Действующий
Постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1987 г. N 1493 "О перестройке организационной структуры и деятельности Госснаба СССР"
Совет Министров СССР отмечает, что в реализации решений июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по радикальной реформе управления экономикой ключевое значение имеет перестройка системы материально-технического обеспечения, приведение ее организационной структуры в соответствие с новыми условиями хозяйствования.
Особая роль и ответственность за организацию материально-технического обеспечения народного хозяйства возлагается на Госснаб СССР. Руководствуясь установками, определенными постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N 818, и в целях создания в стране эффективной и мобильной системы материально-технического обеспечения Госснаб СССР призван коренным образом перестроить деятельность центрального аппарата и территориальных органов, перейти от административных к преимущественно экономическим методам управления, активно использовать новый хозяйственный механизм для повышения сбалансированности производства и потребления, укрепления дисциплины поставок продукции, обеспечения приоритета потребителя, экономии и рационального использования материальных ресурсов.
Главным направлением в работе Госснаба СССР должно стать последовательное развитие оптовой торговли средствами производства, превращение ее в основную форму материально-технического обеспечения предприятий, расширение и повышение эффективности прямых хозяйственных связей между потребителями и изготовителями, создание условий для устойчивой работы предприятий, объединений и организаций в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении).
организация материально-технического обеспечения должна строиться на основе динамичного перехода от централизованного фондирования материальных ресурсов и прикрепления потребителей к поставщикам на оптовую торговлю средствами производства и прямые хозяйственные связи между предприятиями, с тем чтобы завершить этот переход в течение четырех-пяти лет. Часть средств производства, распределяемая в централизованном порядке и реализуемая по лимитам, по мере расширения оптовой торговли должна соответственно сокращаться;
при оптовой торговле материальные ресурсы приобретаются потребителями непосредственно у предприятий-изготовителей по прямым связям или с участием территориального органа материально-технического обеспечения, который всей своей деятельностью способствует установлению устойчивых хозяйственных связей между предприятиями. Потребитель вправе приобретать материальные ресурсы непосредственно в территориальном органе, который в этом случае осуществляет их закупку у предприятий-изготовителей и несет имущественную ответственность за несоблюдение своих договорных обязательств в установленном законодательством порядке.
Централизованное распределение по лимитам осуществлять лишь по отдельным видам продукции, имеющим важное народнохозяйственное значение. В целях последовательного сокращения сферы централизованного распределения материальных ресурсов Госснабу СССР и Госплану СССР совместно с министерствами и ведомствами активно расширять состав продукции, передаваемой на реализацию путем оптовой торговли. Установить, что государственные заказы на производство и поставку продукции формируются Госпланом СССР, министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госснабом СССР.
Потребности предприятий в материальных ресурсах, необходимых им для выполнения государственных заказов, обеспечиваются по централизованно распределяемой продукции органами, доводящими до предприятий эти заказы, или территориальными органами по распределяемой ими продукции. Обеспечение государственных заказов материальными ресурсами, реализуемыми в порядке оптовой торговли, осуществляется предприятиями самостоятельно по прямым связям с изготовителями или на основе договоров с территориальными органами материально-технического обеспечения.
Ответственность за удовлетворение потребностей народного хозяйства и предупреждение диспропорций между производством и потреблением продукции несут министерства и ведомства СССР. Министерства и ведомства СССР обязаны рассматривать вопросы, возникающие в ходе заключения договоров, и обеспечивать удовлетворение требований потребителей по поставкам необходимой для них продукции.
Положить в основу деятельности центрального аппарата Госснаба СССР широкое развитие оптовой торговли, достижение сбалансированности производства и потребления в масштабах народного хозяйства, координацию работы по ресурсосбережению на государственном уровне, ускоренное внедрение экономических методов в организацию материально-технического обеспечения. Рассматривать как одну из важных задач создание всех необходимых условий для обеспечения успешной и инициативной работы территориальных органов, развитие их хозяйственной самостоятельности. Осуществлять деятельность центрального аппарата в тесном взаимодействии с министерствами и ведомствами СССР, Госпланом СССР.
В этих целях сформировать структуру центрального аппарата Госснаба СССР на основе межотраслевых комплексов, устранить промежуточные звенья, повысить роль сводных и функциональных подразделений. В соответствии с новыми задачами упразднить союзглавснабсбыты при Госснабе СССР, передав соответствующие функции и численность их работников в центральный аппарат Госснаба СССР.
Считать важнейшими задачами комплекса организацию и внедрение оптовой торговли как основной формы материально-технического обеспечения, а также разработку раздела "Материально-техническое обеспечение" в проектах Концепции, Основных направлений и пятилетних планов экономического и социального развития страны, формирование совместно с Госпланом СССР, министерствами и ведомствами СССР контрольных цифр, государственных заказов и лимитов, рациональных схем грузоперевозок, предложений по плану экспорта и импорта продукции и разработку в плане важнейших научных исследований по экономическим проблемам раздела "Материально-техническое обеспечение народного хозяйства".
Поднять на принципиально новый уровень и наполнить новым содержанием балансовую работу, укрепить в комплексе подразделения, осуществляющие разработку межпродуктовых материальных балансов и формирование общегосударственных резервов важнейших видов продукции производственно-технического назначения.
Повысить уровень работы по осуществлению глубокого экономического анализа планов материально-технического обеспечения народного хозяйства, концентрации материальных ресурсов на ключевых участках развития экономики и роста народного благосостояния.
