(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2007 г. N 1700-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Таким образом, разрыв в обеспечении доступа населения страны к наиболее массовому источнику информации различается на порядок и не может считаться удовлетворительным. Более того, экстенсивный метод развития телерадиовещания в стране на основе аналоговых технологий потребует значительных капитальных затрат на строительство новых приемо-передающих комплексов, что является экономически неоправданным, особенно в условиях малонаселенных регионов.
Дальнейшее развитие аналогового вещания за счет увеличения количества каналов невозможно не только по экономическим причинам, но и по причине ограниченности радиочастотного ресурса. С 2015 года международная правовая защита радиочастотных присвоений для аналогового телевизионного вещания будет осуществляться по остаточному принципу. В этих условиях единственным вариантом обеспечения всего населения телевидением является модернизация сетей наземного эфирного вещания путем перехода на цифровые технологии.
Внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее воздействие на развитие рынков СМИ, связи и производства отечественного телевизионного оборудования и радиооборудования, развертывание сетей производственно-внедренческих, сбытовых и сервисных организаций, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства и развитие конкуренции в данной сфере. Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания согласуется с существующей экономической политикой и приоритетами Российской Федерации в среднесрочной перспективе.

2. Цели и задачи государства в сфере телерадиовещания до 2015 года

Основной целью развития телерадиовещания до 2015 года является обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.
Для достижения указанной цели государство реализует следующие основные функции:
создание условий для обеспечения граждан России социально значимой информацией;
определение технической политики вещания;
обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания до полного перехода на цифровые технологии;
конверсия радиочастотного спектра и частотно-территориальное планирование;
создание условий для развития новых видов телевизионной и радиотрансляции, включая трансляцию мобильного и интернет-телевидения, телеканалов высокой четкости и спутниковую непосредственную телерадиотрансляцию;
определение этапов и сроков перехода на цифровой формат вещания;
разработка механизмов управления реализацией Концепции;
совершенствование нормативной правовой базы, в том числе:
определение единых правил лицензирования вещания независимо от способов и технологий трансляции;
определение правил лицензирования деятельности в области оказания услуг связи для целей телерадиовещания.
Принятие государством четких правил развития цифрового вещания, включая введение механизма государственного финансирования распространения обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов, позволит вещателям и операторам связи за счет собственных средств максимально быстро создать необходимую инфраструктуру для цифрового телерадиовещания.

3. Модель функционирования рынка телерадиовещания

Концепция базируется на приведенной ниже модели функционирования рынка электронных СМИ в современных условиях, где под электронными СМИ понимаются электронное издание, телевизионный канал, радиоканал, теле- или радиопрограмма, иная форма распространения массовой информации, имеющая постоянное название и установленную периодичность распространения.
Все субъекты рынка телерадиовещания функционально разделяются на 4 основные группы:
производители аудиовизуальной продукции, например зарегистрированные СМИ, авторы и правообладатели (далее  - производители);
операторы связи (далее - операторы);
потребители.
Отношения между указанными субъектами выстраиваются на основе рыночных принципов с соблюдением условий и правил, определяемых государством.
На основе собственной и (или) приобретаемой информации (аудиовизуальных сообщений, телепрограмм, текстов, изображений) производители формируют их совокупность и передают вещателям телевизионных каналов и (или) радиоканалов.
Вещатель формирует аудиовизуальную продукцию в виде телевизионного и (или) радиоканала для дальнейшего распространения с использованием сетей связи. Финансирование формирования и распространения телевизионных и радиоканалов вещателями осуществляется за счет размещения рекламных материалов и (или) государственных дотаций (каналы свободного доступа) или взимания платы с потребителей (каналы условного доступа). При этом услуги операторов по доставке сигналов до потребителей вещатель оплачивает за счет собственных средств.
Операторы осуществляют доставку продукции электронных СМИ от вещателя до потребителей, состоящую из транзита сигнала по сетям связи и трансляции сигнала потребителям. Оператор может выступать агентом вещателя, выполняя часть функций последнего по взаимодействию с потребителем.
В отношениях с вещателем потребитель может выступать как:
абонент - в случае если он оплачивает доступ к содержанию телевизионных каналов и (или) радиоканалов (каналов условного доступа) на основании заключенного c вещателем письменного договора;
пользователь - в случае если он имеет бесплатный доступ к содержанию телевизионных каналов и (или) радиоканалов (каналов свободного доступа) вещателя.
В отношениях с оператором потребитель выступает как:
абонент - в случае если он оплачивает доступ к сети связи оператора (например, кабельные сети, сети спутниковой непосредственной трансляции и пр.) на основании заключенного с оператором письменного договора;
пользователь - в случае если он имеет бесплатный доступ к сети связи оператора (например, наземные аналоговые эфирные сети).

4. Основные принципы регулирования рынка телерадиовещания

В Концепции предлагается сохранить существующие механизмы лицензирования вещания отдельно от лицензирования деятельности по оказанию услуг связи.
Лицензирование вещания остается основным инструментом государственного регулирования в сфере телевидения и радио.
Основным принципом регулирования медиаотрасли в условиях интенсивного развития рынка мультимедийных услуг является осуществление лицензирования деятельности по оказанию услуг связи и деятельности в сфере телерадиовещания единым лицензирующим органом.
Лицензирование деятельности в сфере телерадиовещания осуществляется путем выдачи универсальной лицензии, в которой указываются:
наименование лицензиата;
перечень распространяемых СМИ (необходима предварительная регистрация СМИ);
форма распространения (телевизионный канал, радиоканал и т.п.);
программная направленность СМИ (информационный, музыкальный, спортивный канал и т.п.);
территория распространения (муниципальный, региональный, межрегиональный, федеральный и международный уровни).
Количество лицензий, выдаваемых одному вещателю, не ограничивается.
На основе полученной лицензии вещатель заключает договоры о трансляции с операторами, имеющими лицензию на этот вид деятельности.
Вещатель обязан проинформировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области надзора за вещанием о заключенных с операторами договорах о трансляции с указанием существенных условий заключенных им договоров (в том числе слота в транслируемом оператором мультиплексе).
В сетях стационарного эфирного цифрового телерадиовещания стандартной четкости трансляция телевизионных каналов и радиоканалов условного доступа будет осуществляться в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Для телевизионных и радиоканалов, трансляция которых осуществляется в аналоговых сетях, сохраняется прежний порядок лицензирования. При этом должен быть разработан механизм ограничения приема и рассмотрения заявок на получение лицензии на аналоговое вещание после 31 декабря 2007 г.
Для осуществления трансляции операторы должны получить лицензию на трансляцию, в которой указываются: