Действующий
В 1880 гг. до Крестовской заставы был проложен один из маршрутов конки. В 1910-х гг. ее заменил электрический трамвай. После открытия Крестовского путепровода трамвайные пути были проложены по нему с левой стороны, если двигаться в направлении от центра, и связали районы Останкино и Медведково с Белорусским вокзалом и Комсомольской площадью - "площадью трех вокзалов". В конце 1980-х гг. трамвайные пути были разобраны.
Большой и Малый Крестовские путепроводы построены в 1937 г. по проекту инженера Г.Ф. Вернера и архитекторов К.Н. и Ю.Н. Яковлевых.
Длина Большого Крестовского путепровода 132 м, Малого - 38 м. Полная длина с подходами 405 м, ширина 40 м. Пролетные строения Большого и Малого путепроводов выполнены из монолитного железобетона. Чугунные решетки перил выполнены на Каслинском заводе.
Имеются пешеходные проходы вдоль сторон проезжей части с восьмиугольными павильонами-беседками со скамьями и художественно выполненным ограждением из типовых элементов чугунных решеток, с "бегущим" растительным орнаментом и опор в виде цилиндрических стоек, завершенных шарами. Павильон-беседки были задуманы как фонтаны, но никогда не функционировали с самого начала, так и остались статичным украшением моста. Пятимаршевый лестничный спуск к Водопроводному переулку выполнен из серого гранита, которым облицованы боковые части строения путепровода, и огражден аналогичными решетками - перилами. Планировочное решение лестницы с промежуточными площадками разной конфигурации позволяет не только удобно спуститься на уровень земли, но и открывает разнообразные видовые точки для обзора раскинувшегося озелененного пространства города.
На противоположную сторону ведет спуск, решенный более упрощенными средствами, однако, металлические ограждения, выполненные с использованием художественных мотивов стиля модерн, выражают движение, как и растительный орнамент ограждения пешеходных тротуарных панелей путепровода.
Павильоны-беседки, выполненные также из серого гранита, украшены декоративными чугунными вставками и в завершении гранеными и круглыми чашами. Они несут большую архитектурно-художественную функцию, отмечающую начало и окончание движения по путепроводу.
Перечень документов и материалов, использованных при проведении государственной историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
Рассматриваемый объект располагается по адресу: проспект Мира. Путепровод через железнодорожные пути Московской и Октябрьской железных дорог.
Крестовский путепровод построен в 1937 г. по проекту инженера Г.Ф. Вернера и архитекторов К.Н. и Ю.Н. Яковлевых, является точкой, где сходятся 4 района Москвы: Мещанский, Марьина Роща, Алексеевский и Останкинский. К южной части моста примыкает Рижская площадь, на которой находится Рижский вокзал, а также станция метро "Рижская".
В настоящее время объект находится в хорошем техническом состоянии и является ценным градостроительным элементом.
Сохраняется декоративное оформление путепровода: чугунные решетки ограждений с "бегущим" растительным орнаментом, декоративные павильоны-беседки из серого гранита, первоначально задуманные как фонтаны, облицовка боковых частей путепровода и лестничные спуски из серого гранита.
Принимая во внимание важную градостроительную роль объекта и сохранность объемно-планировочной структуры, государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить в Городской реестр недвижимого культурного наследия в качестве исторически ценного градоформирующего объекта с наименованием: "Крестовский путепровод, 1936-1937 гг., архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы, инженер Г.Ф. Вернер"
3. В соответствии с пунктом 7.2 постановления Правительства Москвы от 17.08.2010 N 719-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18.07.2006 N 510-ПП" особенности здания, подлежащие обязательному сохранению и послужившие основанием для его включения в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически ценного градоформирующего объекта определить согласно
постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 N 1215 "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города".
4. Учесть, что объект экспертизы частично расположен в зоне регулирования застройки N 23, утвержденной
Я, Баталов Андрей Леонидович, в соответствии с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.
1. Описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения объекта в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически ценного градоформирующего объекта и подлежащих обязательному сохранению -