Усилить работу по постоянному совершенствованию механизма материально-технического обеспечения, последовательному внедрению экономических методов управления и прогрессивных организационных структур.
Образовать в составе сводно-экономического комплекса отделы по узловым вопросам организации материально-технического обеспечения: сводный отдел организации оптовой торговли; сводный планово-экономический отдел; сводный отдел материальных балансов и резервов; сводный отдел контроля и регулирования снабжения; отдел совершенствования материально-технического обеспечения; сводный отдел внешних экономических связей.
Возложить руководство сводно-экономическим комплексом на первого заместителя Председателя Госснаба СССР.
Установить, что сводный отдел организации оптовой торговли, сводный отдел контроля и регулирования снабжения возглавляются заместителями Председателя Госснаба СССР, одновременно являющимися начальниками этих отделов.
Установить, что указанный комплекс отвечает за организацию разработки и осуществление общегосударственных, отраслевых и региональных программ по ресурсосбережению, принимает участие в работе Госплана СССР по формированию обобщающих показателей экономии важнейших материальных ресурсов, организует разработку и внедрение ресурсосберегающих методов хозяйствования.
Создать в указанном комплексе: сводный отдел ресурсосбережения; отдел балансов и организации использования вторичных ресурсов; отдел балансов и организации средств упаковки; отдел государственного контроля за использованием материальных ресурсов.
Возложить руководство комплексом ресурсосбережения на первого заместителя Председателя Госснаба СССР.
Сосредоточить деятельность этих комплексов на выработке путей эффективного сбалансирования производства и потребления в условиях оптовой торговли, наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в материальных ресурсах за счет экономии и улучшения их использования, ускорения оборачиваемости и сокращения производственных запасов, внедрения ресурсосберегающих форм и методов материально-технического обеспечения, рационального использования производственного потенциала и производственных мощностей.
Указанные комплексы в своей работе должны тесно взаимодействовать с постоянными органами Совета Министров СССР, Госпланом СССР министерствами и ведомствами СССР по межпродуктовой увязке балансов, формированию государственных заказов на поставку продукции, освоению и внедрению новых прогрессивных видов изделий, развитию производственных мощностей и их рациональной специализации.
Установить, что руководство топливно-энергетическим комплексом осуществляется первым заместителем Председателя Госснаба СССР. Сводный отдел, входящий в состав этого комплекса, возглавляется заместителем Председателя Госснаба СССР, который одновременно является начальником этого отдела.
Комплексы: металлургический, химико-лесной, строительный и материально-технического обеспечения социальной сферы возглавляются заместителями Председателя Госснаба СССР, одновременно являющимися начальниками сводных отделов этих комплексов.
Обеспечить широкое развитие прогрессивных форм снабжения и обслуживания предприятий территориальными органами материально-технического обеспечения.
Решительно поднять уровень экономической работы в территориальных органах. Обеспечить ускоренное внедрение в этих органах новых прогрессивных методов хозяйствования и организации труда.
Для выполнения этих задач образовать комплекс управления территориальной системой Госснаба СССР, возглавляемый заместителем Председателя Госснаба СССР.
Создать в составе указанного комплекса: экономический отдел; научно-технический отдел; производственный отдел; отдел капитального строительства; отдел оборудования и комплектации.
Установить, что главные территориальные управления материально-технического обеспечения образуются путем слияния параллельно действующих снабженческо-сбытовых организаций системы Госснаба СССР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов и осуществляют свою деятельность, как правило, в масштабах одной автономной республики, края, области.
Определить, что главные территориальные управления материально-технического обеспечения взаимодействуют непосредственно с Госснабом СССР по вопросам формирования материальных ресурсов для реализации их путем оптовой торговли и размещения заказов потребителей.
Возложить на главные территориальные управления обеспечение материальными ресурсами всех потребителей автономной республики, края, области, независимо от их ведомственной принадлежности (за исключением объединений, предприятий и организаций Госагропрома СССР и некоторых других отраслей).
Сосредоточить деятельность территориальных органов Госснаба СССР на организации в регионе совместно с предприятиями надежной и эффективной системы материально-технического обеспечения на основе широкого развития оптовой торговли и рациональных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями, действенного контроля за поставками продукции и ее экономного использования, на оказании объединениям, предприятиям и организациям производственных, коммерческо-информационных услуг, а также услуг по прокату приборов, оборудования и техники.
Осуществить в 1988 году перевод главных территориальных управлений материально-технического обеспечения и Госснабов союзных республик, не имеющих областного деления, на принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Положить в основу деятельности указанных организаций хозрасчетный доход как главный источник производственного и социального развития, оплаты труда.
Госснабам союзных республик, в составе которых создаются главные территориальные управления материально-технического обеспечения, сконцентрировать свою деятельность на распределении и реализации продукции, централизованно выделяемой Советам Министров союзных республик для обеспечения предприятий и организаций республиканского и местного подчинения, ускоренном внедрении наиболее прогрессивных форм и методов материально-технического обеспечения, разработке и осуществлении общереспубликанских программ по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов, вовлечении в хозяйственный оборот сверхнормативных и излишних запасов продукции, промышленных и бытовых отходов, проведении единой научно-технической и инвестиционной политики в развитии материально-технической базы снабжения, руководстве хозяйственной деятельностью подведомственных главных территориальных управлений, осуществляемой на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.