Действующий
минимум аэродрома для посадки - минимально допустимые значения видимости на ВПП и высоты нижней границы облаков или высоты принятия решения, при которых разрешается выполнять посадку на воздушном судне данной категории на данном аэродроме;
минимум воздушного судна для взлета - минимально допустимые значения видимости на ВПП и высоты нижней границы облаков, позволяющие безопасно производить взлет на воздушном судне данного типа;
минимум воздушного судна для посадки - минимально допустимые значения видимости на ВПП и высоты нижней границы облаков или высоты принятия решения, позволяющие безопасно выполнять посадку на воздушном судне данного типа;
минимум командира воздушного судна для взлета - минимально допустимые значения видимости на ВПП и, при необходимости, высоты нижней границы облаков, при которых командиру воздушного судна разрешается выполнять взлет на воздушном судне данного типа;
минимум командира воздушного судна для посадки - минимально допустимые значения
посадочной видимости и высоты нижней границы облаков или высоты принятия решения, при которых командиру воздушного судна разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа;
навигационная обстановка - совокупность элементов, характеризующих базирование авиации, распределение воздушного пространства, характер местности,
метеорологические условия, естественное освещение, оборудование района полетов средствами связи, радиотехнического и радиолокационного обеспечения полетов;
навигационная подготовка - вид летной подготовки, направленный на обучение летного экипажа ведению ориентировки в полете, выдерживанию параметров боевого (полетного) порядка и маршрута полета с выходом в заданную точку в установленное время;
наземная подготовка летного состава - процесс формирования и совершенствования летным составом на земле знаний, умений, навыков и профессиональных качеств, необходимых для выполнения функциональных обязанностей;
обеспечение безопасности полетов - комплекс мероприятий, проводимых авиационным персоналом, направленный на создание условий для проведения полетов без авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
обозначенная посадочная площадка - участок земли, водной или иной поверхности заранее подобранный, имеющий свои координаты, маркировку и пригодный для взлета и посадки воздушных судов;
облет воздушного судна - специальный полет, выполняемый с целью проверки основных летно-технических характеристик воздушного судна и его силовых установок по специальным программам;
общая подготовка летного состава к полетам - процесс приведения в готовность летного состава к выполнению задач летной подготовки на предстоящий месяц (с курсантами не проводится);
ознакомительный полет воздушного судна, принятого от промышленности, авиационного ремонтного завода, других авиационных частей - специальный полет, выполняемый для ознакомления с особенностями пилотирования воздушного судна и проверки работоспособности его систем и оборудования в полете;
опасный фактор - событие или совокупность событий, проявление которых в полете может привести к возникновению и развитию особой ситуации и, в конечном итоге, к авиационному происшествию;
опасные явления погоды - явления погоды или значения метеорологических элементов, которые угрожают безопасности полетов или сохранению авиационной техники на аэродроме (корабле);
оперативно-служебная задача - задача, поставленная старшим начальником подразделению, группе (иногда - сотруднику) для достижения заданной цели операции, оперативных мероприятий или других действий к установленному сроку;
организация полетов - комплекс мероприятий, проводимых должностными лицами авиационных воинских частей и воинских частей обеспечения по определению задач полетов (
летной смены), порядка и последовательности их выполнения и приведению в готовность личного состава, воздушных судов, аэродрома, сил и средств управления, обеспечения полетов к их выполнению;
орнитологическая обстановка - совокупность условий, создавшихся в определенном районе из-за наличия в нем птиц, влияющих своей жизнедеятельностью на безопасность полетов воздушных судов;
особая ситуация - ситуация, возникающая в полете в результате воздействия
опасных факторов;
перегонка воздушного судна - перелет, осуществляемый в целях передачи воздушного судна с предприятия промышленности и авиационного ремонтного завода в авиационную воинскую часть и наоборот, а также из одной авиационной воинской части в другую;
перелет - полет, выполняемый с посадкой на другом
аэродроме (площадке);
перевозка - перелет с целью доставки пассажиров (войск) или грузов (боевой техники) с одного аэродрома (площадки) на другой;
пилотаж - преднамеренно выполняемые воздушным судном маневры, характеризующиеся изменением его пространственного положения и режима полета. По степени сложности пилотаж подразделяется на простой, сложный и высший, а по количеству участвующих в нем воздушных судов - на одиночный и групповой;
плановая таблица полетов - документ установленного образца, определяющий порядок выполнения полетов, виды полетных заданий экипажам и очередность их выполнения;
