(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Значительные объемы средств областного бюджета направлены на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных федеральным законодательством, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
В настоящее время основным инструментом содействия молодым семьям в обеспечении жильем является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, действовавшей до 9 сентября 2015 года - федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы"). В течение 2006 - 2013 годов с использованием мер государственной поддержки улучшили жилищные условия 6396 молодых семей. Соответствующая подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", входящая в состав настоящей государственной программы, предусматривает обеспечение жильем еще 2315 молодых семей. Однако уже сегодня количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, составляет 4002 семьи (по состоянию на 1 января 2013 года), интерес к подпрограмме с каждым годом растет. Если на 1 января 2011 года органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области признаны нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме 8572 семьи, то на 1 января 2013 года - 9710 семей. Таким образом, существующие механизмы реализации настоящей государственной программы обеспечивают доступ к мерам государственной поддержки лишь небольшой части молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 16.11.2015 N 568-П, от 30.12.2015 N 723-П, от 18.05.2016 N 233-П)
Важной проблемой является предоставление жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма. Обязательства по предоставлению жилья социального использования по состоянию на конец 2012 года имеются перед 57 тыс. семей. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области по строительству и приобретению жилья для предоставления по договорам социального найма.
Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее именуется - Закон о Фонде ЖКХ) позволило в регионе обеспечить масштабное переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Программы Фонда ЖКХ являются в настоящее время основным механизмом, обеспечивающим переселение граждан из аварийного жилья.
Тем не менее конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Абзацы двадцать седьмой - тридцать восьмой утратили силу с 16 ноября 2015 года. - Постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2015 N 568-П.
5. Проблемы развития жилищного строительства в Челябинской области и основные направления их решения
Анализ современного состояния жилищной и жилищно-коммунальной сфер показывает, что:
реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;
практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия путем приобретения жилого помещения на рынке жилья Челябинской области, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;
рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от действий органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, низкими темпами роста конкуренции, наличием административных барьеров, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;
государство, несмотря на большое количество заказов для государственных нужд на рынке жилищного строительства, не использует возможность влияния на указанный рынок для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья. Отсутствие единой ценовой политики при приобретении или строительстве жилья для государственных нужд, координации такого спроса в различных регионах и муниципалитетах страны приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств;
система градорегулирования и землепользования, которая является основой для развития жилищного строительства, остается источником "административной ренты" и не обеспечивает формирования ни комфортной среды для проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов;
коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно-привлекательным сектором экономики для частного бизнеса;
жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников.
Кроме того, к вышеперечисленным проблемам можно отнести:
1) несоответствие качества жилищного фонда и архитектурной среды потребностям населения, вызванное такими факторами, как:
высокий уровень технического износа жилищного фонда, инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, недостаточный уровень ее развития;
недостаточный уровень благоустройства жилищного фонда и застроенных территорий;
отсутствие нормативов градостроительного проектирования Челябинской области, закрепляющих особенности градостроительной политики и совершенствования архитектурной среды поселений Челябинской области;
недостаточный уровень качества проектирования в части обеспечения комфортности строящегося жилья и формирования архитектурного облика поселений Челябинской области;
дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в организациях, выполняющих работы в области градорегулирования, проектирования, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве;
недостаточно используемый научно-технический потенциал в жилищно-коммунальном и строительном комплексе, высокая изношенность (до 60 - 70 процентов) производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;
2) недоступность для многих семей Челябинской области улучшения жилищных условий, вызванная:
высокой стоимостью готового и строящегося жилья;
низкой платежеспособностью населения Челябинской области, в особенности населения сельских районов, моногородов;
отсутствием механизмов поддержки со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области некоммерческих объединений граждан (жилищно-строительных кооперативов), выступающих застройщиками жилья для собственного потребления;
недостаточной развитостью институтов долгосрочного жилищного кредитования;
низкими объемами жилищного фонда социального использования, предоставляемого по договорам социального найма;
отсутствием механизмов поддержки при строительстве и эксплуатации жилья, предоставляемого по договорам социального найма;
3) недостаточный объем предложения жилья эконом-класса, прежде всего малоэтажного, обусловленный:
недостатком сформированных земельных участков, обеспеченных объектами коммунальной, инженерной, транспортной и общественной инфраструктуры, недостаточным уровнем наличия документов территориального планирования у органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, разработка которых требует определенного периода времени и средств;
низкой заинтересованностью органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а в большинстве случаев и недостатком возможности у указанных органов местного самоуправления привлечения кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
нехваткой в ряде муниципальных образований Челябинской области мощностей тепло- и энергоснабжения;
отсутствием у населения сформированной потребности в организации общественных объединений, выполняющих функции застройщика таких объектов.
Очевидно, что часть проблем носит объективный экономический характер и требует изменения макроэкономических предпосылок, но другая часть может быть разрешена путем применения системных мер правового и институционального характера. Это предполагает как наличие разработанных стратегий развития в различных областях, так и глубокую проработанность государственной программы с позиций всех субъектов для обеспечения устойчивого и поступательного развития жилищного сектора.
В настоящий момент уже осуществляется стимулирование жилищного строительства за счет средств областного бюджета по ряду направлений:
1) инженерное обустройство районов массового индивидуального жилищного строительства и строительство инженерных коммуникаций к многоквартирным жилым домам в городских округах и муниципальных районах Челябинской области;
2) предоставление мер государственной поддержки гражданам при жилищном кредитовании;
3) предоставление мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в Челябинской области;
4) софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области по строительству муниципального жилья (для переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания);
5) реализация мероприятий в соответствии с Законом о Фонде ЖКХ;
6) оказание государственной поддержки предприятиям промышленности строительных материалов - гарантии по программам Министерства экономического развития Челябинской области;
7) реализация программ Министерства экономического развития Челябинской области, направленных на стимулирование производства строительных материалов.
Очевидно, что поддержка строительной отрасли точечна и недостаточна. В связи с этим объективна необходимость в разработке системных программ, позволяющих осуществить переход к устойчивому функционированию и комплексному развитию жилищной сферы, что в свою очередь определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем.
Приведенная статистика отражает лишь часть приведенных проблем в части эксплуатации жилищного фонда и жилищного строительства. Ведь проблемы развития жилищного фонда, наиболее остро обозначившиеся в последнее время, порождены не экономическим кризисом, а являются следствием системных диспропорций, накопленных как в советское время, так и за последние два десятилетия.
6. Динамика развития жилищной сферы в период до 2020 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода в эксплуатацию жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли жилья эконом-класса, арендного жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Основным фактором, который будет сдерживать дальнейшие темпы роста ипотечного рынка, является дорожающее фондирование банковского сектора, что объясняется новым витком нестабильности на мировых финансовых рынках. Все это определяет существенные риски реализации государственной программы.