(Утративший силу) Постановление СМ СССР от 30 октября 1981 г. N 1045 "Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
е) излишне выписанного лесосечного фонда;
ж) выписки лесорубочного билета (ордера) или лесного билета с нарушением настоящих Правил или иных правил лесных пользований;
з) замены лесосек;
и) добровольного отказа от лесопользования и в других случаях прекращения права лесопользования.
16. Лесопользователи, в зависимости от вида лесного пользования, обязаны:
а) наиболее полно и рационально использовать переданные им лесосеки, а также лесонасаждения, отведенные под подсочку, осмолоподсочку и для заготовки второстепенных лесных материалов;
б) не оставлять недорубов, а также заготовленной древесины на местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки.
Недорубами считаются деревья и участки леса, назначенные в рубку, но не вырубленные в срок, предусмотренный в лесорубочном билете. Не законченные рубкой лесосеки, на которые получена отсрочка по заготовке древесины, не являются недорубами;
в) вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;
г) соблюдать пожарную безопасность, осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение;
д) не допускать потерь древесины, перевода деловой древесины в дрова, а также расходования деловой древесины не по назначению;
е) производить очистку лесосек от порубочных остатков и приводить за свой счет земельные участки, нарушенные ими в результате лесных пользований, в состояние, пригодное для использования их по назначению.
Очистка лесосек от порубочных остатков должна производиться одновременно с заготовкой древесины и второстепенных лесных материалов способами и в сроки, установленные в лесорубочном билете (ордере);
ж) организовывать использование отходов лесозаготовок и разделки древесины; применять транспирационную (биологическую) сушку древесины и проводить другие мероприятия по подготовке к сплаву древесины лиственных пород и лиственницы;
з) не допускать захламления лесов и не покрытых лесом земель при разрубке и расчистке лесных площадей под трассы дорог, лесные склады, другие сооружения и для иных целей, а также сдвигания деревьев на прилегающие стены леса и оставления срубленных деревьев;
и) производить в соответствии с действующими санитарными нормами и требованиями окорку оставляемой на летний период в лесу хвойной и пролыску лиственной древесины, либо укладку древесины в плотные штабеля с их притенением, или обработку и защиту ее другими способами, предохраняющими от поражения вредными насекомыми и болезнями.
Сроки проведения этих работ устанавливаются по природно-географическим зонам страны Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству;
к) обеспечивать при осуществлении лесных пользований сохранность семенных куртин и полос, семенников и других не подлежащих рубке деревьев, подроста и молодняка, сохранение которых предусмотрено в лесорубочном билете (ордере), сохранность насаждений, прилегающих к лесосекам на полосах шириной по 50 метров с каждой стороны, а также целостность граничных, квартальных, деляночных столбов и клейм на деревьях и пнях.
Порядок сохранения на лесосеках подроста и молодняка разрабатывается Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству с участием Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и утверждается Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству;
л) сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные при вывозке древесины дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, мелиоративные и другие сооружения;
м) применять на лесосечных работах прогрессивные технологические процессы, машины и механизмы, разработанные в соответствии с требованиями Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и правил рубок леса;
н) выполнять другие требования, установленные настоящими Правилами, правилами рубок леса, пожарной безопасности в лесах, а также иными правилами и инструкциями по осуществлению лесных пользований.

