(Действующий) Письмо Верховного Суда РФ от 6 июля 1994 г. N КОД-94 "Об индексации...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Письмо Верховного Суда РФ от 6 июля 1994 г. N КОД-94 "Об индексации возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья граждан"

Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. были утверждены и введены в действие с 1 декабря 1992 г. Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
Согласно ст.8 Правил возмещение вреда состоит: в выплате потерпевшему денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие данного трудового увечья; в компенсации дополнительных расходов; в выплате в установленных случаях единовременного пособия; в возмещении морального вреда.
Постановлением Верховного Совета об утверждении Правил предусмотрено, что в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчислен размер возмещения, увеличивается: для возмещения вреда, определенного в 1971 г. и ранее, - в 11,2 раза, в 1972 г. - в 10,9, в 1973 г. - в 10,6, в 1974 г.
- в 10,3, в 1975 г. - в 10,0, в 1976 г. - в 9,7, в 1977 г. - в 9,4, в 1978 г. - в 9,1, в 1979 г. - в 8,8, в 1980 г. - в 8,5, в 1981 г. - в 8,2, в 1982 г. - в 7,9, в 1983 г. - в 7,6, в 1984 г. - в 7,3, в 1985 г. - в 7,0, в 1986 г. - в 6,7, в 1987 г. - в 6,4, в 1988 г. - в 6,1, в 1989 г. 5,8, в 1990 г. - в 5,5, в 1991 г. - в 4,3 раза.
При исчислении заработка для определения размера возмещения вреда после 1 мая 1992 г. суммы, учитываемые в составе заработка, пересчитываются по коэффициентам, соответствующим году их начисления (получения). В таком же порядке пересчитывается заработок граждан, возмещение вреда которым определено в период с 1 января по 1 мая 1992 г. с учетом сумм, полученных до начала 1992 г. В связи с дальнейшим ростом цен на потребительские товары суммы заработка, полученные до 1 января 1992 г. и подсчитанные с учетом указанных коэффициентов, увеличиваются в 2,5 раза (п.2 постановления).
Таким образом, при рассмотрении после утверждения Правил дел о возмещении вреда, причиненного здоровью работников (с декабря 1992 г.), суммы заработка, из которых определялся размер возмещения, полученные до 1 января 1992 г., должны подсчитываться с учетом коэффициентов, соответствующих году их начисления (получения), и умножаться на 2,5. В последующем - при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке - все суммы возмещения заработка должны увеличиваться пропорционально этому повышению (ст.11 Правил).
Повышения минимального размера оплаты труда в централизованном порядке после введения в действие Правил производились:
- с 1 февраля 1993 г. - в 2,5 раза (с 900 до 2250 руб.) Законом РФ от 13 ноября 1992 г. "О минимальном размере оплаты труда" и принятым в его исполнение постановлением Правительства РФ от 6 января 1993 г. N 14;
- с 1 апреля 1993 г. - в 1,9 раза (до 4275 руб.) Законом РФ от 30 марта 1993 г. "О минимальном размере оплаты труда";
- с 1 июля 1993 г. - в 1,81 раза (до 7740 руб.) Законом РФ от 14 июля 1993 г. "Об индексации минимального размера оплаты труда";
- с 1 декабря 1993 г. - в 1,9 раза (до 14620 руб.) Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. "О повышении минимального размера оплаты труда";
- с 1 июля 1994 г. - в 1,4 раза (до 20500 руб.) Законом РФ от 22 июня 1994 г. "О повышении минимального размера оплаты труда".
В приведенных нормативных актах порядок индексации определен достаточно ясно и, казалось бы, вопросов при подсчете сумм, подлежащих выплате в возмещение вреда, не должно было возникать. Однако 10 июня 1993 г. Верховный Совет РФ принял постановление "О порядке применения части второй статьи 11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей", которым установил, что ч.2 ст.11 Правил следует применять при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке в соответствии с законами, принятыми после введения в действие указанных правил, т.е. после 1 декабря 1992 г.
