(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
высокой стоимостью готового и строящегося жилья;
низкой платежеспособностью населения Челябинской области, в особенности населения сельских районов, моногородов;
отсутствием механизмов поддержки со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области некоммерческих объединений граждан (жилищно-строительных кооперативов), выступающих застройщиками жилья для собственного потребления;
недостаточной развитостью институтов долгосрочного жилищного кредитования;
низкими объемами жилищного фонда социального использования, предоставляемого по договорам социального найма;
отсутствием механизмов поддержки при строительстве и эксплуатации жилья, предоставляемого по договорам социального найма;
3) недостаточный объем предложения жилья эконом-класса, прежде всего малоэтажного, обусловленный:
недостатком сформированных земельных участков, обеспеченных объектами коммунальной, инженерной, транспортной и общественной инфраструктуры, недостаточным уровнем наличия документов территориального планирования у органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, разработка которых требует определенного периода времени и средств;
низкой заинтересованностью органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а в большинстве случаев и недостатком возможности у указанных органов местного самоуправления привлечения кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
нехваткой в ряде муниципальных образований Челябинской области мощностей тепло- и энергоснабжения;
отсутствием у населения сформированной потребности в организации общественных объединений, выполняющих функции застройщика таких объектов.
Очевидно, что часть проблем носит объективный экономический характер и требует изменения макроэкономических предпосылок, но другая часть может быть разрешена путем применения системных мер правового и институционального характера. Это предполагает как наличие разработанных стратегий развития в различных областях, так и глубокую проработанность государственной программы с позиций всех субъектов для обеспечения устойчивого и поступательного развития жилищного сектора.
В настоящий момент уже осуществляется стимулирование жилищного строительства за счет средств областного бюджета по ряду направлений:
1) инженерное обустройство районов массового индивидуального жилищного строительства и строительство инженерных коммуникаций к многоквартирным жилым домам в городских округах и муниципальных районах Челябинской области;
2) предоставление мер государственной поддержки гражданам при жилищном кредитовании;
3) предоставление мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в Челябинской области;
4) софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области по строительству муниципального жилья (для переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания);
5) реализация мероприятий в соответствии с Законом о Фонде ЖКХ;
6) оказание государственной поддержки предприятиям промышленности строительных материалов - гарантии по программам Министерства экономического развития Челябинской области;
7) реализация программ Министерства экономического развития Челябинской области, направленных на стимулирование производства строительных материалов.
Очевидно, что поддержка строительной отрасли точечна и недостаточна. В связи с этим объективна необходимость в разработке системных программ, позволяющих осуществить переход к устойчивому функционированию и комплексному развитию жилищной сферы, что в свою очередь определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем.
Приведенная статистика отражает лишь часть приведенных проблем в части эксплуатации жилищного фонда и жилищного строительства. Ведь проблемы развития жилищного фонда, наиболее остро обозначившиеся в последнее время, порождены не экономическим кризисом, а являются следствием системных диспропорций, накопленных как в советское время, так и за последние два десятилетия.
6. Динамика развития жилищной сферы в период до 2020 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода в эксплуатацию жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли жилья эконом-класса, арендного жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Основным фактором, который будет сдерживать дальнейшие темпы роста ипотечного рынка, является дорожающее фондирование банковского сектора, что объясняется новым витком нестабильности на мировых финансовых рынках. Все это определяет существенные риски реализации государственной программы.
7. Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется ростом износа основных фондов, ростом аварийности, высокими потерями ресурсов и низкой энергоэффективностью. Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем граждан как Челябинской области, так и России в целом. Без принятия срочных мер на государственном уровне правового и институционального характера переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги не представляется возможным.
В связи с этим органы исполнительной власти Челябинской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области должны сосредоточить усилия на решении двух приоритетных задач. Первая задача заключается в проведении в значительных объемах капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья, кредитных продуктов банков и различных механизмов государственной поддержки инициативных собственников жилья в энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. Решение этой задачи позволит создать более комфортную среду обитания граждан, снизить расходы на оплату энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности жилых зданий. Вторая задача связана с техническим обновлением коммунальной инфраструктуры. Это позволит повысить качество предоставляемых населению Челябинской области коммунальных услуг, обеспечить высокую надежность их предоставления, создать технические и организационные возможности потребителю регулировать объемы потребляемых услуг и оплату по факту их потребления. Решение этой задачи связано с принципиальным улучшением инвестиционного климата в коммунальном секторе. Для снижения инвестиционных рисков особое внимание будет уделено формированию долгосрочной тарифной политики. При этом политические ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, будут формировать существенные риски реализации настоящей государственной программы.