II. Лесосырьевые базы

17. Для обеспечения планомерной и длительной промышленной эксплуатации лесов за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями закрепляются в лесах третьей и второй групп на экономически обоснованный срок запасы древесины на корню на определенной площади (лесосырьевые базы), а также лесосечный фонд долгосрочного пользования.
Утвержденные размеры отпуска древесины в лесосырьевых базах и многолесных районах сохраняются на весь период освоения базы при обеспечении в целом по области, краю и автономной республике непрерывности и неистощительности пользования.
Запасы древесины на корню в виде лесосечного фонда долгосрочного пользования закрепляются за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями также в лесах первой группы, кроме лесов заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участков, лесов, имеющих научное или историческое значение, природных памятников, лесопарков, лесов орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждений, городских лесов, лесопарковых частей зеленых зон, лесов первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, лесов округов санитарной охраны курортов, государственных лесных полос, противоэрозионных лесов, особо ценных лесных массивов, запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб.
18. Закрепление лесосырьевых баз и лесосечного фонда долгосрочного пользования за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от ведомственной подчиненности, а также их перераспределение и оформление изъятия производятся Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству совместно с Госпланом СССР, Министерством лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и Советами Министров союзных республик.
Частичное или полное изъятие лесосырьевых баз и лесосечного фонда долгосрочного пользования, закрепленных за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями системы министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, производится по решению Совета Министров СССР, а закрепленных за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями республиканских министерств, государственных комитетов и ведомств производится по решениям Советов Министров союзных республик, в ведении которых находятся эти предприятия, учреждения и организации.
Лесосырьевые базы и лесосечный фонд долгосрочного пользования закрепляются в первую очередь за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями лесной промышленности.
В районах строящихся и проектируемых железнодорожных линий широкой колеи, а также в потребительских базах целлюлозно-бумажных, лесохимических, деревообрабатывающих предприятий и лесопромышленных комплексов лесосырьевые базы закрепляются только за предприятиями системы Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и Министерства внутренних дел СССР. В отдельных случаях с разрешения Совета Министров СССР в районах строящихся и проектируемых железнодорожных линий широкой колеи на территории РСФСР лесосырьевые базы могут закрепляться за предприятиями, учреждениями и организациями других министерств, государственных комитетов и ведомств СССР и союзных республик.
При закреплении за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями запасов древесины на корню должно предусматриваться удовлетворение местных потребностей в древесине.
19. Порядок освоения закрепленных запасов древесины на корню устанавливается в зависимости от групп лесов в соответствии с планами рубок, в которых должна учитываться необходимость использования сосновых и кедровых насаждений для подсочки.
Отпуск древесины, подсочка и осмолоподсочка насаждений и другие виды лесных пользований в лесосырьевых базах и лесосечном фонде долгосрочного пользования, закрепленных за лесозаготовительными предприятиями, учреждениями и организациями, производятся в соответствии с настоящими Правилами, правилами рубок леса, подсочки и осмолоподсочки насаждений и другими правилами лесопользования.
Лесозаготовительные предприятия, учреждения и организации обязаны осуществлять в закрепленных за ними лесосырьевых базах и лесосечном фонде долгосрочного пользования противопожарные и иные мероприятия, предусмотренные Правилами закрепления лесосырьевых баз и ведения в них лесного хозяйства, утверждаемыми Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству.
20. Лесозаготовительные предприятия, учреждения и организации обязаны до начала эксплуатации лесосырьевой базы составить планы рубок на 5-10-летний период, а при наличии сосновых и кедровых насаждений - также планы подсочки на 10-летний период с разбивкой по годам, в соответствии с величиной расчетной лесосеки, установленным по базе размером отпуска древесины, правилами рубок леса и подсочки насаждений.
На последующий срок планы рубок и подсочки сосновых и кедровых насаждений составляются в указанном порядке с учетом необходимости планомерного освоения лесосырьевых баз.
21. В закрепленных лесосырьевых базах и лесосечном фонде долгосрочного пользования допускается отпуск древесины на местные потребности (сельское и лесное хозяйство, школы, больницы и другие местные предприятия, учреждения и организации) без вывоза древесины за пределы административного района, на территории которого находятся эти лесосырьевые базы и лесосечный фонд.
Отвод лесосек другим лесозаготовителям производится вне мест работы лесозаготовителя, за которым закреплена лесосырьевая база.
Проведение сплошных санитарных рубок в лесосырьевых базах возлагается на предприятия, учреждения и организации, за которыми закреплены эти базы, а при отсутствии у них возможности для своевременного проведения таких рубок в необходимых размерах поврежденная древесина может отпускаться другим лесозаготовителям.
22. Закрепление лесосырьевой базы аннулируется после использования эксплуатационных запасов древесины в базе государственными органами, указанными в абзаце первом пункта 18 настоящих Правил. При этом в районах, где не выделены лесные массивы для удовлетворения местных потребностей в древесине, по предложениям исполнительных комитетов областных и краевых Советов народных депутатов и Советов Министров автономных республик закрепление лесосырьевой базы аннулируется с учетом оставления запасов древесины для удовлетворения этих потребностей.

III. Лесосечный фонд

23. Лесосечный фонд образуется из запасов спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины.
Лесосечный фонд устанавливается в государственных планах экономического и социального развития СССР раздельно по группам лесов по союзным республикам, а на территории РСФСР - также по областям, краям и автономным республикам, и ежегодно выделяется министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик в объемах, необходимых для выполнения планов заготовки древесины и удовлетворения местных потребностей. Совету Министров РСФСР лесосечный фонд выделяется в целом по республике по группам лесов.
24. Советы Министров союзных республик распределяют выделенный им лесосечный фонд по республиканским министерствам, государственным комитетам и ведомствам, исполнительным комитетам областных и краевых Советов народных депутатов и Советам Министров автономных республик. При этом лесосечный фонд для удовлетворения собственных потребностей в лесоматериалах местных заготовителей древесины выделяется им только в районах их основной деятельности.
25. Министерства, государственные комитеты и ведомства, которым выделен лесосечный фонд, обязаны в 15-дневный срок после принятия Советом Министров СССР или Советом Министров союзной республики решения о выделении лесосечного фонда представить государственным органам лесного хозяйства областей, краев, автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления, предложения о распределении его по подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям.
26. Государственные органы лесного хозяйства областей, краев, автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления, должны в 15-дневный срок после получения от министерств, государственных комитетов и ведомств предложений о распределении выделенного им лесосечного фонда по подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям разместить его по лесхозам и лесозаготовителям и представить соответствующие данные исполнительным комитетам областных и краевых Советов народных депутатов, Советам Министров автономных республик и Советам Министров союзных республик, не имеющих областного деления, для утверждения размеров отпуска древесины в пределах расчетной лесосеки по лесхозам и выписки лесхозами лесорубочных билетов.
27. Рубки главного пользования в размерах, превышающих расчетную лесосеку, в лесах одних лесхозов за счет недоиспользования ее в лесах других лесхозов, а также в хвойных насаждениях за счет недоиспользования мягколиственных насаждений могут быть допущены в необходимых случаях в лесах третьей и второй групп с разрешения Советов Министров союзных республик.
Рубки в объемах, превышающих расчетную лесосеку, в кедровых, дубовых, буковых и ясеневых насаждениях не допускаются.
28. Государственные органы лесного хозяйства областей, краев, автономных республик и союзных республик, не имеющих областного деления, имеют право заменять по заявкам лесозаготовителей лесосечный фонд, выделенный им в лесах одной группы, на лесосечный фонд в лесах другой группы при неполном использовании в лесах этой группы расчетной лесосеки по лесхозу.
29. Размер ежегодного отпуска древесины при проведении рубок промежуточного пользования определяется исходя из необходимости улучшения породного состава и качества лесов и устанавливается в государственных планах экономического и социального развития СССР по союзным республикам. В закрепленных лесах размер ежегодного отпуска древесины при проведении рубок промежуточного пользования, если он не установлен в государственных планах экономического и социального развития СССР, определяется в соответствии с перспективными планами ведения лесного хозяйства в этих лесах.