В связи с этим возник вопрос о возможности индексации сумм заработка и сумм возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья или гибелью работника, с учетом повышения минимального размера оплаты труда с 1 февраля 1993 г. в 2,5 раза, имея в виду, что закон РФ об этом повышении принят до введения в действие Правил (13 ноября 1992 г.).
В печати была высказана точка зрения о невозможности такой индексации со ссылкой на указанное постановление Верховного Совета РФ от 10 июня 1993 г., объясняемая тем, что применение ст.11 Правил с учетом Закона РФ от 13 ноября 1992 г. приведет к двойной индексации.
Согласиться с такой точкой зрения и возможностью применения судами названного постановления Верховного Совета РФ от 10 июня 1993 г., полагаю, нельзя, исходя из следующего.
1. Индексация сумм, взыскиваемых в возмещение вреда за повреждение здоровья или смерть гражданина, введена не ст.11 Правил от 24 декабря 1992 г., а принятым более чем за год до них (24 октября 1991 г.) Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", в ст.2 которого записано: "Суммы, взыскиваемые в установленном порядке за повреждение здоровья, смерть гражданина и иной нанесенный ему ущерб, наравне с государственными пенсиями подлежат индексации за счет предприятий или граждан, причинивших вред" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 1991 г., N 45, ст.1488).
Следовательно, индексация сумм, взыскиваемых в возмещение вреда, должна производиться непосредственно на основании названного закона, независимо от того, были бы приняты Правила или нет. Так, кстати, и складывалась судебная практика в 1992 г., когда Правила от 24 декабря 1992 г. еще не действовали. В ст.11 этих Правил определен лишь порядок индексации (но не право на нее!) - пропорционально повышению минимального размера оплаты труда, причем никаких оговорок при установлении такого порядка или изъятий из него Верховный Совет РФ при утверждении Правил не делал. В течение всего 1992 г. повышение минимального размера оплаты труда до 900 руб. производилось только один раз - на основании Закона РФ от 21 апреля 1992 г. "О повышении минимального размера оплаты труда"; этот размер сохранялся до 1 февраля 1993 г. Таким образом, мнение о том, что в постановлении Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. об утверждении Правил, установившем индексацию в 2,5 раза сумм заработка, полученных до 1 января 1992 г., учтена будущая индексация с 1 февраля 1993 г., ошибочно и применение Закона РФ от 13 ноября 1992 г. к двойной индексации этих сумм за один и тот же период не приводит. Этим постановлением учтено повышение минимального размера оплаты труда в 1992 г., что видно из сопоставления абз.1 п.2 постановления, в котором установлены повышающие коэффициенты по годам, начиная с 1971-го (в 11,2 раза) и кончая 1991-ым (в 4,3 раза), и абз.2 и 3 того же пункта, в которых по существу установлен такой коэффициент (в 2,5 раза) с 1 января 1992 г., т.е. фактически на этот год. Если же действие этого коэффициента продлить и после 1 февраля 1993 г. до 1 апреля 1994 г. (следующего повышения минимального размера оплаты труда), то граждане лишатся одной индексации.
2. Принятие 10 июня 1993 г. Верховным Советом РФ названного постановления и введение его в действие с 1 декабря 1992 г., т.е. придание ему обратной силы, лишает граждан права на индексацию с 1 февраля 1993 г. возмещения вреда, которое они имели ранее на основании ст.2 Закона "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и ст.11 Правил. При решении вопроса о возможности применения этого постановления надо исходить из того, что, во-первых, Закон (в данном случае - "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР") имеет большую юридическую силу, чем постановление законодательного органа, поэтому последнее не может противоречить ему и лишать граждан того права, которое предоставлено им Законом; во-вторых, по смыслу ст.54 Конституции РФ любой нормативный акт, ухудшающий положение человека, обратной силы не имеет, поэтому придание обратной силы постановлению Верховного Совета РФ от 10 июня 1993 г. будет противоречить Конституции РФ.
В силу ст.120 Конституции РФ суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
С учетом изложенного следует прийти к выводу, что постановление Верховного Совета РФ от 10 июня 1993 г. при решении вопросов об индексации сумм заработка и сумм возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья или гибелью работников, судами применяться не должно.
Заместитель Председателя Верховного
Суда Российской Федерации
В.Жуйков