Утративший силу
Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее именуется - Закон о Фонде ЖКХ) позволило в регионе обеспечить масштабное переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Программы Фонда ЖКХ являются в настоящее время основным механизмом, обеспечивающим переселение граждан из аварийного жилья.
Тем не менее конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Промышленность строительных материалов и строительная индустрия Челябинской области по объему годового производства занимают шестое место среди отраслей промышленности Челябинской области.
увеличение мощностей и объемов производства по основным видам строительных материалов, изделий и конструкций:
4) конструкций крупнопанельного и крупноблочного домостроения - до 750 тыс. кв. метров общей площади;
Предприятиями промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличен выпуск основных видов строительных материалов: цемента - на 9,6 процента (произведено в 2012 году - 2704,2 тыс. тонн), конструкций крупнопанельного и крупноблочного домостроения - на 32,5 процента (617,7 тыс. кв. метров общей площади жилья), сборных железобетонных конструкций и изделий - на 13,3 процента (1235,3 тыс. куб. метров), мелкоштучных стеновых материалов - на 23,3 процента (438,6 млн. штук условного кирпича), нерудных строительных материалов - на 24,5 процента (20367,8 тыс. куб. метров), в том числе щебня и гравия - на 25,2 процента (16946,1 тыс. куб. метров).
За первое полугодие 2013 года предприятиями Челябинской области выпущено 1302,3 тыс. тонн цемента относительно 1266,7 тыс. тонн в 2012 году. Прирост составил 2,8 процента. В пределах 600 - 700 тыс. тонн цемента в год в Челябинской области производится на основе сырья, представляющего собой техногенные отходы металлургических предприятий.
Мощности по производству цемента с использованием таких отходов увеличатся еще на 600 тыс. тонн с сентября 2013 года после ввода первой очереди цементного завода обществом с ограниченной ответственностью "Мечел-материалы".
Рост мощностей по производству цемента в Челябинской области превышает плановые показатели, что решает проблему его дефицита.
5. Проблемы развития жилищного строительства в Челябинской области и основные направления их решения
реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;
практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия путем приобретения жилого помещения на рынке жилья Челябинской области, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;
рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от действий органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, низкими темпами роста конкуренции, наличием административных барьеров, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;
государство, несмотря на большое количество заказов для государственных нужд на рынке жилищного строительства, не использует возможность влияния на указанный рынок для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья. Отсутствие единой ценовой политики при приобретении или строительстве жилья для государственных нужд, координации такого спроса в различных регионах и муниципалитетах страны приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств;
система градорегулирования и землепользования, которая является основой для развития жилищного строительства, остается источником "административной ренты" и не обеспечивает формирования ни комфортной среды для проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов;
коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно-привлекательным сектором экономики для частного бизнеса;
жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников.
1) несоответствие качества жилищного фонда и архитектурной среды потребностям населения, вызванное такими факторами, как:
высокий уровень технического износа жилищного фонда, инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, недостаточный уровень ее развития;
отсутствие нормативов градостроительного проектирования Челябинской области, закрепляющих особенности градостроительной политики и совершенствования архитектурной среды поселений Челябинской области;
недостаточный уровень качества проектирования в части обеспечения комфортности строящегося жилья и формирования архитектурного облика поселений Челябинской области;
дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в организациях, выполняющих работы в области градорегулирования, проектирования, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве;
недостаточно используемый научно-технический потенциал в жилищно-коммунальном и строительном комплексе, высокая изношенность (до 60 - 70 процентов) производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;
низкой платежеспособностью населения Челябинской области, в особенности населения сельских районов, моногородов;
отсутствием механизмов поддержки со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области некоммерческих объединений граждан (жилищно-строительных кооперативов), выступающих застройщиками жилья для собственного потребления;
низкими объемами жилищного фонда социального использования, предоставляемого по договорам социального найма;
отсутствием механизмов поддержки при строительстве и эксплуатации жилья, предоставляемого по договорам социального найма;
недостатком сформированных земельных участков, обеспеченных объектами коммунальной, инженерной, транспортной и общественной инфраструктуры, недостаточным уровнем наличия документов территориального планирования у органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, разработка которых требует определенного периода времени и средств;
низкой заинтересованностью органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а в большинстве случаев и недостатком возможности у указанных органов местного самоуправления привлечения кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
отсутствием у населения сформированной потребности в организации общественных объединений, выполняющих функции застройщика таких объектов.
Очевидно, что часть проблем носит объективный экономический характер и требует изменения макроэкономических предпосылок, но другая часть может быть разрешена путем применения системных мер правового и институционального характера. Это предполагает как наличие разработанных стратегий развития в различных областях, так и глубокую проработанность государственной программы с позиций всех субъектов для обеспечения устойчивого и поступательного развития жилищного сектора.
В настоящий момент уже осуществляется стимулирование жилищного строительства за счет средств областного бюджета по ряду направлений: