(Действующий) Постановление Правительства РФ от 6 января 2006 г. N 1 "О федеральной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Для развития и совершенствования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций необходимо обеспечение ее организационного и функционального единства, а также тесной увязки технических и методических основ решения задач при участии значительного числа федеральных органов исполнительной власти. Эта проблема носит межведомственный, межотраслевой и комплексный характер. Ее решение без использования программно-целевого метода может увеличить сроки достижения требуемых результатов и затраты на эти цели в 2-3 раза.
Разработка и реализация мероприятий на критически важных объектах требует оценки и ранжирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также оценки технико-экономической эффективности этих мероприятий, что возможно только в рамках единой целевой программы. Поэтому решение этой проблемы традиционными методами без использования методов целевого планирования может привести к увеличению сроков достижения необходимых результатов и объемов финансирования в 3 - 5 раз.

2. Основные цели и задачи Программы, этапы и сроки ее реализации

Основными целями Программы являются последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны.
Основными задачами Программы являются:
совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;
совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками;
создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;
прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;
совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;
развитие и совершенствование системы сейсмологических наблюдений и оповещения о цунами;
создание национального центра управления в кризисных ситуациях;
развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов;
концентрация организационно-технических, финансовых, материальных и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций.
Программа будет реализована в течение 5 лет в 2 этапа.
На первом этапе (2006 - 2007 годы) предусматриваются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обследование и паспортизация территорий и объектов, разработка стратегий реализации мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов, а также выполнение следующих первоочередных мероприятий:
реализация существующих и разработка новых целевых программ в субъектах Российской Федерации, осуществление мероприятий, которые позволят повысить безопасность населения и защищенность критически важных объектов, эффективность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, уровень информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности;
систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций;
создание первой очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
создание национального центра управления в кризисных ситуациях;
разработка методических, экономических, организационных основ и механизмов реализации программных мероприятий в полном объеме.
На втором этапе (2008 - 2010 годы) планируются:
завершение работ по созданию системы сейсмологических наблюдений и системы оповещения о цунами;
создание второй очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
создание в федеральных округах центров управления в кризисных ситуациях как структурных элементов национального центра управления в кризисных ситуациях;
обеспечение требуемого уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера.
Для проведения оценки эффективности использования средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации, проведено разделение показателей Программы по соответствующим финансовым источникам.
Показатели Программы, которые будут достигнуты за счет средств федерального бюджета, представлены в приложении N 1.
В 2004 году в чрезвычайных ситуациях погибло 2459 человек, пострадало 23182 человека, прямой экономический ущерб составил 100 млрд. рублей, а суммарный с учетом косвенных ущербов - 2 - 3 процента валового внутреннего продукта.
Эффективность информационного обеспечения системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера характеризуется следующими показателями:
полнота охвата опасных процессов и явлений системой мониторинга - 60 процентов;
достоверность (оправдываемость) прогноза - 68 процентов.
Отношение размера средств, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций, к размеру предотвращенного ущерба составляет 14 процентов.
Реализация Программы может быть прекращена Правительством Российской Федерации, если величина риска чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации достигнет приемлемого уровня. Приемлемый уровень риска чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Система программных мероприятий

Программные мероприятия по решению приведенных выше задач сформированы по следующим направлениям:
системные исследования и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;
совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами;
создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов;
развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Мероприятия Программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, представлены в приложении N 2.

Системные исследования и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера

Основные программные мероприятия этого направления: