(Действующий) Приказ Министра обороны РФ от 27 апреля 2009 г. N 265 "Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
За лицом, принимающим пищу, должен наблюдать один из членов экипажа, чтобы в случае необходимости оказать помощь. При внезапной разгерметизации кабины следует немедленно прекратить прием пищи, возвратить маску в исходное положение и восстановить герметичность ее прилегания к лицу.
При полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине равно фактическому барометрическому давлению на высоте 5000 м или ниже его, экипаж должен принимать пищу и питье только при надетой кислородной маске (гермошлеме), имеющей клапан для питания (кислородная маска КМ-32П). В такие полеты должен выдаваться специальный высотный бортовой паек, состоящий из консервированных пюреобразных и жидких продуктов, упакованных в алюминиевые тубы.
Перед приемом пищи из тубы необходимо отвинтить бушон (колпачок), вскрыть защитную фольгу на горловине тубы и навинтить на нее мундштук из парафинированного картона или оргстекла. Затем, держа подготовленную указанным образом тубу, правой рукой ввести мундштук через клапан в маске в рот. Во избежание загрязнения маски и подмасочного пространства не следует сильно надавливать на тубу рукой.
После полета маска и дыхательные клапаны должны быть очищены от остатков пищи, а маска проверена на герметичность.

Питание и водообеспечение в аварийных условиях

В целях сохранения и поддержания работоспособности на уровне, необходимом для выживания после аварийного приземления (приводнения) в безлюдной местности, экипажи воздушного судна снабжаются аварийными запасами. Аварийные запасы на воздушном судне содержатся в форме носимых аварийных запасов или бортовых аварийных запасов.
В состав носимых аварийных запасов и бортовых аварийных запасов, кроме средств сигнализации и связи, предметов первой необходимости и аптечки, как правило, включаются аварийные запасы пищи и воды (так называемая водно-пищевая группа).
Медицинский контроль обеспечения экипажей воздушного судна аварийными запасами пищи и воды включает:
санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов;
контроль правильности комплектации пищевых групп аварийных запасов;
контроль своевременности освежения аварийных запасов пищи и воды.
Санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов пищи, осуществляет начальник медицинской службы авиационно-технической части, который акцентирует внимание на сроках изготовления продуктов, признаках их порчи, сохранности и чистоте упаковки.
Освежение продуктов, входящих в наборы аварийных запасов, производится по истечении сроков хранения по планам командиров авиационной и авиационно-технической частей, а также при установлении полной или частичной невозможности использования продуктов.

Организация питания при вылете по тревоге

При невозможности обеспечения летного состава горячей пищей в период подготовки к вылету по тревоге питание организуется за счет специального набора продуктов.
Комплекты наборов продуктов должны храниться в двух местах: на продовольственном складе авиационно-технической части и в специально отведенном помещении на аэродроме. Наборы должны быть готовы к выдаче в любое время суток.
Вылет экипажей натощак не допускается.
Приложение N 6
к Правилам (п. 101)

Методика проведения барокамерных подъемов

Перед барокамерными подъемами проводится медицинский осмотр в объеме предполетного (опрос о самочувствии, сне и отдыхе, измерение пульса, артериального давления и температуры тела, осмотр зева и проверка носового дыхания). Указанный осмотр может быть расширен за счет применения функциональных нагрузочных проб. Для лиц старше 35 лет обязательной является запись электрокардиограммы в трех стандартных отведениях.

