Утративший силу
Если по одному и тому же вопросу имеется более одного законопроекта, они рассматриваются комитетом одновременно.
Статья 102. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации направляются субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний.
По решению ответственного комитета Государственной Думы законопроект направляется на заключение Правительства Российской Федерации, соответствующих министерств и ведомств, государственных и общественных органов, на научную экспертизу. Комитетом устанавливается срок представления заключения и материалов экспертизы.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта, а также проверку представленных субъектом права законодательной инициативы перечней актов федерального законодательства, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данного законопроекта.
Замечания и предложения депутатов Государственной Думы и других соответствующих субъектов права законодательной инициативы по законопроекту рассматриваются на заседании ответственного комитета.
Комитеты, участвовавшие в работе над законопроектом, в случае возникновения между ними разногласий по поводу содержания законопроекта или целесообразности работы над ним принимают меры к достижению согласия. Вопросы, по которым не достигнуто согласие, вносятся на рассмотрение Совета Государственной Думы.
Статья 103. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы происходит открыто, может освещаться средствами массовой информации.
Статья 104. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему направляются ответственным комитетом Государственной Думы в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы. Комитет представляет также предложения о приглашении лиц на рассмотрение законопроекта Государственной Думой.
Статья 105. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
Статья 106. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.
Законопроекты, кроме законопроектов, перечисленных в части второй статьи 96 настоящего Регламента, могут быть рассмотрены без заключений на них, если заключения не были представлены в установленный Советом Государственной Думы срок.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представители комитетов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также других государственных органов, общественных объединений, учреждений, организаций, которым законопроект направлен на заключение, вправе присутствовать на заседаниях комитета при рассмотрении законопроекта и решении вопроса о внесении его на первое чтение.
Статья 107. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.
Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Государственной Думы.
Если разработка законопроекта была поручена нескольким комитетам палаты и они представили различные его концепции, то заслушиваются также доклады тех комитетов, которые не согласны с концепцией ответственного комитета.
Рассмотрение законопроекта, внесенного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.
При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представителей Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
При рассмотрении законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства Российской Федерации.
Статья 108. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может решить:
принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.
Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации.
При внесении более одного законопроекта по одному и тому же вопросу Государственная Дума рассматривает их в ходе первого чтения одновременно и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает также отклонение других законопроектов. Отклоненные законопроекты не могут быть внесены в Государственную Думу повторно до принятия ею окончательного решения по законопроекту, принятому в первом чтении.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Это решение оформляется постановлением Государственной Думы.
Статья 110. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в соответствующий комитет Государственной Думы в виде текста изменений или дополнений в конкретные статьи законопроекта либо предложений об исключении конкретных пунктов, частей или статей законопроекта.
Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены (депутаты) Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации могут вносить поправки к законопроекту по вопросам их ведения.
Статья 111. Ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает поправки. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. В случае признания комитетом поправок противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам комитет сообщает об этом авторам поправок. Лица, внесшие поправки, вправе уточнять их в ходе обсуждения в комитете.
Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании комитета, который может согласиться с ними и включить их в текст законопроекта или внести в Государственную Думу рекомендацию об отклонении поправок. После рассмотрения на заседании комитета доработанный законопроект представляется в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения Государственной Думой вопросов во втором чтении.
Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок.
По поручению комитета и в соответствии с текстом законопроекта, подготовленного комитетом ко второму чтению, Правовое управление Аппарата Государственной Думы проверяет и вносит уточнения в перечень актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта.
Законопроект вместе с указанным перечнем направляется инициатору законопроекта, как правило, не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Статья 112. Комитет Государственной Думы направляет законопроект, подготовленный ко второму чтению, с таблицами поправок к нему, принятых комитетом либо рекомендованных им к отклонению, Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему данный законопроект, и Правительству Российской Федерации.
Совет Государственной Думы принимает решение о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения Государственной Думой вопросов во втором чтении, о направлении депутатам Государственной Думы необходимых материалов и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета.
Законопроект вместе с перечнем актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению, таблицы поправок к нему и заключения по законопроекту представляются депутатам, как правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Статья 113. В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы.
Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представители инициатора законопроекта, Правительства Российской Федерации. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.
При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
В случае принятия законопроекта за основу председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок. При утверждении Государственной Думой данной рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении.
В случае, если законопроект за основу не принят, на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении.
Если принято решение о дальнейшем обсуждении законопроекта, Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом. Обсуждение и принятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, что и по одобренным комитетом поправкам в соответствии с частью второй настоящей статьи. После принятия решения по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. В результате голосования Государственная Дума принимает законопроект во втором чтении либо отклоняет его.
Статья 114. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.
По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов.