(Действующий) Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 25 октября...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 25 октября 2012 г. N 964 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим:
вывод о необоснованности включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Крестовский путепровод с декоративными элементами (4 фонтана, декоративная ограда и др.), 1936-1937 гг., инж. Г.Ф. Вернер, арх. К.Н. и Ю.Н. Яковлевы" по адресу: просп. Мира, путепровод через железнодорожные пути Московской и Октябрьской железных дорог в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля);
вывод об отнесении объекта экспертизы к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием "Крестовский путепровод, 1936-1937 гг., архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы, инженер Г.Ф. Вернер", а также описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению (прилагается к распоряжению).
2. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель
А.В. Кибовский

Акт
государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, предложенного (заявленного) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия
Крестовский путепровод с декоративными элементами (4 фонтана, декоративная ограда и др.), 1936-1937 гг., инж. Г.Ф. Вернер, арх. К.Н. и Ю.Н. Яковлевы
Адрес: г. Москва, Мира просп. Путепровод через ж/д пути Московской и Октябрьской железных дорог

"25 ноября 2010 г." "г. Москва"
Дата начала проведения экспертизы: 8 ноября 2010 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы: 25 ноября 2010 г.

Сведения об эксперте

Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчествоБаталов Андрей Леонидович
Образованиевысшее
Специальностьархитектор
Ученая степень (звание)доктор искусствоведения, профессор
Стаж работы33 года
Место работы и должностьзаместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Реквизиты аттестацииПриказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448, приказ Министерства культуры Российской Федерации N 135 от 24 февраля 2012 г.

Сведения о заказчике экспертизы

Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.

Цель экспертизы

Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.

Объект экспертизы

Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, предложенный (заявленный) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия: "Крестовский путепровод с декоративными элементами (4 фонтана, декоративная ограда и др.), 1936-1937 гг., инж. Г.Ф. Вернер, арх. К.Н. и Ю.Н. Яковлевы" по адресу: г. Москва, Мира просп. Путепровод через ж/д пути Московской и Октябрьской железных дорог.

Перечень материалов и документов, предоставленных заказчиком

Альбом "Подготовка документов, необходимых для первичного учета объектов, заявленных к постановке под государственную охрану по объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия, предложенному (заявленному) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия "Крестовский путепровод с декоративными элементами (4 фонтана, декоративная ограда и др.)", расположенному по адресу: г. Москва, Мира просп. Путепровод через ж/д пути Московской и Октябрьской железных дорог, выполненный ГУП "Специализированная дирекция объектов культурного наследия" в 2009 г.

Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы

Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.

Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований

Большой и Малый Крестовские путепроводы (или "Крестовская эстакада") были расположены последовательно один за другим над железнодорожными путями Октябрьского и Рижского направлений Московской железной дороги в северной части Москвы на проспекте Мира. Названы по ранее находившемуся здесь путепроводу у бывшей Крестовской заставы.
Площадь, где начинается Большой и Малый Крестовские путепроводы, в старину называли Крестовской заставой, это была граница города. Здесь в XVII-XVIII вв. производили таможенный досмотр прибывающих обозов с товарами и взимали пошлину.
На Крестовской заставе были построены массивные тридцатиметровые башни (1890-1893 гг.), являющиеся воротами при въезде в город по Ярославской дороге. Они заключали в себе водонапорные резервуары реконструированного в 1892 г. Мытищинского водопровода. Впервые они были представлены на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде.
Водоподъемные механизмы башни стали действующими экспонатами музея. Башни разобраны в кон. 1930-х гг. при спрямлении Ярославского шоссе (Троицкой дороги).
В 1880 гг. до Крестовской заставы был проложен один из маршрутов конки. В 1910-х гг. ее заменил электрический трамвай. После открытия Крестовского путепровода трамвайные пути были проложены по нему с левой стороны, если двигаться в направлении от центра, и связали районы Останкино и Медведково с Белорусским вокзалом и Комсомольской площадью - "площадью трех вокзалов". В конце 1980-х гг. трамвайные пути были разобраны.
Большой и Малый Крестовские путепроводы построены в 1937 г. по проекту инженера Г.Ф. Вернера и архитекторов К.Н. и Ю.Н. Яковлевых.
Длина Большого Крестовского путепровода 132 м, Малого - 38 м. Полная длина с подходами 405 м, ширина 40 м. Пролетные строения Большого и Малого путепроводов выполнены из монолитного железобетона. Чугунные решетки перил выполнены на Каслинском заводе.
Имеются пешеходные проходы вдоль сторон проезжей части с восьмиугольными павильонами-беседками со скамьями и художественно выполненным ограждением из типовых элементов чугунных решеток, с "бегущим" растительным орнаментом и опор в виде цилиндрических стоек, завершенных шарами. Павильон-беседки были задуманы как фонтаны, но никогда не функционировали с самого начала, так и остались статичным украшением моста. Пятимаршевый лестничный спуск к Водопроводному переулку выполнен из серого гранита, которым облицованы боковые части строения путепровода, и огражден аналогичными решетками - перилами. Планировочное решение лестницы с промежуточными площадками разной конфигурации позволяет не только удобно спуститься на уровень земли, но и открывает разнообразные видовые точки для обзора раскинувшегося озелененного пространства города.
На противоположную сторону ведет спуск, решенный более упрощенными средствами, однако, металлические ограждения, выполненные с использованием художественных мотивов стиля модерн, выражают движение, как и растительный орнамент ограждения пешеходных тротуарных панелей путепровода.
Павильоны-беседки, выполненные также из серого гранита, украшены декоративными чугунными вставками и в завершении гранеными и круглыми чашами. Они несут большую архитектурно-художественную функцию, отмечающую начало и окончание движения по путепроводу.

Перечень документов и материалов, использованных при проведении государственной историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы

1. Материалы фотофиксации объекта, 2010 г.

Обоснования выводов экспертизы

Рассматриваемый объект располагается по адресу: проспект Мира. Путепровод через железнодорожные пути Московской и Октябрьской железных дорог.
Крестовский путепровод построен в 1937 г. по проекту инженера Г.Ф. Вернера и архитекторов К.Н. и Ю.Н. Яковлевых, является точкой, где сходятся 4 района Москвы: Мещанский, Марьина Роща, Алексеевский и Останкинский. К южной части моста примыкает Рижская площадь, на которой находится Рижский вокзал, а также станция метро "Рижская".
В настоящее время объект находится в хорошем техническом состоянии и является ценным градостроительным элементом.
Сохраняется декоративное оформление путепровода: чугунные решетки ограждений с "бегущим" растительным орнаментом, декоративные павильоны-беседки из серого гранита, первоначально задуманные как фонтаны, облицовка боковых частей путепровода и лестничные спуски из серого гранита.
Принимая во внимание важную градостроительную роль объекта и сохранность объемно-планировочной структуры, государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить в Городской реестр недвижимого культурного наследия в качестве исторически ценного градоформирующего объекта с наименованием: "Крестовский путепровод, 1936-1937 гг., архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы, инженер Г.Ф. Вернер"

Выводы экспертизы

1. Основания для включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Крестовский путепровод с декоративными элементами (4 фонтана, декоративная ограда и др.), 1936-1937 гг., инж. Г.Ф. Вернер, арх. К.Н. и Ю.Н. Яковлевы" по адресу: проспект Мира. Путепровод через ж/д пути Московской и Октябрьской железных дорог в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля) отсутствуют.
2. Отнести объект экспертизы к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием "Крестовский путепровод, 1936-1937 гг., архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы, инженер Г.Ф. Вернер".
3. В соответствии с пунктом 7.2 постановления Правительства Москвы от 17.08.2010 N 719-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18.07.2006 N 510-ПП" особенности здания, подлежащие обязательному сохранению и послужившие основанием для его включения в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически ценного градоформирующего объекта определить согласно приложению 1.
4. Учесть, что объект экспертизы частично расположен в зоне регулирования застройки N 23, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 N 1215 "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города".