Подъем на высоту 5000 - 6000 м

Подъем проводится в барокамерах, оборудованных системой дистанционного управления аварийной подачи кислорода и аппаратурой для регистрации электрокардиограммы. В высотных испытаниях одновременно принимают участие не более четырех и не менее двух человек. Один из них назначается старшим. Связь осуществляется по переговорному устройству.
Перед размещением людей в барокамере следует обязательно проверить положение вентилей: атмосферный вентиль должен быть открыт, а вакуумный - закрыт. Перед испытанием проводится беседа о целях подъема с обязательным освещением следующих положений:
практически здоровый человек, как правило, ощущает изменение своего состояния под влиянием недостатка кислорода на высотах 5000 - 6000 м;
подъем на высоту 5000 - 6000 м предназначается для практического показа возможности распознавания высотной гипоксии по собственным ощущениям и для обучения мерам по устранению кислородного голодания в высотном полете;
ощущения, возникающие на высоте при дефиците кислорода, весьма индивидуальны и обычно проявляются при повторных воздействиях высотной гипоксии;
умение распознать кислородное голодание в полете, принять грамотное решение и выполнить необходимые действия по устранению гипоксии является залогом успешного выхода из аварийной гипоксической ситуации в высотном полете.
В барокамере летный состав знакомится со штатной работой кислородно-дыхательной аппаратуры и защитного снаряжения, признаками их неисправности или неправильной эксплуатации. В целях демонстрации штатной работы кислородно-дыхательной аппаратуры и защитного снаряжения летному составу предлагается:
надеть шлемофон или защитный шлем и кислородную маску, подсоединить кислородную маску к кислородному прибору;
открыть на щитке кислородный вентиль и по манометру индикатора кислорода убедиться в достаточности запаса кислорода;
перевести ручку крана дополнительной подачи кислорода (ручной выключатель автомата подсоса воздуха) в положение "100% "; при нормальной работе кислородно-дыхательной аппаратуры лепестки индикатора указателя кислорода отслеживают "вдох-выдох".
Ознакомление с наиболее типичными нарушениями правил эксплуатации кислородно-дыхательной аппаратуры и снаряжения осуществляется посредством имитации следующих ситуаций:
"взлет" с закрытым бортовым кислородным вентилем или без запаса кислорода; при этом стрелка манометра индикатора кислорода находится на отметке "0";
неприсоединение кислородной маски к кислородному прибору и (или) неплотное ее прилегание к лицу; в этих случаях даже после перевода крана дополнительной подачи кислорода в положение "100% " и форсированном дыхании через кислородную маску лепестки индикатора кислорода остаются неподвижными.
До подъема и на высоте 5000 и 6000 м при дыхании воздухом и после переключения дыхания на 100-процентный кислород летчики (курсанты) заполняют протокол: указывается положение лепестков индикатора кислорода, выполняется в течение 1 минуты тест "счет-письмо", оценивается самочувствие в баллах (5 - 1 балл) и фиксируются ощущения в протоколе записей обследуемого при подъеме на высоту 5000 - 6000 м (далее именуется - протокол) (приложение N 1 к приложению N 6 к настоящим Правилам).
Подъем от земли (0 м) до высоты 5000 м и от 5000 до 6000 м проводится со скоростью 15 - 20 м/с при дыхании воздухом (кислородные вентили в барокамере закрыты, маски подсоединены к кислородным приборам). Длительность пребывания на каждой высоте (5000 и 6000 м) - 5 минут. В конце пребывания на высоте 6000 м летчики (курсанты) по команде врача выполняют практические действия по устранению гипоксического состояния: открывают приборный кислородный вентиль, переходят на дыхание 100-процентным кислородом (переключатель на "100% "), плотно фиксируют кислородную маску на лице. После этого в протоколе отмечают положение лепестков индикатора кислорода, изменение самочувствия и ощущений, выполняют тест "счет-письмо". В это же время начинается спуск до земли со скоростью 10 - 15 м/с.
Досрочное прекращение подъема (восстановление кислородного обеспечения до истечения 10-минутного пребывания на высоте 5000 - 6000 м) осуществляет врач путем дистанционного включения аварийной подачи кислорода только при пониженной переносимости высотной гипоксии: активные жалобы на плохое самочувствие, неадекватность реакции сердечно-сосудистой системы на гипоксию (учащение пульса более чем на 40 уд/мин, повышение систолического артериального давления более чем на 30 мм рт.ст., брадикардия), выраженное ухудшение умственной работоспособности.
В течение всего подъема врач обязан вести непрерывное наблюдение за обследуемыми, их внешним видом, поведением, динамикой частоты сердечных сокращений и артериального давления, контролировать правильность и своевременность выполнения теста "счет-письмо" и записей в протоколе. У практически здоровых людей при кратковременном (до 10 мин) пребывании на высоте 5000 - 6000 м отмечается достаточно выраженная активация сердечно-сосудистой системы и дыхания, возрастают частота и глубина дыхания. Частота сердечных сокращений повышается на 20 - 30 уд/мин, артериальное давление - на 10 - 20 мм рт.ст. Характерными ощущениями в этих условиях являются тяжесть и (или) пульсация в голове, слабость, головокружение, ухудшение зрения, нехватка воздуха, сердцебиение, затруднение при счете. У отдельных лиц, особенно молодого возраста, выраженная тахикардия и усиленное дыхание обусловлены эмоциональной напряженностью, на что косвенно указывает высокий уровень частоты сердечных сокращений и артериального давления еще до подъема на высоту. С ними врач должен проводить индивидуальные беседы в целях устранения эмоциональной напряженности. Резкое увеличение частоты сердечных сокращений или быстрое урежение пульса на высоте 5000 - 6000 м являются неблагоприятными признаками и обычно предшествуют обморочному состоянию.
Все функциональные изменения, возникающие в период проведения подъемов, должен фиксировать врач. Это необходимо для своевременного оказания неотложной медицинской помощи, а также для вынесения правильного заключения о реакции летчика на гипоксию. Врач, проводящий подъемы на 5000 - 6000 м, должен гарантировать их безопасность и уметь оказывать первую медицинскую помощь в каждом конкретном случае. Данные о результатах подъемов врач заносит в журнал учета барокамерных подъемов летного состава войсковой части (приложение N 2 к приложению N 6 к настоящим Правилам) и в медицинские книжки летного состава.
При этом отмечается, что летчик (курсант) ознакомлен с воздействием высотной гипоксии и обучен мерам по ее устранению, указываются наиболее характерные ощущения гипоксического состояния, изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления, а также результаты теста "счет-письмо". Одновременно дается оценка степени переносимости кратковременного действия высотной гипоксии - умеренная или выраженная. Переносимость гипоксии оценивается как нормальная или пониженная. Диапазон изменений психофизиологических показателей при нормальной и пониженной переносимости высотной гипоксии (высота 5000 - 6000 м) приведен в приложении N 3 к приложению N 6 к настоящим Правилам.
Лица с пониженной переносимостью гипоксии временно отстраняются от летной работы. При выявлении пониженной переносимости гипоксии этих лиц направляют на стационарное обследование в отделение врачебно-летной экспертизы госпиталя.

