ. В стандарте устанавливаются общие характеристики процесса проектирования морских платформ в части определения ледовых нагрузок.
Целью стандарта является обеспечение достаточного уровня надежности морских платформ, предназначенных для эксплуатации в ледовых условиях, посредством корректного учета возможных ледовых нагрузок при проектировании.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на морские платформы, предназначенные для эксплуатации на морских нефтегазопромыслах в ледовых условиях, в части учета ледовых нагрузок при их проектировании и не распространяется на мобильные буровые установки.
Примечание - Мобильные буровые установки иногда в силу исторической традиции также называют мобильными буровыми платформами, что с точки зрения современной терминологии в области морской нефтегазодобычи не может считаться корректным. На морских платформах (как стационарных, так и плавучих) может также размещаться буровое оборудование. Принципиальное отличие морских платформ от мобильных буровых установок заключается в длительности периода пребывания на точке эксплуатации: первые эксплуатируются все время на одной и той же точке в течение всего периода разработки месторождения, а вторые используются на точках бурения скважин кратковременно и предназначены для многократного перемещения с точки на точку. В соответствии со сложившейся практикой мобильные буровые установки проектируются по нормам Российского морского регистра судоходства.
1.2 Стандарт устанавливает общие требования к процедуре определения нормативных и расчетных значений ледовых нагрузок при проектировании морских стационарных и плавучих платформ, предназначенных для ведения арктических операций и операций на других акваториях с ледовым режимом.
1.3 Стандарт применяют при определении нормативных и расчетных значений ледовых нагрузок на морские платформы, проектируемые для ледовых условий, а также при разработке сводов правил и СТУ, регламентирующих вопросы расчета ледовых нагрузок на отдельные виды морских платформ, предназначенных для эксплуатации на акваториях с ледовым режимом.
1.4 Положения стандарта распространяются на процедуры учета ледовых нагрузок, возникающих на этапах строительства, эксплуатации и вывода морских платформ из эксплуатации.
1.5 Положения стандарта не распространяются на операции транспортировки на плаву морских платформ или их отдельных конструктивных элементов на точку (с точки) установки в море.
1.6 Положения стандарта применяют при проектировании других морских нефтегазопромысловых сооружений, возвышающихся над поверхностью моря (например, искусственных островов), буровых мобильных установок, предназначенных для бурения поисково-разведочных и эксплуатационных нефтегазовых скважин, при надлежащем обосновании отсутствия специфических особенностей проектируемых сооружений, препятствующих применению настоящего стандарта.
1.7 В стандарте не рассматриваются вопросы абразивного воздействия движущегося ледяного покрова на конструкции морских платформ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ ИСО 11453-2005 Статистические методы. Статистическое представление данных. Проверка гипотез и доверительные интервалы для пропорций
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ Р 54483-2011 Нефтяная и газовая промышленность. Платформы морские для нефтегазодобычи. Общие требования
ГОСТ Р 55311-2012 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Термины и определения
ГОСТ Р 57148-2016 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Проектирование и эксплуатация с учетом гидрометеорологических условий
ГОСТ Р 58112-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Управление ледовой обстановкой. Сбор гидрометеорологических данных
СП 11-114-2004 Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений
СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*
СП 33-101-2003 Определение основных расчетных гидрологических характеристик
СП 38.13330.2012 Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). Актуализированная редакция СНиП 2.06.04-82*
СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р 55311, ГОСТ 27751, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 айсберг: Массивный, отколовшийся от ледника кусок льда различной формы, выступающий над уровнем моря более чем на 5 м, который может быть на плаву или сидящим на мели.
Примечание - Айсберги по своему внешнему виду могут подразделяться на столообразные, куполообразные, наклонные, с остроконечными вершинами, окатанные или пирамидальные.
3.2 глетчерный лед: Лед, находящийся в леднике или ледникового происхождения, независимо от того, находится ли он на суше или плавает в море в виде айсбергов, обломков айсбергов или кусков айсбергов.
3.3 глобальная (общая) ледовая нагрузка: Значение ледовой нагрузки, соответствующее рассматриваемой расчетной ситуации, которое используется в критерии проектирования, применяемом к платформе в целом.
Примечание - В общем случае глобальная ледовая нагрузка представляется в виде вектора силы (с горизонтальной и вертикальной компонентами) и опрокидывающего момента. Ее значения, выражаемые соответственно в единицах силы и момента, используются для проверки несущей способности фундаментов и/или оснований морских платформ, устанавливаемых на дно, для оценки глобальных перемещений и общей прочности корпуса платформ, а также несущей способности систем удержания плавучих платформ, включая их фундаменты.
3.4 гряда торосов: Протяженное нагромождение битого льда, образующееся в результате сжатия ледяного покрова.
3.5 динамическое позиционирование: Способ автоматического обеспечения местоположения судна (или плавучего сооружения) в заданной точке с допустимыми отклонениями с помощью размещенных на нем управляющих подруливающих устройств, компенсирующих действие ветра, волн, течений и льда.
3.6 дрейфующий (паковый) лед: Любой вид морского льда, за исключением неподвижного, независимо от его формы и распределения.
Примечание - При высокой сплоченности (7/10 или более) термин "дрейфующий лед" может быть заменен термином "паковый лед". В прошлом термин "паковый лед" использовался для всех величин сплоченности, а также для многолетнего льда.
3.7 киль тороса: Часть тороса, расположенная под водой.