Утративший силу
ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующих сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами".
4. На сегодняшний день Челябинская область обладает всеми необходимыми ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма. Базисными факторами являются: благоприятные природно-климатические условия, историческое и культурное наследие, высокий уровень экономики, инвестиционная привлекательность, удобное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура, достаточное количество мероприятий областного, всероссийского, международного значения, развитая деловая инфраструктура, индустрия развлечений, гостеприимство, наличие образовательных учреждений, готовящих профессиональные кадры в туристической отрасли. Во многих районах Челябинской области существует широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания всех видов базовой инфраструктуры.
В Челябинской области насчитывается более двух тысяч памятников, ансамблей и достопримечательных мест, из них 756 объектам присвоен статус памятника истории и культуры. В Златоусте, Верхнеуральске, Троицке и Челябинске сохранились градостроительные ансамбли XIX века (в том числе 120 зданий культовой архитектуры, здания общественного назначения, памятники промышленной архитектуры).
Историко-культурное наследие Челябинской области связано с такими людьми, как ученый-биолог, академик восемнадцати академий мира Чижевский Александр Леонидович - основоположник гелиобиологии и аэроионификации; ученый-естествоиспытатель Тимофеев-Ресовский Николай Владимирович - основатель радиационной генетики и биогеноценологии, создатель уральской школы радиоэкологии, автор учения о микроэволюции; ученый-металлург Аносов Павел Петрович - основоположник качественной металлургии в России.
Особой гордостью является уникальный природно-ландшафтный комплекс - живописные горы и озера, лесные массивы, карстовые пещеры и природные целебные источники. В Челябинской области 165 особо охраняемых территорий, в том числе Ильменский заповедник, национальные парки "Таганай" и "Зюраткуль" (их площадь составляет 2 процента от общей территории Челябинской области). Спелеологами учтено более 390 пещер, общая длина которых составляет 27,2 километра, а общая глубина - 3,2 километра. Тридцать уникальных по различным признакам пещер и карстовых форм объявлено памятниками природы.
Самым многочисленным видом являются объекты археологического наследия, среди которых выделяется большое количество редких для территории России, зрелищных и высокоинформативных памятников: многочисленные стоянки человека каменного века, Аркаим и "Страна городов", Игнатиевская пещера с рисунками эпохи палеолита, достопримечательное место "Остров Веры", Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, Большеаллакский археологический комплекс, погребальный комплекс "Кесене", древние писаницы на реках Уфа, Ай, Юрюзань.
Все более привлекательными для туристских групп становятся места раскопок археологов: сарматские курганы в Агаповском и Увельском районах, памятники "аркаимского" времени в Пластовском и Кизильском районах. В последние годы заметно увеличился поток туристов в Аркаим (до 30 тысяч человек в год) благодаря развитию экскурсионной работы с памятниками - показу научных артефактов, музеефицированных раскопов, экспозиций, реконструированных объектов древности. Достопримечательное место "Остров Веры" в 2012 году посетили около 15000 человек.
В живописных природных ландшафтах горной зоны Челябинской области в окружении лесов и озер расположены курорты федерального и областного значения "Увильды" и "Кисегач". Курорт "Кисегач" включает в себя около 40 оздоровительных организаций, в том числе санатории "Еловое", "Кисегач", "Сосновая горка", "УралВО". Кроме этих курортов, на территории Челябинской области находятся санатории "Урал", "Дальняя дача", "Сунгуль", "Жемчужина Урала", а также Магнитогорская курортная поликлиника, пансионат с лечением "Карагайский бор", пансионат "Тургояк".
Выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма. Всего в Челябинской области насчитывается около 15 горнолыжных комплексов. Наиболее крупными являются "Аджигардак", "Завьялиха", "Солнечная долина", "Евразия". Они отвечают самым высоким европейским стандартам и пользуются большой популярностью как среди российских любителей активного отдыха, так и среди иностранных туристов. Большой интерес представляет Южный Урал для распространения активного туризма. Бурно развиваются горный туризм, спелеотуризм, горнолыжный спорт, водный туризм, дайвинг, парусный спорт.
5. Обслуживание отдыхающих и туристов на территории Челябинской области в 2012 году обеспечивали 286 гостиниц и иных коллективных средств размещения (далее именуются - КСР) с общим номерным фондом около 32 000 мест. Услугами гостиничных предприятий в 2012 году воспользовались 685,8 тыс. человек. В настоящее время в Челябинской области только ограниченное количество гостиниц отвечает современному уровню гостиничного сервиса. Рынок гостиничных услуг характеризуется недостаточным уровнем конкуренции. Каждая гостиница ориентирована на определенную целевую группу, что позволяет ей обеспечивать определенный уровень наполняемости. В то же время подобная ситуация не может способствовать улучшению качества оказываемых услуг и развитию материальной базы. Гостиничный сектор Челябинской области в целом требует существенной модернизации.
Для дальнейшего развития коллективных средств размещения Челябинской области и увеличения объемов оказываемых услуг необходимо решать имеющиеся проблемы программными методами и предпринимать меры по выходу на новый этап развития.
6. По состоянию на 1 января 2013 года на территории Челябинской области зарегистрировано более 430 туристских фирм, большинство из которых специализируются на выездном туризме.
На развитие внутреннего туризма ориентировано примерно 15 процентов туристских фирм Челябинской области. В 2012 году они сотрудничали с коллегами из 20 регионов Российской Федерации. Наиболее популярными направлениями выезда туристов из Челябинской области являются Краснодарский край, Башкортостан, Пермский край, Тюменская область, город Москва, город Санкт-Петербург, город Екатеринбург.
Лишь несколько туристских фирм специализируются на предложении туристского продукта Челябинской области. В Челябинскую область приезжают туристы из Свердловской, Тюменской, Курганской, Самарской областей, Республики Башкортостан, Пермского края, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
7. Основные проблемы развития туризма в Челябинской области сформировались из-за отсутствия:
целевой комплексной программы развития туристского рынка с учетом специализации региона, сложившихся историко-культурных традиций, благоприятных природно-климатических факторов;
единой системы туристской индустрии Челябинской области, формирующей туристические потоки;
комфортабельных условий проживания в коллективных средствах размещения;
четкого позиционирования узнаваемости и благоприятного имиджа Челябинской области;
системы мониторинга состояния туристской отрасли;
экономической и маркетинговой стратегии продвижения региональных туристских ресурсов на российском и международном рынках;
приоритетов и целевых сегментов перспективного развития туристской индустрии Челябинской области.
8. Реализация туристско-рекреационного потенциала Челябинской области возможна только при условии системного и комплексного решения проблем, сдерживающих развитие туризма, программно-целевым методом при поддержке государства.
Реализация государственной программы позволит:
обеспечить привлекательность Челябинской области в качестве туристского региона;
создать конкурентоспособные региональные туристские ресурсы;
интенсивно развивать смежные отрасли экономики;
сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных проектных направлений развития туризма в Челябинской области и предотвратить их распыление;
привлечь дополнительные инвестиции в Челябинскую область на условиях государственно-частного партнерства;
значительно повысить уровень занятости населения Челябинской области в сфере туристской деятельности и смежных отраслях;
увеличить приток туристических потоков в Челябинскую область.