Подъем на высоту 13 500 м

Подъемы на высоту 13 500 м проводятся в барокамере, оборудованной кислородно-дыхательной аппаратурой в варианте комплекта кислородного оборудования ККО-5 или ККО-15 с использованием защитного снаряжения (высотного компенсирующего костюма ВКК-6 или ВКК-15 в сочетании с защитным шлемом ЗШ-5 или ЗШ-7 и кислородными масками КМ-34, КМ-34Д, КМ-35 или гермошлемом ГШ-6). Перед подъемом проводится десатурация в целях профилактики высотной декомпрессионной болезни.
К высотным испытаниям допускается летный состав, изучивший особенности работы и эксплуатации кислородно-дыхательной аппаратуры и защитного снаряжения на высоте более 12 000 м и прошедший обучение дыханию и речи под избыточным давлением. Подъем проводится в индивидуально выбранном и подогнанном снаряжении не более четырех и не менее двух человек одновременно. Связь осуществляется по переговорному устройству. Визуальное наблюдение ведется через иллюминаторы.
Перед высотными испытаниями врач посредством технического подъема должен определить высоту срабатывания (создания избыточного давления) каждого кислородного прибора КП-52, имеющегося в барокамере. Это позволит ему точнее прогнозировать очередность и момент создания избыточного давления в снаряжении у каждого летчика, более полно и внимательно наблюдать за их реакциями на моделируемую аварийную ситуацию. Затем летчиков инструктируют о целях предстоящего подъема, особенностях работы кислородно-дыхательной аппаратуры и снаряжения, возможных декомпрессионных нарушениях и мерах по их устранению, а также напоминают о наиболее характерных ощущениях дискомфорта при создании избыточного давления в снаряжении на высоте более 12 000 м.
Летному составу разъясняются следующие положения:
ознакомление с условиями пребывания и работы при барокамерном подъеме на высоту до 13 500 м в снаряжении с избыточным давлением поможет летчику быстро и правильно оценить аварийную ситуацию и выполнить необходимые действия при разгерметизации кабины самолета в стратосферном полете;
подъем на высоту 13 500 м проводится для практического ознакомления летчика с необычными условиями пребывания и работы в снаряжении с избыточным давлением и предметного показа эффективности и надежности защитных средств при разгерметизации кабины на больших высотах;
включение кислородного прибора КП-52М в режим избыточного давления происходит автоматически на высоте 11 000 - 13 000 м;
в момент срабатывания кислородного прибора создается избыточное давление в системе дыхания (до 400 - 500 мм вод. ст.) и камерах высотного компенсирующего костюма (до 1 кгс/ ); при этом могут отмечаться кратковременные затруднения дыхания и речи, резкое обжатие тела костюмом, непроизвольное изменение позы, ограничение и затруднение движений, сужение поля зрения вследствие "вырастания" герметического шлема;