Действующий
Таким образом, разрыв в обеспечении доступа населения страны к наиболее массовому источнику информации различается на порядок и не может считаться удовлетворительным. Более того, экстенсивный метод развития телерадиовещания в стране на основе аналоговых технологий потребует значительных капитальных затрат на строительство новых приемо-передающих комплексов, что является экономически неоправданным, особенно в условиях малонаселенных регионов.
Дальнейшее развитие аналогового вещания за счет увеличения количества каналов невозможно не только по экономическим причинам, но и по причине ограниченности радиочастотного ресурса. С 2015 года международная правовая защита радиочастотных присвоений для аналогового телевизионного вещания будет осуществляться по остаточному принципу. В этих условиях единственным вариантом обеспечения всего населения телевидением является модернизация сетей наземного эфирного вещания путем перехода на цифровые технологии.
Внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее воздействие на развитие рынков СМИ, связи и производства отечественного телевизионного оборудования и радиооборудования, развертывание сетей производственно-внедренческих, сбытовых и сервисных организаций, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства и развитие конкуренции в данной сфере. Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания согласуется с существующей экономической политикой и приоритетами Российской Федерации в среднесрочной перспективе.
Основной целью развития телерадиовещания до 2015 года является обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.
обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания до полного перехода на цифровые технологии;
создание условий для развития новых видов телевизионной и радиотрансляции, включая трансляцию мобильного и интернет-телевидения, телеканалов высокой четкости и спутниковую непосредственную телерадиотрансляцию;
определение правил лицензирования деятельности в области оказания услуг связи для целей телерадиовещания.
Принятие государством четких правил развития цифрового вещания, включая введение механизма государственного финансирования распространения обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов, позволит вещателям и операторам связи за счет собственных средств максимально быстро создать необходимую инфраструктуру для цифрового телерадиовещания.
Концепция базируется на приведенной ниже модели функционирования рынка электронных СМИ в современных условиях, где под электронными СМИ понимаются электронное издание, телевизионный канал, радиоканал, теле- или радиопрограмма, иная форма распространения массовой информации, имеющая постоянное название и установленную периодичность распространения.
производители аудиовизуальной продукции, например зарегистрированные СМИ, авторы и правообладатели (далее - производители);
Отношения между указанными субъектами выстраиваются на основе рыночных принципов с соблюдением условий и правил, определяемых государством.
На основе собственной и (или) приобретаемой информации (аудиовизуальных сообщений, телепрограмм, текстов, изображений) производители формируют их совокупность и передают вещателям телевизионных каналов и (или) радиоканалов.
Вещатель формирует аудиовизуальную продукцию в виде телевизионного и (или) радиоканала для дальнейшего распространения с использованием сетей связи. Финансирование формирования и распространения телевизионных и радиоканалов вещателями осуществляется за счет размещения рекламных материалов и (или) государственных дотаций (каналы свободного доступа) или взимания платы с потребителей (каналы условного доступа). При этом услуги операторов по доставке сигналов до потребителей вещатель оплачивает за счет собственных средств.
Операторы осуществляют доставку продукции электронных СМИ от вещателя до потребителей, состоящую из транзита сигнала по сетям связи и трансляции сигнала потребителям. Оператор может выступать агентом вещателя, выполняя часть функций последнего по взаимодействию с потребителем.
абонент - в случае если он оплачивает доступ к содержанию телевизионных каналов и (или) радиоканалов (каналов условного доступа) на основании заключенного c вещателем письменного договора;
пользователь - в случае если он имеет бесплатный доступ к содержанию телевизионных каналов и (или) радиоканалов (каналов свободного доступа) вещателя.
абонент - в случае если он оплачивает доступ к сети связи оператора (например, кабельные сети, сети спутниковой непосредственной трансляции и пр.) на основании заключенного с оператором письменного договора;
пользователь - в случае если он имеет бесплатный доступ к сети связи оператора (например, наземные аналоговые эфирные сети).
В Концепции предлагается сохранить существующие механизмы лицензирования вещания отдельно от лицензирования деятельности по оказанию услуг связи.
Лицензирование вещания остается основным инструментом государственного регулирования в сфере телевидения и радио.
Основным принципом регулирования медиаотрасли в условиях интенсивного развития рынка мультимедийных услуг является осуществление лицензирования деятельности по оказанию услуг связи и деятельности в сфере телерадиовещания единым лицензирующим органом.
Лицензирование деятельности в сфере телерадиовещания осуществляется путем выдачи универсальной лицензии, в которой указываются:
территория распространения (муниципальный, региональный, межрегиональный, федеральный и международный уровни).
На основе полученной лицензии вещатель заключает договоры о трансляции с операторами, имеющими лицензию на этот вид деятельности.
Вещатель обязан проинформировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области надзора за вещанием о заключенных с операторами договорах о трансляции с указанием существенных условий заключенных им договоров (в том числе слота в транслируемом оператором мультиплексе).
В сетях стационарного эфирного цифрового телерадиовещания стандартной четкости трансляция телевизионных каналов и радиоканалов условного доступа будет осуществляться в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.