Действующий
ТЭР, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актам, нормативными и методическими документами.
Непроизводительный расход ТЭР - Расход
Экономное расходование сопряжено с реализацией нормативов для отдельных машин и агрегатов, операций и процессов, видов работ, а также с реализацией эффекта за счет:
- достижения предельно возможных (оптимальных) для данного объекта условий расходования энергоресурсов и др.
ТЭР с целью установления эффективности показателей энергоиспользования.
Энергетическое обследование - Обследование потребителей
Энергоресурсоаудит - Обследование энергопотребляющих объектов и процессов с разработкой соответствующих рекомендаций и мероприятий по
1. Норматив - предельное значение показателя расходования ТЭР при заданных условиях изготовления, эксплуатации, ремонта и утилизации объекта (единицы продукции, работы).
2. Нормы устанавливают в программах, планах, а нормативы - в нормативных документах на изделия, услугу в регламентах на процессы, причем устанавливают годовую производительность (не менее....N изделий и т.д.), ниже которой нормирование малоэффективно.
ТЭР, производстве услуг, технологических параметрах, технико-экономических показателях, и других данных, необходимых для расчета показателей энергетической эффективности объекта.
Сбор документальной информации - сбор данных о потребителе
энергосбережения на основе собранной документальной информации и инструментальных данных обследования.
Анализ информации - определение показателей энергетической эффективности и резервов
В настоящее время практически сформирована правовая база для выполнения энергетических обследований предприятий:
- Указ Президента РФ от 7 мая 1995 г. N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года".
- Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы" с подпрограммой "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" от 24 января 1998 г. N 80.
- Постановление Правительства РФ "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы" от 28.07.97 г.
- Постановление Правительства РФ "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" от 15.06.98 г. N 588.
- Постановление Правительства РФ "О неотложных мерах по энергосбережению" от 2 ноября 1995 г. N 1087.
- Федеральная целевая программа "Энергосбережение России" - основа энергосберегающей политики государства в регионах и отраслях экономики на 1998-2005 гг. Минтопэнерго РФ. 1998 г.
- Временные руководящие указания по организации работ в сфере энергосбережения в управлениях государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации. Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения Минтопэнерго РФ. 1998 г. 422 стр.
- Основные направления и механизм энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации. Решение Правительственной комиссии по реформированию ЖКХ Российской Федерации, протокол N 3 от 20.03.98 г.
Согласно приведенным выше документам, обязательному обследованию один раз в пять лет подлежат предприятия с суммарным энергопотреблением более 6000 т у.т. и предприятия, финансируемые или имеющие дотации на энергоресурсы из госбюджета.
По региональному законодательству предел 6000 т у.т. может быть снижен до 200-400 т у.т., что находит отражение в региональных законах по энергосбережению.
В соответствии Федеральной целевой программой "Энергосбережение России" (подпрограмма "Энергоресурсосбережение в ЖКХ" - основа энергосберегающей политики государства в регионах и отраслях экономики на 1998-2005 гг.) энергоаудит должен проводиться на всех объектах ЖКХ, как основа для составления конкретных программ энергоресурсосбережения в муниципальных образованьях.
- организациям, имеющим лицензию на проведение энергетических обследований предприятий (энергоресурсоаудит). Для энергоресурсоаудита объектов ЖКХ органы Госстроя России выдают свидетельства об аккредитации.
Организация-энергоаудитор в своих действиях должна руководствоваться Законами Российской Федерации, актами органов государственной власти субъектов РФ, Временными руководящими указаниями по организации работ в сфере энергосбережения в управлениях государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации, СНиПами, ПТЭ и ПТБ в электроустановках и тепловых сетях и другими нормативно-техническими документами, утвержденными Госстроем России.