Действующий
Высокие концентрации диоксинов обнаружены также в коровьем молоке и куриных яйцах, производимых в личных хозяйствах на территории города. Количество диоксинов, потребляемых детьми вместе с продуктами питания около 420 пг в сутки. Помимо диоксинов и фуранов в пробах сельскохозяйственной продукции обнаружены полихлорированные бифенилы и хлорорганические пестициды и их метаболиты.
Комплексные экологические исследования показали существенное загрязнение окружающей природной среды г. Чапаевска (атмосферного воздуха, водных источников и почв), а также питьевой воды и продуктов питания широкой группой экотоксикантов, представленных диоксинами, летучими органическими соединениями, пестицидами и тяжелыми металлами (свинец, мышьяк, ртуть, цинк).
Биологические исследования с использованием комплекса различных методов (морфологических, генетических, биохимических, физиологических и иммунологических) подтвердили высокую антропогенную нагрузку на городскую территорию, влияющую на состояние растительности и животного мира. По составу растений можно констатировать существенную деградацию флоры.
При неблагополучии ситуации в целом наиболее тяжелое положение сложилось с водными экосистемами в результате сбросов со сточными водами и смыва с территории большого количества загрязняющих веществ.
Многолетнее интенсивное загрязнение окружающей среды г. Чапаевска привело к стойким изменениям показателей здоровья населения, оценка которых, по заключению экологической экспертизы, позволяет отнести город к зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Проведенный выше анализ состояния окружающей природной среды в г. Чапаевске Самарской области показывает, что реализация локальных природоохранных мероприятий не позволит решить проблему экологической реабилитации и охраны здоровья населения города. Назрела необходимость реализации системы мероприятий, направленных как на улучшение качества природной среды обитания (атмосферного воздуха, воды, почв), так и на решение медико-социальных проблем, связанных с улучшением состояния и обеспечением охраны здоровья жителей города. Следовательно, данную проблему следует рассматривать как крупную социальноэкономическую и научно-техническую. Решение такого рода задач возможно лишь в рамках федеральной целевой программы с применением специальных программно-целевых методов.
Основной целью Программы являются снижение уровня загрязнения окружающей среды г. Чапаевска до нормативного и осуществление мер по оздоровлению городского населения.
На основе системного анализа факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на достижение поставленной цели, был выделен ряд задач, которые необходимо решить:
Для обоснования вариантов реализации Программы была проведена экономическая оценка величины ущерба от загрязнения окружающей среды в г. Чапаевске. Годовой ущерб от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водную среду по данным 1995 года составил 275 млрд. рублей.
Ущерб от загрязнения окружающей среды медленно выводимыми из нее токсичными веществами достигает 700 млрд. рублей.
Первая величина зависит от объемов производства, видов производимой продукции и применяемых технологий. В расчетах предполагалось три сценария:
1. Минимальная оценка. Производство сохраняется на уровне 1995 года и размер годового ущерба (275 млрд. рублей) не изменяется.
2. Средняя оценка. Производство растет, но из-за необновления технологии ущерб возрастает вдвое, то есть до 550 млрд. рублей.
3. Максимальная оценка. Объемы производства восстанавливаются до уровня 1990 года при прежних выбросах и сбросах, то есть годовая величина ущерба возрастает втрое (до 962,5 млрд. рублей).
Средняя оценка представляется наиболее вероятной и для нее проводился расчет эффективности Программы.
Размер ущерба от загрязнения окружающей среды попавшими в нее до 1996 года стойкими токсикантами со временем уменьшается. Проведенные расчеты позволили перейти к стоимостным показателям оценки эффективности Программы.
Наиболее целесообразный период реализации был обоснован исходя из показателей чистого дисконтированного дохода (ЧДД), срока окупаемости, дисконтированной величины ликвидируемого ущерба и дисконтированной величины потерь от задержки реализации Программы.
Критический (максимальный) период реализации Программы равен 16 годам. При увеличении периода реализации уменьшается величина ЧДД и снижается среднегодовое финансирование Программы за счет средств федерального бюджета. Система противоречивых критериев позволила выявить наиболее рациональный период реализации Программы - 15 лет.
Учитывая кризисную экологическую обстановку, сложившуюся на территории г. Чапаевска, необходимо в ближайшее время осуществить комплекс неотложных мероприятий, позволяющих улучшить экологическую ситуацию в городе и снизить ее негативное влияние на здоровье населения.
Перечень первоочередных мероприятий, их объемы, сроки реализации, стоимость и источники финансирования определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 328 и от 2 ноября 1995 г. N 1071.
В соответствии с этим комплексом первоочередных мер началось строительство полигона захоронения промышленных отходов, нового городского водозабора, станции нейтрализации, шламонакопителей ТЭЦ. Велась реконструкция установки селективного восстановления окислов азота. Проведена очистка действующих канализационных коллекторов и восстановлены с применением импульсно-волновой технологии две водозаборные скважины.
Выполнены проекты по строительству ливневой канализации города и очистных сооружений для станции обезжелезивания. Введен в эксплуатацию полигон захоронения бытовых отходов.