8. Задача создания условий для улучшения гражданами жилищных условий требует совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном секторе и стимулирования проведения преобразований на местах. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных в пункте 5 настоящей государственной программы проблем, поскольку они:
1) отражены в основных направлениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения;
2) не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов до 2015 года включительно;
3) носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Анализ рыночной конъюнктуры, среднесрочной экономической перспективы, долгосрочных стратегий развития страны позволяет определить ключевые направления государственной политики и институциональных преобразований в области жилищного строительства:
1) создание всеобъемлющих условий для формирования предложения жилья эконом-класса, соответствующего требованиям экономичности и энергоэффективности, с учетом увеличения доли малоэтажного и индивидуального жилья;
2) стимулирование государственного спроса путем реализации программ обеспечения жильем тех категорий граждан, которые не могут этого сделать самостоятельно.
Исходя из указанных направлений, определены основные задачи государственной программы, направленные на повышение качества жизни населения Челябинской области и повышение качества жилищного фонда и жилищных и коммунальных услуг.
9. Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены в соответствии с Указом, а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2020 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни граждан в целом.
Приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, направленными на достижение указанной стратегической цели, являются:
1) снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья эконом-класса
В соответствии с Указом будут реализованы меры, направленные на снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья эконом-класса, организацию бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья эконом-класса при условии ограничения продажной цены на такое жилье, предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов.
В рамках данного приоритета будут реализованы общие меры по стимулированию строительства жилья эконом-класса, развитию некоммерческих форм жилищного строительства, в том числе жилищно-строительных кооперативов. Государственная политика в сфере поддержки массового жилищного строительства будет реализовываться путем повышения эффективности мер регулирования градостроительной деятельности и обеспечения жилищного строительства земельными участками, развития механизмов кредитования жилищного строительства, строительства инженерной и социальной инфраструктур, развития промышленной базы индустрии строительства и рынка строительных материалов, изделий и конструкций, реализации мер политики в сфере обеспечения безопасности строительства жилых зданий.
Абзацы четвертый - восьмой утратили силу с 16 ноября 2015 года. - Постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2015 N 568-П.
Рост доходов населения, опережающий рост цен на рынке жилья, сделает доступным приобретение жилья по рыночным ценам для группы населения, первоначально определенной как целевая группа для реализации приоритетного проекта, что позволит удовлетворять в рамках такого проекта спрос на жилье групп населения с более низкими доходами;
2) утратил силу с 16 ноября 2015 года. - Постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2015 N 568-П;
3) поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья
Основной формой поддержки указанных категорий граждан является предоставление социальных выплат на приобретение жилья, строительство индивидуального жилья, в том числе частичную или полную оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на эти цели.
Предполагается осуществить корректировку порядка переселения граждан из аварийного жилищного фонда в целях повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на ликвидацию указанного жилищного фонда. Построенные в рамках областных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемых с использованием средств Фонда ЖКХ, многоквартирные дома для представления жилых помещений по договорам социального найма становятся собственностью муниципалитета и в местные бюджеты обеспечивается поступление доходов от предоставления жилых помещений внаем.
При этом размер расходов на реализацию мероприятий по расселению многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (далее именуются - аварийные многоквартирные дома), будет дифференцирован в зависимости от уровня доходов переселяемых граждан и наличия у таких граждан прав пользования иными жилыми помещениями. Собственникам жилых помещений в подлежащих сносу аварийных многоквартирных домах, у которых есть иные жилые помещения, выплачивается только выкупная цена жилого помещения (исходя из оценки стоимости доли земельного участка под такими домами), что предусматривает наименьшие бюджетные расходы;
4) дальнейшее совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования
Планируется осуществлять дальнейшее развитие единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета объектов недвижимости в целях повышения эффективности и снижения рисков сделок на рынке жилья, в том числе усиления защиты зарегистрированных прав граждан на жилые помещения, сокращения времени и средств на оформление прав и сделок в жилищной сфере и в сфере ипотечного кредитования, использования обобщенных данных системы в качестве информационного источника для анализа рынка жилья всеми заинтересованными сторонами.
Государственная политика в сфере развития ипотечного жилищного кредитования в соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1201-р, направлена на повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, кредитов для застройщиков, снижение и эффективное распределение рисков кредитования между всеми участниками рынка, расширение ресурсной базы ипотечного жилищного кредитования за счет приоритетного развития внутреннего рынка ипотечных ценных бумаг. Планируется осуществить разработку долгосрочных мер, направленных на совершенствование законодательства с целью развития рынка ипотечных ценных бумаг, в том числе развитие депозитарного учета и введение номинального держателя закладных, введение особого режима банковских счетов с целью защиты прав владельцев ипотечного покрытия, а также совершенствование процедуры обращения взыскания на заложенные жилые помещения. Будет продолжено развитие институтов страхования ответственности заемщика по ипотечным жилищным кредитам за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату ипотечного жилищного кредита, а также страхования финансовых рисков кредитора;