(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 337-74/ММСС СССР "Указания по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Ведомственные строительные нормы ВСН 337-74/ММСС СССР "Указания по монтажу технологического оборудования самоходными стреловыми кранами" (утв. Минмонтажспецстроем СССР 5 ноября 1974 г.)

Срок введения 1 января 1975 г.
Взамен МСН 124-66/ММСС СССР,
МСН 176-68/ММСС СССР

1. Общие положения

1.1. Настоящие Указания распространяются на монтаж технологического оборудования самоходными стреловыми кранами СКГ, МКГ, МКТ, а также кранами К-255 и не распространяются на монтаж кранами-экскаваторами, автомобильными и железнодорожными кранами.
1.2. Указаниями следует руководствоваться при составлении ППР и технологических карт на монтаж технологического оборудования кранами в соответствии с "Инструкцией по разработке проектов производства механомонтажных работ" ВСН 319-73/ММСС СССР при подготовке и проведении монтажа, а также при погрузке и разгрузке указанными кранами оборудования с транспортных средств.
1.3. В Указаниях рассмотрены схемы монтажа технологического оборудования кранами на примере вертикальных и горизонтальных аппаратов.
1.4. Согласно статье 331 "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" допускаются подъем и перемещение груза несколькими кранами.

2. Выбор схемы подъема

2.1. Метод и схему подъема аппарата выбирают в зависимости от его размеров и массы, характеристик имеющихся кранов, высоты и конфигурации фундамента под аппарат и компоновки технологической установки.
2.2. В Указаниях приведены схемы монтажа вертикального оборудования при помощи одиночных и спаренных кранов со скольжением низа аппарата по основанию (методом скольжения) и поворотом вокруг шарнира (метод поворота), а также схемы монтажа горизонтальных аппаратов.
2.3. Подъем аппаратов методом скольжения наиболее прост и производителен; при этом низ аппарата перемещают к фундаменту на тележках или санях дополнительными средствами.
2.4. При отсутствии кранов, грузоподъемность которых обеспечивает монтаж аппаратов методом скольжения, следует проверить возможность подъема и установки аппаратов методом поворота вокруг шарнира.
2.5. Возможность подъема вертикального аппарата методом поворота вокруг шарнира устанавливают, проверяя устойчивость фундамента при приложении максимального горизонтального усилия, возникающего в процессе подъема (приложение 1).
2.6. При отсутствии кранов, паспортная грузоподъемность которых обеспечивает подъем и установку оборудования, следует использовать схемы подъема с временным увеличением грузовысотных характеристик кранов:
а) с временно расчаленными стрелами, в том числе с маневренными;
б) со стрелами, соединенными ригелем;
в) со стрелами, опирающимися на А-образные шевры.
В этом случае нагрузки на элементы кранов не должны превышать допустимых при обычном режиме.
2.7. При работе кранов с расчаленными маневренными стрелами можно поднимать оборудование методом скольжения и поворота вокруг шарнира.
В стесненных условиях, когда невозможно разместить расчалки стрел двух кранов, оборудование, масса которого превышает суммарную паспортную грузоподъемность кранов, следует монтировать кранами со стрелами, соединенными ригелем или опирающимися на А-образные шевры. В этой случае с помощью кранов можно только поднимать и опускать груз.
2.8. В ППР и технологических картах следует принимать такое взаимное расположение кранов и подъемного оборудования, которое обеспечивает:
а) возможно меньший вылет крюка в процессе подъема и установки оборудования;
б) соответствие максимального вылета крюка начальному моменту подъема оборудования;
в) возможно меньший диапазон изменения вылета крюка под нагрузкой в процессе подъема и установки оборудования;
г) минимальное (в пределах, указанных в таблице 1) отклонение грузового полиспаста от вертикали, особенно из плоскости стрелы;
д) наименьшую длину пути передвижения крана с грузом и расположением стрелы предпочтительно вдоль направления передвижения;
е) при спаренной работе кранов поочередное передвижение одного крана и поворот платформы с изменением вылета крюка другого крана;
ж) расстояние между стрелой крана и аппаратом не менее 0,5 м.
2.9. При установке монтажных элементов на значительной высоте и выполнении работ, требующих большого подстрелового пространства, технологическое оборудование следует монтировать методом скольжения с помощью кранов, оснащенных башенно-стреловым оборудованием (БСО); при этом спаренные краны с БСО можно применять в тех случаях, когда краны совершают рабочие операции (подъем, опускание и изменение вылета крюка) без передвижения и поворота платформы.
Технология монтажа с применением этого оборудования аналогична технологии подъема кранами, оснащенными стрелами. При разработке ППР на подъем этим способом следует учитывать, что передвижение кранов СКГ-40, 63,100 и 160 с грузом на крюке БСО запрещено.
Таблица 1

