(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 190-78 "Инструкция по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Ведомственные строительные нормы ВСН 190-78 "Инструкция по инженерно-геологическим изысканиям для проектирования и строительства метрополитенов, горных железнодорожных и автодорожных тоннелей" (утв. Минтрансстроем СССР 11 мая 1978 г.)

Срок введения в действие - 1 октября 1978 г.
Взамен "Технических условий и инструкций
на производство инженерно-геологических
изысканий для проектирования и строительства
метрополитенов и горных железнодорожных
тоннелей" (М., Трансжелдориздат, 1955)
и "Дополнений и уточнений к ним"
(М., Метрогипротранс, 1969)
"Инструкция по инженерно-геологическим изысканиям для проектирования и строительства метрополитенов, горных железнодорожных и автодорожных тоннелей" разработана Государственным ордена Трудового Красного Знамени проектно- изыскательским институтом "Метрогипротранс" взамен "Технических условий и инструкций на производство инженерно-геологических изысканий для проектирования и строительства метрополитенов и горных железнодорожных тоннелей" (М., Трансжелдориздат, 1955) и "Дополнений и уточнений к ним" (М., Метрогипротранс, 1969).
Основная цель составления настоящей "Инструкции" - повышение требований к качеству материалов инженерно-геологических изысканий на всех стадиях проектирования метрополитенов и горных тоннелей.
В отличие от "Технических условий и инструкций" (М., Трансжелдориздат, 1955) настоящая "Инструкция" предусматривает как увеличение объемов, так и применение новых методов изысканий (полевые опытные работы, новые методы геофизических исследований, опытно-производственные работы).
Состав и объем изысканий приведены отдельно для метрополитенов мелкого и глубокого заложения, для горных тоннелей с глубиной заложения до 300 м и более 300 м.
Требования к объему и составу изысканий даны применительно к приведенным в "Инструкции" категориям сложности инженерно-геологических условий.
Учитывая специфику подземного строительства, в раздел 5 "Инженерно-геологические работы в процессе строительства метрополитенов и тоннелей" включены не только требования к составу и объему работ, но и ряд материалов методического характера (оценка трещиноватости и устойчивости грунтов, определение водопритоков и т. п.).
"Инструкция" составлена канд. техн. наук В.А. Квашниным и канд. геолого-минералогических наук Г.Н. Сазоновым при участии инженеров А.А. Дудаева, В.В. Котова, Л.С. Крымовой, И.И. Шубина и канд. техн. наук И.В. Маковского.
Проект "Инструкции" был рассмотрен комиссией, образованной распоряжением Главтранспроекта от 28 февраля 1977 года N  3002/39.
"Инструкция" согласована отделом технического нормирования и стандартизации Госстроя СССР письмом от 22 февраля 1978 года N 1-713.

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция составлена в развитие главы СНиП по инженерным изысканиям для строительства и устанавливает объем, состав и содержание инженерно-геологических изысканий для обоснования проектов строительства метрополитенов, горных железнодорожных и автодорожных тоннелей и других подземных сооружений, которые проектирует и строит Министерство транспортного строительства.
1.2. Инженерно-геологические изыскания для обоснования подземного строительства следует осуществлять с полнотой, достаточной для оценки условий строительства и разработки прогнозов взаимодействия геологической среды с подземными сооружениями.
1.3. Инженерно-геологические изыскания должны выполняться по программе, утвержденной руководством изыскательской или проектно-изыскательской организации и согласованной с заказчиком. Программа изысканий составляется на основании имеющихся фондовых материалов и литературных источников, а также рекогносцировочного обследования района и определяет состав, объем, содержание, способы и сроки производства изыскательских работ.
В процессе производства полевых работ в зависимости от результатов изысканий в программу могут быть внесены изменения.
1.4. В результате проведения изысканий и исследований должны быть установлены и оценены:
географическое положение и транспортные связи района строительства, орография и гидрография, климатические условия, наличие строительных материалов;
геологическое строение (стратиграфия, литология), геоморфология, тектоника;
гидрогеологические условия (наличие и характер водоносных горизонтов, направление и скорость движения подземных вод, фильтрационные свойства водоносных грунтов, водопритоки в горные выработки, химический состав подземных вод и степень агрессивности их по отношению к материалу обделки сооружения, ожидаемое гидростатическое давление на конструкции сооружения, режим подземных вод);
геологические процессы и явления: карст, древние и современные эрозионные процессы, оползни, сели, курумы, просадочность, выветривание, суффозия;
складчатые и разрывные нарушения, трещиноватость, сейсмичность;
газоносность (состав, характер и степень проявления);
геокриологические условия;
гранулометрический и химико-минералогический состав грунтов с определением содержания свободной двуокиси кремния;
характеристика водно-физических, физико-механических и теплофизических свойств грунтов;
температуры грунтов и подземных вод.
1.5. При проведении инженерно-геологических изысканий особое внимание должно обращаться на выявление:
зон и поверхностей ослабления в массиве, в которых породы отличаются значительно более низкими прочностными свойствами по сравнению с окружающими породами (крупные тектонические нарушения, прослои пластичных глин, прослои водонасыщенных песчано-глинистых отложений и др.);
зон с высокими фильтрационными свойствами грунтов и высоким гидростатическим напором;
грунтов и подземных вод с высокой степенью агрессивности к материалам конструкций;
сред взрывоопасных и оказывающих вредное влияние на здоровье людей (высокая температура, газоносность, радиоактивность и др.).
При изучении неблагоприятных для строительства зон должны быть установлены их характер, границы распространения, размеры, интенсивность развития, влияние на условия строительства и работу сооружения.
1.6. С особой детальностью должны быть изучены инженерно-геологические условия в зоне подземного сооружения, под которой понимается толща грунтов на 30-40 м выше и на 8-10 м ниже лотка сооружения, а при отсутствии выше свода устойчивых грунтов - вся толща грунтов от поверхности земли до отметок на 8-10 м ниже лотка сооружения.
1.7. При нескольких вариантах размещения подземного сооружения в плане и профиле инженерно-геологические изыскания выполняются в полном объеме для каждого из конкурентоспособных вариантов.
1.8. Инженерно-геологические изыскания выполняются в три стадии, соответствующие технико-экономическому обоснованию, техническому проекту и рабочим чертежам. В период строительства подземных сооружений должны проводиться контрольные инженерно-геологические работы с составлением документации строительных котлованов, выемок и горных выработок для проверки правильности и обоснованности выводов, содержащихся в отчетах по инженерно-геологическим изысканиям, а также получения дополнительных данных для уточнения или изменения, в необходимых случаях, принятых в проекте способов производства работ и конструкций с целью обеспечения безопасности их выполнения, требуемой прочности и долговечности сооружений.
1.9. Инженерно-геологические работы в горных выработках в период строительства метрополитенов осуществляются инженерами-геологами строительной организации, а в период строительства горных транспортных тоннелей - инженерами-геологами проектно-изыскательской организации.
1.10. По степени сложности инженерно-геологических условий выделяются простые условия, средней сложности и сложные.
Категория сложности инженерно-геологических условий устанавливается по табл. 1.
1.11. Инженерно-геологические изыскания должны состоять из сбора, систематизации и обобщения материалов изысканий прошлых лет, инженерно-геологической рекогносцировки, инженерно-геологической съемки с применением методов аэрофотосъемки (для горных тоннелей) и инженерно-геологической разведки.
На участках строительства, наиболее сложных в инженерно-геологическом отношении, рекомендуется производить опытно-производственные работы и моделирование.
Таблица 1