(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.128-83 "Система стандартов...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

System of labour safety standards. Safety helmets. General specifications

Дата введения 1 января 1985 г.
Введен вперые
Настоящий стандарт распространяется на защитные каски (далее - каски), предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия на голову работающих опасных и вредных производственных факторов (механических воздействий, электрического тока, агрессивных жидкостей, воды), а также на облегченные защитные каски (далее - облегченные каски), используемые в условиях, исключающих возможность падения предметов с высоты, и устанавливает общие технические требования, методы испытаний, правила приемки, транспортирования и хранения.
Стандарт не распространяется на металлические защитные каски, каски для пожарных, мотоциклистов и спортсменов.
Обязательные требования к качеству касок изложены в пп. 1.11; 1.13, 1.15-1.22.
В части основных требований и методов испытаний стандарт соответствует пп. 5.1.1-5.13; 5.2.1; 5.2.2 и 5.2.3 (испытания 2, 3) Европейского стандарта ЕН 397.
(Измененная редакция, Изм. N 3).

1. Общие технические требования

1.1. Каски должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на конкретный вид касок, утвержденной в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2. Для изготовления касок должны применяться материалы, разрешенные Минздравом СССР. Корпус и внутренняя оснастка каски должны изготовляться из нетоксичных материалов, а детали, непосредственно соприкасающиеся с кожей головы, не должны вызывать патологических изменений кожи, должны быть устойчивыми к действию дезинфицирующих средств.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.3. Корпус каски изготовляют сплошным или составным, с козырьком или круговыми полями, без внутренних ребер жесткости. Допускаются внешние ребра жесткости.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.4. Поверхность корпуса должна быть гладкой, без трещин и пузырей, края и кромки должны быть притуплены.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.5. Корпус каски не должен давать искры при ударе по нему металлическим предметом.
1.6. Конструкция каски не должна препятствовать ношению корригирующих очков и средств индивидуальной защиты органов зрения.
1.7. Конструкция каски должна обеспечивать проветриваемость подкасочного пространства.
1.8. Внутренняя оснастка должна быть съемной, обеспечивать вертикальный безопасный и кольцевой зазоры между оснасткой и корпусом каски.
1.9. Несущая лента с внутренней стороны лобной части должна иметь покрытие из натуральной или искусственной кожи, либо другого материала, обладающего гигроскопичностью и удовлетворяющего требованиям п. 1.2.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.10. Каски должны изготовляться двух размеров в соответствии с табл. 1, со ступенями регулирования длины несущей ленты не более 10 мм. По требованию потребителя допускается изготовлять каски больших размеров 62-64 см.
Таблица 1
┌───────────────────────┬───────────────────────┬────────────────────────┐
│ Размер каски │ Пределы регулирования │Высота ношения каски, мм│
│ │длины несущей ленты, см│ │
├───────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤
│ I │ От 54 до 58 │ 80 до 85 │
├───────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────┤
│ II │ От 58 до 62 │ от 85 " 90 │
└───────────────────────┴───────────────────────┴────────────────────────┘
Допускается изготовление касок с регулировкой длины несущей ленты от 54 до 62 см.
Схематическое изображение конструкции каски приведено в приложении 1.
1.11. Вертикальный безопасный зазор должен быть не менее 25 мм. Горизонтальный кольцевой зазор должен быть не менее 5 мм и не более 20 мм. Ширина козырька и полей в передней части - не более 60 мм, угол наклона козырька к горизонтальной плоскости - не более 30°.
Для облегченной каски вертикальный безопасный зазор должен быть не менее 20 мм и не более 30 мм, ширина козырька и полей в передней части - не более 40 мм.
1.10, 1.11. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
1.12. Подбородочный ремень должен быть съемным, регулируемым по длине, иметь ширину 15-20 мм.
1.13. Масса каски с подбородочным ремнем должна быть не более 400 г - для размера I, 430 г - для размера II и 480 г каски с круговыми полями размеров I и II.
Масса облегченной каски с подбородочным ремнем должна быть не более 300 г для касок размера I и 330 г - для касок размера II.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
1.14. Ширина лучей амортизатора должна быть не менее 15 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.15. Каска должна выдерживать вертикальный удар с энергией не менее 80 Дж, для облегченной каски - не менее 20 Дж (механическая прочность). Не допускается образование сквозных трещин и вмятин на корпусе, выскакивание подвески из кармана корпуса, а также нарушение целостности внутренней оснастки.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.16. При вертикальном ударе с энергией не менее 50 Дж, для облегченной каски - не менее 20 Дж (амортизация) усилие, переданное каской на макет головы, не должно превышать 5 кН.
Допускается устанавливать амортизационную способность по замедлению падающего тела, которое не должно превышать 98 .
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
1.17. При ударе острым предметом с энергией не менее 30 Дж, для облегченной каски с энергией удара не менее 10 Дж (перфорация) каска должна исключать его касание поверхности макета головы.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.18. Корпус каски не должен гореть более 5 с после удаления из пламени газовой горелкой. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.19. Под действием воды не должен деформироваться корпус каски и не должны изменяться его прочностные свойства.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.20. Корпус каски при соприкосновении с токоведущими деталями должен защищать от поражения электрическим током напряжением 440 В. Ток утечки при обоих испытаниях по п. 2.9 не должен превышать 1,2 мА.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
1.21. Прочность соединения деталей внутренней оснастки с корпусом в каждой точке присоединения должна быть не менее 80 Н.