подготовка к полетам летного состава - процесс приведения в готовность летного состава к выполнению полетных заданий;
подлет - перемещение над площадью маневрирования аэродрома (посадочной площадки) в пределах диапазона высот, позволяющего использовать эффект земли, и на скоростях, принятых для руления;
поисково-спасательные работы - комплекс мероприятий, проводимых с целью поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие;
полет - движение воздушного судна с начала взлета до окончания посадки (
пункт 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации);
полетная палуба - взлетный участок, посадочный участок, взлетно-посадочная площадка, парковая зона на авианесущем корабле;
полетный порядок - взаимное расположение воздушных судов, подразделений и частей при совместном полете, не связанном с выполнением боевой задачи;
посадка - этап полета от момента замедленного движения воздушного судна с высоты начала выравнивания (начала торможения при вертикальной посадке) до момента касания земной, водной или иной поверхности и окончания пробега (дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке) (
пункт 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации);
посадочная площадка - участок земли, водной или иной поверхности, пригодный для взлета и посадки воздушных судов (
пункт 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации);
посадочная площадка обозначенная - участок земли, водной или иной поверхности заранее подобранный и пригодный для взлета и посадки воздушных судов, имеющий свои координаты, маркировку, при необходимости оснащенный средствами управления и обеспечения для проведения полетов;
посадочная площадка необозначенная - участок земной, водной или иной поверхности подобранный экипажем в полете, пригодный для взлета и посадки воздушных судов;
предварительная подготовка - приведение в готовность личного состава, воздушных судов, аэродрома, сил и средств управления и обеспечения полетов к выполнению задач полетов (летной смены);
предполетная подготовка - приведение в готовность личного состава, воздушных судов, аэродрома, сил и средств управления и обеспечения полетов к выполнению задач полетов (летной смены) с учетом конкретных условий;
пробег - замедленное движение воздушного судна от касания ВПП до достижения воздушным судном скорости руления, позволяющей безопасно изменять направление движения. Скорость руления определяется руководством по летной эксплуатации воздушного судна;
продолжительность летной смены - время, отсчитываемое с момента начала взлета первого и до момента окончания посадки последнего воздушного судна. Время на подготовку и выполнение воздушной разведки погоды в продолжительность летной смены не включается;
производство полетов - процесс согласованных действий личного состава авиационных и обеспечивающих частей по организации, проведению и разбору полетов;
простой пилотаж - маневрирование воздушного судна в воздухе с выполнением фигур пилотажа с углами тангажа менее 45 град. и с кренами до 60 град. включительно (для вертолетов с углом тангажа до 20 град. и с кренами до 45 град. включительно). Параметры фигур простого пилотажа определяются курсами
боевой подготовки (специальными курсами);
простые метеорологические условия - условия, при которых весь полет может выполняться визуально;
разбег - ускоренное движение воздушного судна с момента страгивания до отделения от ВПП;
сложная орнитологическая обстановка - наличие птиц на пути движения ВС, которое может привести к столкновению с ними;
сложные метеорологические условия - условия, при которых полет полностью или частично выполняется по приборам (при отсутствии видимости земли или естественного горизонта) или визуально под облаками в условиях, определенных настоящими Правилами;
сложный пилотаж - маневрирование воздушного судна в воздухе с выполнением фигур пилотажа с углами тангажа 45 град. и более и с кренами более 60 град. (для вертолетов с углами тангажа более 20 град. и с кренами более 45 град.). Параметры фигур сложного пилотажа определяются курсами боевой подготовки (специальными курсами);
служебно-боевая задача - задача, поставленная вышестоящим командиром объединению, соединению, части, подразделению (иногда - группе, отдельному военнослужащему) для достижения заданной цели в операции, бою к установленному сроку;
служебные документы - положения, наставления, инструкции, руководства, пособия и правила, разрабатываемые в федеральных органах исполнительной власти в пределах их компетенции;
специальная подготовка государственной авиации - система спланированных, организованных и проводимых мероприятий по подготовке личного состава воинских и специальных формирований федеральных органов исполнительной власти к выполнению специальных задач по предназначению с применением специального оборудования, установленного на воздушных судах;
специальные воздушные суда - воздушные суда, предназначенные для выполнения задач, связанных с использованием установленного на них специального оборудования;
специальный полет -
полет на выполнение заданий требующий от экипажа специальных навыков, а также на выполнение полетных заданий не предусмотренных упражнениями КБП;