Допустимые углы отклонения от вертикали грузовых полиспастов* самоходных стреловых кранов с нагрузкой, равной их номинальной грузоподъемности для различных длин стрел

При наклоне площадки в допускаемых углах отклонения грузовых полиспастов следует учитывать как угол наклона площадки, так и угол отклонения грузового полиспаста при производстве рабочих операций кранами.
Для кранов, работающих с расчаленными, опирающимися и соединенными ригелем стрелами, допустимые углы отклонения грузовых полиспастов от вертикали приведены в соответствующих разделах настоящих Указаний.
Проверять фактические углы отклонения грузовых полиспастов следует во время работы кранов с помощью имеющихся в монтажной организации приборов и инструментов, в том числе, например, теодолитом, установленным на кране.
Контролировать угол отклонения грузового полиспаста из плоскости подвеса стрелы можно способом, предложенным ПИ Промстальконструкция:
а) на нижней плоскости стрелы, перпендикулярной плоскости ее подвеса (на четырехгранной стреле - также и на верхней плоскости), наносят яркой краской осевую линию стрелы;
б) на указанной нижней плоскости на расстоянии не менее 3 м от оголовка стрелы устанавливают яркоокрашенную рейку, длину которой определяют по максимально допустимому углу отклонения, приведенному в табл. 1 настоящих Указаний.
Модель крана
Длина стрелы крана, стрелы (башни) и маневрового клюва БСО, м
Максимальный допустимый угол отклонения грузового полиспаста от вертикали, град
1
2
3
МКГ-25
12,5
3
22,5
3
32,5
3
МКГ-25БР
13,5
3
23,5
3
33,5
3
18,5 + 10
2
28,5 + 20
2
СКГ-40
15
3
25
2
35
1
30 + 26
1
СКГ-63
15
3
30
2
40
1
30,5 + 24
1
СКГ-100
20
3
30
2
40
1
35+29
1
СКГ-160
30
3
40
2
50
1
45 + 40
1
К-255
15
3
МКТ-40
При работе кранов с БСО должно быть обеспечено сохранение вертикальности грузового полиспаста в допустимых пределах (см. табл. 1). Подъем вертикального оборудования методом поворота вокруг шарнира с БСО запрещается.
2.10. Для обеспечения вертикальности грузовых полиспастов в допустимых пределах следует выполнять рабочие операции в заранее установленной последовательности, а в ППР или технологической карте должна быть приведена циклограмма рабочих операций, выполняемых участвующими в подъеме кранами и другими средствами.
На циклограмме подъема аппарата методом скольжения должны быть представлены значения перемещений опорной части аппарата в зависимости от величины перемещения места его строповки, а также очередность выполнения рабочих операций кранами, обеспечивающая вертикальность грузовых полиспастов в пределах, указанных в таблице 1.
На циклограмме подъема аппарата методом поворота вокруг шарнира должны быть указаны положения оси аппарата по отношению к горизонту в начале и в конце данного цикла, периодичность выполнения рабочих операций кранами с указанием величины перемещения крюка по вертикали и горизонтали.

3. Подготовительные работы

3.1. Перед подъемом оборудования кранами должны быть выполнены следующие работы:
а) подготовка монтажной площадки;
б) проверка фундамента, в том числе расположения фундаментных болтов;