Действующий
При выполнении второго варианта подключается еще одна фаза - задержка дыхания на выдохе. На начальном этапе тренировки здесь необходимо соблюдать следующее соотношение: вдох (4 с), задержка дыхания на вдохе (16 с), выдох (8 с), задержка дыхания на выдохе (4 с). После 15 циклов в указанном режиме можно перейти к соотношению 5:20:10:5 с и продолжать тренировки до достижения рубежа 12:48:24:12 с, что является показателем достаточного уровня произвольной регуляции дыхания.
Данное упражнение предназначено для быстрого повышения общего тонуса организма. В отличие от обычного процесса дыхания, при котором вдох совершается активно, а выдох пассивно, в мобилизационном варианте вдох менее активный, а выдох осуществляется активно и достаточно резко с искусственно создаваемым затруднением. Такое дыхание используется как самостоятельно, так и для активации после сеансов аутогенной тренировки, функциональной музыки и слайд-фильмов.
Упражнение выполняется следующим образом. Исходное положение - сидя, спина прямая. Делается свободный вдох (3 с) и удлиненный выдох (6 с). Выдох осуществляется с искусственным затруднением за счет напряжения мышц языка и гортани (движение наподобие зевка с закрытым ртом), а воздух при этом через нос с силой выдыхается из легких. Одновременно напрягаются мышцы рук, груди и живота. Для активации организма применяется 5 - 6 дыхательных циклов.
Для заполнения (зарядки) кислородных систем воздушного судна газообразным медицинским кислородом применяется автомобильная кислородозарядная станция. Каждая автомобильная кислородозарядная станция имеет емкость в виде батареи баллонов высокого давления. Компрессоры приводятся в действие от двигателя автомобиля. Принцип работы всех автомобильных кислородозарядных станций одинаков и заключается в перепуске сжатого газообразного кислорода из баллонов с большим давлением в баллоны с меньшим давлением с последующим его повышением до заданного уровня при помощи компрессора.
Начальник медицинской службы авиационной части перед проведением полетов обязан провести проверку представленной документации (паспорта) на кислород, гигиенического состояния средств заправки кислородом, органолептическую оценку его качества.
Эта проверка включает проверку документов (паспорта), подтверждающих качество газов, чистоты шлангов и штуцеров средств заправки, наличие спецодежды (белых халатов), спирта для обработки штуцеров и заправочного шланга.
Медицинский кислород, предназначенный для дыхания в высотном полете, должен содержать чистого кислорода по объему не менее 99,5%; он не должен иметь запаха, содержать ацетилена, масел, окиси углерода, газообразных кислот и оснований, влаги и механических примесей.
Кислород медицинский газообразный по содержанию вредных примесей должен соответствовать следующим требованиям:
N п/п | Наименование показателей | Норма |
1 | Внешний вид | бесцветный газ без запаха |
2 | Содержание окиси углерода (СО) | отсутствует |
3 | Содержание двуокиси углерода (СO2) | отсутствует |
4 | Содержание азота и других газов - окислителей | отсутствует |
5 | Содержание водяных паров | не более 0,07 г/м3 при температуре 20°С и Давлении 760 мм рт.ст. |
Органолептическая оценка качества кислорода проводится следующим образом. Водителю автомобильной кислородозарядной станции предлагается включить подачу кислорода с небольшим напором и направить кислородный шланг в сторону от людей и огнеопасных поверхностей на чистое зеркало, которое держится таким образом, чтобы отраженный от зеркала кислород попадал в лицо. При этом одновременно определяются запах (кислород не должен иметь запаха) и влажность кислорода (поверхность зеркала не должна запотеть).
Затем струю кислорода направляют на черную ткань (контроль отсутствия светлых примесей). Затем струю кислорода направляют на белую ткань, например, полу халата. При этом контролируется отсутствие темных примесей.
После проведения проверки врач делает отметку в паспорт о разрешении на использование кислорода для заправки систем воздушного судна.
Индивидуальный опрос проводится в форме свободной беседы индивидуально, без присутствия посторонних лиц. В первую очередь выясняется самочувствие, наличие жалоб на состояние здоровья. Уточняется соблюдение предполетного режима: время отдыха, продолжительность и качество сна, самочувствие после пробуждения.
В процессе опроса оценивается внешний вид, поведение, двигательная активность, эмоциональное состояние.
Данные, получаемые в результате изучения внешнего вида, по своей информативности не уступают показателям инструментального обследования.
По внешнему виду, выражению лица, характеру ответов на вопросы и другим поведенческим реакциям врач может предположить наличие отклонений в состоянии здоровья или нарушения предполетного режима.
При внешнем осмотре следует обращать внимание на окраску и состояние открытых кожных покровов и видимых слизистых (бледность, гиперемия, повышенная потливость, акроцианоз, истеричность). Осмотр зева начинается с мягкого неба. Отмечается его окраска, подвижность при произнесении обследуемым звука "А". Затем осматривается задняя стенка глотки и миндалины. Незначительная гиперемия слизистых оболочек или увеличение миндалин даже при отсутствии субъективных жалоб должны привлечь внимание врача, поскольку слабо выраженные катаральные явления в зеве и носоглотке могут привести к осложнениям при перепадах барометрического давления в полете. Осмотр барабанной перепонки производится с помощью ушных воронок. Затем проводится проверка носового дыхания, при исследовании которого обследуемому предлагают закрыть рот и дышать только носом, при этом к каждому носовому ходу поочередно подносится марлевая нитка или ватная пушинка, и по ее колебаниям оценивается состояние носового дыхания (свободное, удовлетворительное, резко затрудненное или отсутствует). Затрудненное носовое дыхание, как правило, сопровождается нарушением барофункции уха и придаточных пазух носа.
Измерение температуры тела проводит фельдшер (медсестра) ртутным термометром в течение 7 - 10 минут. Суточные колебания температуры тела здорового человека не выходят за пределы 35,7 - 36,8°С утром и 36,2 - 36,9°С вечером.
При полетах в условиях высоких температур окружающей среды температура тела измеряется и между полетами, если у врача возникают подозрения о перегревании организма летчика.
Следует иметь в виду, что даже при значительном повышении температуры тела (до 38°С) человек может не замечать заметных сдвигов самочувствия.
По результатам медицинского освидетельствования устанавливается индивидуальная физиологическая норма (фоновые данные) пульса и артериального давления.
Частота пульса определяется пальпаторно на лучевой артерии в течение 30 секунд. Важными показателями являются частота, ритм и наполнение пульса.
Незначительное учащение сердечных сокращений на предполетном осмотре может носить случайный характер (кратковременная физическая нагрузка, курение, прием пищи). В таких случаях целесообразно предложить отдых в течение 10 - 15 минут и повторно подсчитать частоту сердечных сокращений. Если показатели при повторном подсчете укладываются в рамки фоновых данных указанного летчика, то предыдущее учащение пульса объясняется эмоциональной реакцией летчика на медицинский осмотр.
Достаточно часто встречается дыхательная аритмия. Она исчезает, если обследуемый сделает глубокий вдох, а затем выдох и задержит дыхание на выдохе. Дыхательная аритмия является вариантом нормы.
Если обнаружена аритмия неясного характера или повторяющаяся экстрасистолия, ранее не наблюдавшаяся, это является показанием для отстранения от выполнения (руководства полетами, обеспечения) полетов.