Раздел II. Основная цель и задачи государственной программы

9. Основной целью государственной программы является создание благоприятных экономических условий в Челябинской области для дальнейшего устойчивого развития туризма и формирования благоприятного имиджа Челябинской области.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) развитие туристской индустрии Челябинской области в целях обеспечения позитивного имиджа и узнаваемости Челябинской области на туристском рынке;
2) развитие материально-технической базы объектов туристской индустрии;
3) содействие повышению конкурентоспособности региональных туристских ресурсов за счет улучшения качества обслуживания туристов;
4) создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров, занятых в туристской индустрии;
5) формирование нормативной правовой базы в сфере туризма;
6) популяризация исторических и природных памятников Челябинской области.

Раздел III. Сроки и этапы реализации государственной программы

10. Государственная программа реализуется в 2014-2016 годах в один этап.
Основные усилия и средства будут направлены на:
мониторинг туристских ресурсов и объектов туристской индустрии;
создание информационной базы данных объектов туристской индустрии и туристских ресурсов;
разработку и внедрение механизма согласования действий, осуществляемых в рамках реализации мероприятий настоящей государственной программы, с мероприятиями, предусмотренными другими государственными программами, концепциями;
разработку интерактивного информационного портала;
разработку и издание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале Челябинской области, карт туристских маршрутов, каталогов туристско-рекреационных объектов, наглядно-демонстрационных материалов, сувенирной продукции;
разработку и организацию новых туристско-экскурсионных маршрутов;
выявление потребности в строительстве объектов благоустройства, коммуникаций и инженерной инфраструктуры в целях развития туристской индустрии;