Тем не менее выделенных средств оказалось недостаточно для реализации указанного комплекса первоочередных мер. Проведенный в 1993-1994 годах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 328 комплексный анализ экологической ситуации на территории города и прилегающих землях выявил более высокую опасность сложившейся обстановки, чем это предполагалось ранее. Обследование осуществлялось на основе критериев оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, утвержденных 30 ноября 1992 г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
На основе указанного анализа, оценки и структуризации социальных, экономических, экологических и медико-биологических проблем города разработана Программа с перечнем мероприятий по приоритетным направлениям на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Предотвращение загрязнения водных объектов г. Чапаевска связано с закрытием вредных и организацией на освободившихся площадях экологически чистых производств. Большинство мероприятий нацелено на коренное изменение технологии, что дает возможность исключить выбросы гексахлорана и диоксина.
В результате запланированных на объектах акционерного общества "Средне-Волжский завод химикатов" мероприятий будет исключено попадание неочищенных хозфекальных стоков в р. Чапаевку, повторное загрязнение нормативно-чистых стоков, а также улучшено качество стоков по взвешенным веществам, сокращено попадание высокоминерализованных производственных стоков в р. Чапаевку на 25 процентов.
На государственном предприятии "Металлист" разработаны проекты перепрофилирования производства продукта ГОСТ 7095 (гремучей ртути) и создания производства оборудования для нефте- и газодобывающей промышленности. В плане реконструкции производства предусмотрены локальная очистка стоков гальванического производства и реконструкция заводской станции нейтрализации. В результате мероприятий предполагается исключить попадание в сточные воды ртути и ее соединений, на 5 процентов сократить сбросы хлоридов, на 30-40 процентов уменьшить сбросы солей тяжелых металлов, сократить потребление технической воды на 10-15 процентов.
Для улучшения качества сбрасываемых вод и оздоровления водного бассейна на объектах акционерного общества "Полимер" предусмотрено провести восстановление водооборотных комплексов, реконструкцию коллектора оборотной воды, расширение сети хозяйственно-питьевого водоснабжения, организовать строительство шламоотстойников ТЭЦ. Реализация разработанных мероприятий приведет к прекращению расхода питьевой воды на технические нужды, сокращению сброса условно-чистых вод на 50-100 процентов, сокращению потребления артезианских вод на 3 процента.
На остальных предприятиях города предусмотрено строительство моек автотранспорта с локальными очистными сооружениями, станции обезжелезивания питьевой воды, станции нейтрализации сточных вод. В результате осуществления этих мер прекратится сброс в р. Чапаевку нефтепродуктов, на 80-100 процентов будет сокращен сброс солей тяжелых металлов, существенно уменьшатся объемы сбросов хлоридов.
Сокращение объемов выбросов вредных веществ в атмосферу планируется провести за счет реконструкции установок по очистке отходящих газов и реконструкции городских котельных с переводом их на газ. В значительной степени оздоровлению экологической ситуации в городе будет способствовать создание новой схемы движения транспортных потоков с проектированием и строительством путепровода через железнодорожную магистраль.
Ожидаемые результаты от проведения указанных мероприятий сокращение выбросов в атмосферу окислов азота на 10-15 процентов, сернистого ангидрида - на 90 процентов, окиси углерода - на 30 процентов, хлористого водорода - на 86 процентов, хлора - на 83 процента. По наиболее крупным мероприятиям разработана проектная документация, которая согласована с местными органами охраны природы. Особое внимание при разработке мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна было уделено локализации и ликвидации источников распространения диоксинов. В акционерном обществе "Средне-Волжский завод химикатов", объекты которого являются главными источниками выбросов диоксинов, разрабатывается ТЭО экологически чистого производства химических средств защиты растений и консервантов древесины.
Кроме того, предусмотрена реабилитация загрязненных заводских территорий с вывозом содержащего диоксины грунта в объеме 150 тыс. тонн. Эти мероприятия позволят практически полностью ликвидировать попадание диоксинов в воздушный бассейн города.
В этот же период планируется решить проблему утилизации отходов, для реализации которой намечено строительство полигона захоронения твердых отходов и шламонакопителя акционерного общества "Средне-Волжский завод химикатов", площадки для захоронения промышленных отходов акционерного общества "Полимер". В результате реализации мероприятий будет обеспечено безопасное хранение токсичных отходов, решена проблема складирования бытового мусора, улучшен дренаж городских территорий, предотвращена возможность повторного распространения загрязняющих веществ.
В соответствии с программой конверсии на предприятиях военно-промышленного комплекса должны быть организованы экологически чистые производства новой техники или производства товаров народного потребления.
В акционерном обществе "Полимер" намечается осуществить перепрофилирование производства изделий М3-2 на выпуск лекарственных препаратов, организовать производство мебели, а из отходов формалина выпускать удобрения. Государственное предприятие "Металлист" разрабатывает технологию безопасного производства средств пожаротушения, организует выпуск инициирующих веществ, не содержащих соединений свинца и ртути.
В акционерном обществе "Средне-Волжский завод химикатов" предусматривается выпускать полиакриламид вместо химических препаратов, связанных с выбросами диоксина, перевести производство соды на мембранный метод и перепрофилировать ряд других экологически опасных участков.
Для улучшения качества питьевой воды предусматривается строительство нового городского водозабора "Пойменный-2" с расходом 83 тыс. куб. метров в сутки, реконструкция водоводов, установка новых фильтров коллективной очистки воды, в первую очередь, - в детских дошкольных и школьных учреждениях, благоустройство площадок действующих водозаборов.